Программа "Уроки здоровья в системе воспитиательной работы"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство


От худого семени не жди доброго племени
Народная мудрость.

Внимание к вопросам здоровья, особенно к здоровью школьников, в последние годы заметно выросло.

Только в детстве и в молодости человек имеет шанс получить основные элементы своего будущего развития и успешности. Недополучив их, он, став взрослым, крайне редко восполняет дефицит. Это касается и знаний о том, как сохранить свое здоровье. Полученные в детстве, они закрепляются в основе памяти и сохраняются на всю жизнь.

Задачами профилактической работы являются: развитие навыков распознавания и выражения эмоций, формирование способности принимать

свои чувства и мысли как основу для выбора поведения, повышение самооценки, определения значимых ценностей.

Классный руководитель – это именно тот специалист, который обязан давать знания о здоровье, контролировать процессы, способные влиять на здоровье учащихся его класса.

Целью работы классного руководителя является обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией в области сохранения и укрепления здоровья и формирование представления об ответственности за свое будущее.

Для успешной реализации поставленной цели требуется решить ряд задач:

  1. Сформировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как важнейшей социальной ценности.
  2. Выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
  3. Обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Исходя из задач, стоящих передо мною, я выделила несколько направлений своей работы:

Направления Методы, формы и приемы, используемые на внеклассных мероприятиях
1. Определение основного уровня знаний учащихся по проблеме 1. Анкетирование.
2. Беседа.
3. Мозговой штурм.
4. Метод неоконченного предложения.
2. Работа с родителями 1.Тематические родительские собрания по проблеме.
2. Ознакомление с результатами анкетирования.
3. Привлечение школьных специалистов.
3. Работа по программе уроков здоровья 1 Уроки здоровья.
2. Ролевые, ситуативные игры.
3. Групповая работа.
4. Защита проекта.

ПРОГРАММА УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ (приложение 1 , приложение 2)

Программа уроков здоровья на учебный год составляется исходя из потребностей классного коллектива, которые выявляются в результате проводимого на первом занятии анкетирования. Анкета включает в себя вопросы по следующим блокам:

  1. Гигиена собственного тела.
  2. Организация рационального режима жизнедеятельности.
  3. Самопознание.
  4. Вредные привычки.
  5. Правильное питание.

Вопросы подобраны таким образом, что позволяют определить “болевые точки”, т.е. те темы, которые наиболее актуальны для учащихся именно в этом возрасте.

Программа уроков здоровья уделяет особое внимание таким общепринятым ценностям, как умение видеть цель, принимать решения, а также умение сказать “нет” в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников.

Необходимо выбрать такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для обучающихся. Чем больше степень участия учеников в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (Приложение 3)

Особым потенциалом в профилактике курения среди учащихся в школе обладают родители. Помощь родителей неоценима. Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодежи наиболее значимо для подростков.

Программа уроков здоровья предполагает работу с родителями в таких направлениях:

  • ознакомление родителей с результатами анкетирования учащихся,
  • анкетирование родителей в целях изучения семей учащихся,
  • тематически родительские собрания,
  • встреча родителей со специалистами школы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога// Вопросы психологии. – М., 1999. - № 4.
  2. Бенюмов А.Ф., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. – К., 1989.
  3. Деларю В.В. Губительная сигарета. – М., 1987.
  4. Колесов Д.В. предупреждение вредных привычек у школьников. – Мн., 1987.
  5. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998.
  6. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек у школьников: Книга для учителя. – М., 2001.
  7. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборника авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений/ Винда О.В. и др. – Харьков, 2000.
  8. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения, М., Вако 2004.
  9. Хриптович В.А. Проективная методика “Мое письмо к курящему подростку” // Развитие психологии// Сб -2001.
  10. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 1986.