От худого семени не жди доброго племени
Народная мудрость.
Внимание к вопросам здоровья, особенно к здоровью школьников, в последние годы заметно выросло.
Только в детстве и в молодости человек имеет шанс получить основные элементы своего будущего развития и успешности. Недополучив их, он, став взрослым, крайне редко восполняет дефицит. Это касается и знаний о том, как сохранить свое здоровье. Полученные в детстве, они закрепляются в основе памяти и сохраняются на всю жизнь.
Задачами профилактической работы являются: развитие навыков распознавания и выражения эмоций, формирование способности принимать
свои чувства и мысли как основу для выбора поведения, повышение самооценки, определения значимых ценностей.
Классный руководитель – это именно тот специалист, который обязан давать знания о здоровье, контролировать процессы, способные влиять на здоровье учащихся его класса.
Целью работы классного руководителя является обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией в области сохранения и укрепления здоровья и формирование представления об ответственности за свое будущее.
Для успешной реализации поставленной цели требуется решить ряд задач:
- Сформировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как важнейшей социальной ценности.
- Выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
- Обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Исходя из задач, стоящих передо мною, я выделила несколько направлений своей работы:
№ | Направления | Методы, формы и приемы, используемые на внеклассных мероприятиях |
1. | Определение основного уровня знаний учащихся по проблеме | 1. Анкетирование. 2. Беседа. 3. Мозговой штурм. 4. Метод неоконченного предложения. |
2. | Работа с родителями | 1.Тематические родительские собрания по
проблеме. 2. Ознакомление с результатами анкетирования. 3. Привлечение школьных специалистов. |
3. | Работа по программе уроков здоровья | 1 Уроки здоровья. 2. Ролевые, ситуативные игры. 3. Групповая работа. 4. Защита проекта. |
ПРОГРАММА УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ (приложение 1 , приложение 2)
Программа уроков здоровья на учебный год составляется исходя из потребностей классного коллектива, которые выявляются в результате проводимого на первом занятии анкетирования. Анкета включает в себя вопросы по следующим блокам:
- Гигиена собственного тела.
- Организация рационального режима жизнедеятельности.
- Самопознание.
- Вредные привычки.
- Правильное питание.
Вопросы подобраны таким образом, что позволяют определить “болевые точки”, т.е. те темы, которые наиболее актуальны для учащихся именно в этом возрасте.
Программа уроков здоровья уделяет особое внимание таким общепринятым ценностям, как умение видеть цель, принимать решения, а также умение сказать “нет” в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников.
Необходимо выбрать такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для обучающихся. Чем больше степень участия учеников в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (Приложение 3)
Особым потенциалом в профилактике курения среди учащихся в школе обладают родители. Помощь родителей неоценима. Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодежи наиболее значимо для подростков.
Программа уроков здоровья предполагает работу с родителями в таких направлениях:
- ознакомление родителей с результатами анкетирования учащихся,
- анкетирование родителей в целях изучения семей учащихся,
- тематически родительские собрания,
- встреча родителей со специалистами школы.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога// Вопросы психологии. – М., 1999. - № 4.
- Бенюмов А.Ф., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. – К., 1989.
- Деларю В.В. Губительная сигарета. – М., 1987.
- Колесов Д.В. предупреждение вредных привычек у школьников. – Мн., 1987.
- Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998.
- Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек у школьников: Книга для учителя. – М., 2001.
- Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборника авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений/ Винда О.В. и др. – Харьков, 2000.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения, М., Вако 2004.
- Хриптович В.А. Проективная методика “Мое письмо к курящему подростку” // Развитие психологии// Сб -2001.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 1986.