Цели:
- Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о климате, используя краеведческие знания;
- Развивающие: конкретизировать преставление детей о климате и развить критическое мышление; коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;
- Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.
Оборудование: климатическая карта, синоптическая карта, слайды, раздаточный материал, учебник И.И. Бариновой География России 8 класс.
Ход урока
Методические рекомендации | |
1. Организационный момент. Доброе утро ребята! Какая была погода, когда вы шли в школу? Как она отразилась на вашем настроении? |
Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока. |
2. Стадия вызова. Изучение нового материала с анализа погоды по наблюдениям учащихся в своей местности. - Интересуетесь ли вы прогнозом погоды? - Что такое погода? - Что называется климатом? - Вспомните, в каких климатических поясах расположена Россия. - Назовите известные вам климатообразующие факторы. Тема нашего урока: “От чего зависит климат нашей страны”. |
Данные вопросы позволят подвести учащихся к формулировке цели урока. |
3. Стадия осмысления. Роль климата в жизни людей на примере своего населенного пункта. Особенности климата своей местности, страны и мира в целом. Ведущие климатообразующие факторы. Роль каждого из них в формировании климата. Космические, планетарные и географические. Солнечная радиация – за счет излучения происходит передача тепла Солнцем через космическое пространство. Солнечная радиация измеряется в ккал/см. Около 20% солнечной радиации, поступающей на Землю, отражается атмосферой. Остальная ее часть достигает земной поверхности – это прямая солнечная радиация. Часть радиации отражается от поверхности Земли – это отраженная радиация, остальная часть, нагревающая поверхность – поглощенная. Уровень солнечной радиации зависит от географической широты местности – географического климатообразующего фактора. К этой же группе относят и влияние воздушных масс. ВМ – это подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга своими свойствами – температурой, влажностью, прозрачностью. Среди них выделяют: экваториальные, тропические, умеренные и арктические. Свойства ВМ зависят вот той территории, над которой они формируются. Образующиеся ВМ неизбежно начинают перемещаться вследствие неравномерного их нагрева и разности атмосферного давления. По разности свойств среди ВМ выделяют континентальные и морские. Морские воздушные массы, как правило, влажные и приносят осадки. Континентальные ВМ – засухи летом или сухую и ясную погоду зимой. Формирование понятий “полярный фронт”, “атмосферный фронт”, анализ рис. 26,27 стр.58. Атмосферные фронты связаны с циркуляцией воздушных масс и представляют собой границы, разделяющие различные воздушные массы. Ширина таких фронтов на местности достигает несколько десятков, а длина сотен километров. Холодный фронт образуется при перемещении холодного воздуха в область, занятую теплым. Он приносит похолодание, ливни, грозы, град, метель. Теплый фронт образуется при надвигании массы теплого воздуха на более тяжелый, холодный и сухой. Теплый фронт приносит дожди, иногда с грозой. Фронт, возникающий между арктическими и умеренными ВМ, называется арктическим. Между умеренными и тропическими массами образуется полярный фронт. Положение фронтов зависит от времени года. С наступлением зимы они смещаются к югу. Граница между ВМ никогда не бывает прямолинейной. Для нее характерны волнообразные изгибы. Теплый воздух прорывается в область, занятую холодным. В образовавшемся заливе теплого воздуха атмосферное давление оказывается ниже, и в него устремляются потоки холодного, более тяжелого. Из-за вращения Земли ветер в циклоне начинает отклоняться, огибая против часовой стрелки область низкого давления. Так возникает круговое движение ВМ в циклоне. С циклонами взаимодействуют антициклоны. Они характеризуются противоположными признаками. Учащиеся зарисовывают в тетрадь схему циклонов и антициклонов. |
Данные понятия учащиеся должны
осмысленно запомнить. Зависимость между ветром и атмосферным давлением. В – Н Возрастные особенности позволяют вести поэтапную работу. |
4. Стадия рефлексии. 1). У доски составляют логико – структурную схему “Климатообразующие факторы”. 2). Что называется солнечной радиацией? 3). Что называется суммарной радиацией? 4).Типы воздушных масс, действующих на территории России. 5). Раскройте понятие “трансформация воздуха”, “атмосферный фронт”, “циклон”, “антициклон”. |
Климатообразующие факторы на
территории своей местности. Указать по карте широту своей местности. Суммарная радиация своей местности. Господствующие ВМ над территорией своей местности. |
Домашнее задание.
Стр. 55 – 61. Заполнить таблицу
Характеристика воздушных масс своей местности
Название ВМ | Район формирования | Св – ва воздуха | Хар-ка погоды |
Летом зимой | Летом зимой |