ХПИ урока: “Для поэта, композитора, художника, как для каждого из нас, нет природы без человека”
Цели:
- Привить детям интерес и любовь к русскому народному творчеству.
- Расширить представление учащихся о некоторых явлениях действительности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с возникновением и появлением на Руси колоколов через русскую народную культуру.
- Развивать творческие способности учащихся, вокально-хоровые навыки, исполнительскую культуру, образное мышление.
- Воспитывать патриотические и нравственные качества учащихся, уважение к песенному наследию предков.
Оборудование урока:
Музыкальный материал:
- Песня “Коля-колокольчик”
- Русская народная песня “Вечерний звон”
- Попевка “Дон-дон”
- Колокольчики
Наглядный материал:
- Портрет художника И.И.Левитана
- Репродукции картин русских художников-пейзажистов
- Репродукция картины И.И.Левитана “Вечерний звон”
- Плакаты со словами “Живописная музыка”, “Музыкальная живопись”
Краски и кисточки для рисования.
Колокольчики из бумаги.
Ход урока
Начало урока
Звучит мелодия к песне “Коля-колокольчик”
- Ребята, какое чувство пробудила в ваших душах эта мелодия?
(Весёлое, радостное, задорное)
- Эта песня народная или её написал автор, композитор?
(Народная, звучит в народном духе)
- Молодцы! Вы правильно определили. Эта мелодия впитала в себя характерные черты русской народной песни.
У вас на столах лежат маленькие колокольчики, вы мне подыграете этими колокольчиками. Но сначала мы вместе отработаем ритмический рисунок отрывка.
(Разучивается отрывок мелодии, отрабатывается ритмический рисунок с колокольчиками).
- Вам понравилась наша музыка?
(Получилось очень интересно, радостно).
- Мы прослушаем ещё одну мелодию.
(Звучит отрывок из русской народной песни “Вечерний звон”).
- У вас изменилось настроение или осталось прежним?
(Эта музыка отличается от первой мелодии, она грустная, печальная).
- Вы правы, здесь нет озорства и веселья, оно исчезло. Но чтобы правильно охарактеризовать эту песню, прослушаем её полностью.
(Звучит запись песни “Вечерний звон”).
- О чём рассказала нам песня “Вечерний звон”?
(О жизни человека, о его воспоминаниях о прошлом).
- Как вы думаете, народная песня или композиторская?
(Народная, потому что исполнялась протяжно).
- Была ли изобразительность?
(Да, голоса людей изображали удар колоколов).
- Так что же заставляет человека задуматься?
(Звон колоколов).
- Как на человека действовали колокола?
(Они заставляют задуматься, навевают печаль).
- О каком звоне здесь поётся?
(О вечернем).
- Как вы представляете картину вечернего звона? Может, вам в этом помогут репродукции картин? Какой картине наиболее созвучна эта песня?
(Там, где виднеются церковные колокола).
- Но ведь не только колокола вызвали у человека чувства печали, задумчивости?
(На этой картине краски затемнённые, спокойные, природа изображена вечерняя).
- Вы правильно заметили. Давайте прислушаемся к картине и попробуем услышать звон колоколов. И картина, и песня заставляют нас призадуматься, наполняют наши сердца лёгкой, неуловимой грустью. Картина тоже называется “Вечерний звон”, и написал её знаменитый русский художник И.И.Левитан. Про такую картину говорят “живописная музыка” или “музыкальная живопись”.
- А сейчас позвоните все в колокольчики. Давайте вспомним попевку “Бом-бом”.
(Дети исполняют попевку).
- Как звучали колокола в этой попевке?
(Тревожно, но шутливый характер этих слов заставлял нас радоваться и смеяться).
- Ребята, исполните сейчас эту попевку с мимикой, жестами и передайте то настроение, которое присутствует у нас на уроке: радость, озорство.
- У вас всё получилось замечательно!
- Какое настроение принесли нам колокола на уроке?
(Весёлое, радостное.
Задумчивое, грустное.
Шутливое, озорное.)
- А вам интересно узнать, как появились колокола? Я вам сейчас расскажу одну историю… С незапамятных времён крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы они не заблудились и не потерялись. Такие предметы назывались “ботала”. Но специально отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, ещё в IV веке один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал и прилёг на траву, Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит. Открыл он глаза и увидел возле самого уха качается знакомый цветок. Как вы думаете, какой цветок он увидел?
(Колокольчик)
-Конечно, это был колокольчик, в переводе с итальянского “кампана”-цветок. Он решил, что именно он помог ему избавиться от болезни. Вернулся монах в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла. На Руси колокола появились в Х веке вместе с Православием. Отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце ХV века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов и быстро превзошли западных мастеров. Колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещал людей о важных событиях.
В конце XVIII века в России стали изготавливать маленькие колокольчики. И вот они сейчас у вас на столах.
- А сейчас внимательно послушайте мелодию.
(Звучит песня “Коля-колокольчик”).
- Вы узнали её? (Она звучала в начале урока). Она называется “Коля-колокольчик”.
- Разучим первую фразу. Звук полётный, лёгкий. Дыхание непрерывное.
(После разучивания песни попросить ребят исполнить песню стоя, вступать с колокольчиками дружно, вместе).
- Ребята, вы довольны своим исполнением? Вам понравилось? У вас на столах лежат бумажные колокольчики. Какое настроение у вас сегодня было на уроке? Постарайтесь передать ваше состояние при помощи красок и кисти - раскрасьте свои колокольчики.
- Ребята, выйдите к доске и покажите свои колокольчики.
(Дети в конце урока показывают раскрашенные колокольчики).
Итог урока
- По вашим колокольчикам я поняла, что у вас прекрасное настроение. Я этому очень рада и хочу подарить вам колокольчики, которыми вы сегодня аккомпанировали себе – пусть они вам напоминают о сегодняшнем уроке и поднимают вам настроение, когда вам взгрустнётся. Спасибо, ребята, за урок!
ЛИТЕРАТУРА
- Н.К. Беспятова. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. М.: Айрис-пресс, 2004.
- О.В. Ворошилова. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками – Волгоград: Учитель, 2007 – 106 с.
- Л.В. Горюнова. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. М.: Прометей, 1991
- Д.Б. Кабалевский. Воспитание ума и сердца, 1984.
- Искусство в школе. №1, 2007
- Настольная книга школьного учителя–музыканта. Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2000.
- Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. Под руководством Д.Б. Кабалевского. 1-8 классы. М.: “Просвещение”, 2006.