Цели урока:
познавательные:
а) познакомить учащихся с составной задачей в 2
действия и оформлением записи её решения;
б) формировать навык решения простых задач;
в) совершенствовать навыки сложения и вычитания
однозначных и двузначных чисел в пределах 100;
развивающие:
а) формировать умения анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать; выдвигать гипотезы и предположения;
б) проводить наблюдения, преобразовывать условия
задачи;
в) тренировать память, мышление, воображение;
воспитательные:
а) воспитывать исполнительность,
внимательность, добросовестность, уверенность в
себе;
б) воспитывать чувства, обеспечивающие
успешность творческой деятельности:
увлечённость, сообразительность,
инициативность, самостоятельность.
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться решать новые задачи, но чтобы решить любую задачу необходимо уметь выполнять действия с числами, т.е. решать примеры.
2.Проверка домашнего задания: с. 55 № 5 ( учебник Моро для 1класса)
-У кого примеры, заданные на дом, вызвали затруднения?
- Давайте постараемся решить аналогичные примеры, записанные на доске. Игра “Найди пример”.
На доске запись:
1) 17 – 10 – р | 2) 16 – 10 – е | 3) 10 + 8 – л |
7) 14 – 1 - г | 5) 18 + 1 - а | 2) 9 – 3 - е |
1) 2 + 10 – м | 6) 15 – 5 -т | 8) 12 – 0 - м |
- Отвечайте на мои вопросы, поставьте под числа нужные буквы и прочитайте слово:
10 |
6 |
18 |
6 |
13 |
7 |
19 |
12 |
12 |
19 |
Т |
е |
л |
е |
г |
р |
а |
м |
м |
а |
- Найдите пример, в ответе которого только десятки;
- пример, в ответе которого однозначное число;
- ответ-1десяток и 8 единиц;
- уменьшите 10 на 3 и найдите пример с таким ответом;
- в ответе какого примера не хватает 1единицы до 2 десятков;
- на сколько 20>10?, найдите пример с таким ответом;
- найдите пример, где вычитаемое 1 и решите;
- в каком примере уменьшаемое = разности.
Какое слово у вас получилось? (Телеграмма).
-Правильно, к нам на урок пришла телеграмма.
(Учитель читает текст телеграммы: “Дорогие первоклассники! Будьте внимательны, вас ждут новые задачи”).
Подготовка к новой теме.
-Прежде чем приступить к решению новых задач, нужно потренироваться решать их устно. ( Приготовили вееры с цифрами.)
1) Настя прочитала 12 сказок, а Ваня 3. Сколько сказок прочитали они вместе?
-Измените вопрос так, чтобы она решалась вычитанием.
2) В 1 классе Лена израсходовала 9 тетрадей в клетку, а во 2 классе на 7 тетрадей больше. Сколько тетрадей израсходовала Лена во 2 классе?
-Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась так: 9 – 7.
Работа над новой темой.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием, а теперь будем решать задачи, написанные на доске:
-Решите устно:
1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке? | 2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках? |
-Прочитайте внимательно эти задачи.
-Что в них общего?
-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)
Открываю задачу, записанную на доске:
На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?
-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?
-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?
Стираю второй вопрос.
-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.
Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.
-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).
-Что нам известно в задаче?
-Что сказано про число шариков на второй проволоке?
-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”.
-Какой вопрос в задаче будет главным?
-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)
-А на какой вопрос можем?
На доске наборное полотно с шариками.
-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?
-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).
-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).
-Как узнать сколько их?
1) 10 – 3 = 7(ш.)
-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?
2) 10 + 7 = 17(ш).
-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:
-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.
-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:
10 + (10 – 3) = 17
Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.
-Задачи в два действия называются составными.
Физкультминутка.
1,2,3,4,5 - все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше-
И легко-легко подышим.(пауза)
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Первичная проверка понимания нового материала.
Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.56 № 2.
“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.
Ученик решает у доски с объяснением.
-Что обозначает число 8?
-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?
Закрепление изученного материала.
На наборном полотне показано условие задачи:
-Составьте задачу по рисунку и решите её.
(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).
-Составим вместе план решения задачи.
-О чём говорят два знака вопроса?
-Какой вопрос главный? Обведите его.
-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?
-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?
-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.
(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.
Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
-Поднимите красный светофор те ребята, которые научились решать составные задачи, а зелёный те, кто ещё не уверен в себе. Решать такие задачи мы продолжим на следующих уроках.
Диагностика.
На доске записаны четыре выражения:
1) 6 + 3 | 3) 6 + (6 + 3) |
2) 6 – 3 | 4) 6 + (6 – 3) |
-Я буду читать вам условия задач. Вы должны определить, какое из выражений является решением каждой задачи и записать номер выражения.
Задачи:1) На поляне растёт 6 сосен, а елей на 3 дерева меньше. Сколько елей растёт на поляне? (2)
Задача записана на доске.
2)Для украшения ёлки дети сделали 6 снежинок, а фонариков на 3 больше. Сколько всего игрушек сделали ребята?(3)
-Что обозначает выражение (6 + 3), а выражение 6 + (6 + 3)?
Проверка. (2, 3).
-Кто попробует сам составить задачу, которая решалась бы так: 6 + 3.
-А теперь задачу, у которой решение – 6 + (6 – 3).
-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.
Домашнее задание.
-На дом я предлагаю творческое задание. Каждый из вас должен придумать составную задачу, т. е. задачу, которая решается двумя действиями.