"Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому, самый занимательный, чем тот, который возник, вырос, развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор!"
В.И. Виноградов.
I. Введение
Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, можно выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебной - вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста.
Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.
Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне. "Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни".
Аналогичное мнение находим мы у Б.В. Асафьева в сборнике "Музыка в школе". Имея в виду один из принципов дидактики - доступность, он предлагает для начального обучения народную песню: "Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал… Такой материал дает народная песня, на которой и может вестись работа".
В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня - неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно-методических работах В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, О.А.Апраксинской, Е.Я.Гембицкой, В.А.Дышлевской, В.С.Попова, Ю.Б.Алиева, Д. Кабалевского, изданных в разные годы.
Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.
II. Основная часть
Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодичные интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать. Как указывал Б.Асафьев, уважение к народной песне само по себе не появится, как
не может появиться интерес в результате лишь того, что мы постоянно будем говорить, что "это - высокохудожественная музыка", перед которой "все должны беспрекословно преклоняться" Он пишет: "Надо помнить одно: нельзя рассчитывать в современной школе ни на инстинктивную любовь к народной песне, ни на интеллектуальное постижение ее эстетико-художественных красот…", нельзя "внедрить в сознание учащихся насильно уважение к тому, что не воспринято непроизвольно и свободно".
Отсутствие систематического слушания музыки своего народа, неумение применять на уроках различные педагогические методы и приемы, которые могут увлечь детей этой музыкой, являются одними из причин того, что дети не испытывают к ней достаточного интереса, а следовательно, родная песня не воздействует на их чувства и не вызывает эмоциональной отзывчивости.
Необходимым условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности как на уроках (хоровое пение, музыкально-ритмические движения игры, слушание музыки, музыкальная грамота, пение по нотам), так и во внеклассной работе. В народной песне прекрасный музыкальный материал для дальнейшего укрепления и развития эстетических чувств и переживаний учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Школьники поют песни разных народов: татарские, русские, украинские, литовские, польские и другие. Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у школьников к народной песне. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими методами в нашей работе являются:
- исполнение или разучивание песен учащимися, слушание музыки;
- беседа как путь накопления теоретических знаний;
- чтение и слушание книг и сказок о музыке как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;
- пение по нотам различных упражнений, способствующих созданию активной творческой атмосферы;
- сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведений;
- музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.
Учитывая, что песня наиболее доступна для восприятия детей, имеет не только музыкальное, но и словесное содержание, нужно чаще брать в качестве распевания короткие народные русские и татарские песенки-распевки: в 1 классе, например, русские народные песни "Ладушки", "Дождик", "Зайчик, ты, зайчик", татарскую - "Карга", "К?к-к?к" и другие; во 2 классе и далее отрывки из знакомых, разучиваемых народных песен - "Воробей", "Скок-скок", "Шома бас", "Без-без, без идек" и т.д.
Чтобы пение упражнений не превращалось в формальный тренаж определенных навыков и умений, перед классом всегда ставятся конкретные
задачи. Школьники знают, для чего они поют данное упражнение, что нужно в нем достичь и как его исполнить. Учащиеся твердо знают, что хорошо исполненная учителем песня звучит красиво потому, что он выполняет необходимые условия: правильно сидит (стоит), верно держит голову, а главное - думает о содержании песни, старается петь интересно и выразительно. Овладению всеми этими навыками помогает пение упражнений. Исполняя попевку "Ладушки", первоклассники учились одновременно, бесшумно, не поднимая плеч, брать дыхание и постепенно, экономно его расходовать так, чтобы хватило на два такта:
Ладушки
При пении упражнения "Колыбельная" школьники вырабатывают умение петь мелодию спокойно, долго тянуть гласные и коротко произносить согласные:
Колыбельная
В попевке "Дождик" - петь весело, прислушиваться к звучанию других голосов, мягко без толчков выпевать каждый слог, точно выдерживать долгие длительности.
Дождик
В процессе работы над этой песней большое внимание надо уделять развитию активности и сознательности детей при ее исполнении. Началом аналитического подхода первоклассников к своему пению будет умение проанализировать выполнение ими правил певческой установки. Например, при разучивании песни "Шома бас" школьники сами разбирали (вначале не без помощи учителя), насколько правильно они сидят, какие недостатки в певческой установке заметили у себя и у других, как овладели навыками дыхания, дикцией, и т.д.
Разбирая свое исполнение песни, второклассники находят достоинства и недостатки. Учитель тут же отрабатывает с детьми необходимые умения навыки и показывает как правильно петь.
Внимание детей активизируется вопросами о музыке, о связи слов с мелодией. Необходимо широко использовать прием сравнения и сопоставления, который, по выражению К.Д.Ушинского, "есть основа понимания и всякого мышления".
Вначале для сравнения возьмем контрастные произведения. Например, разучивая татарскую народную песню "Чума ?рд?к, чума каз" во 2 классе, определяем вместе с детьми шуточный характер песни, что под нее удобно танцевать, играть, поэтому эти песни называются игровыми. Сравнивая с русской народной песней "Ходила младешенька по борочку", ученики сами приходят к выводу, что эта мелодия напевная, под нее удобно водить хоровод, т.е. спокойно двигаться.
Постепенно вводятся произведения с менее контрастными признаками. Дети приучались к более сложным аналитическим операциям (например, к сравнению сходного в разном): второклассники, исполняя русскую народную песню "Воробейчик", вспомнили другую, сходную с ней первого класса "Чи-чи, воробей". При сравнении дети обратили внимание на их общее содержание, быстрый темп и оживленный характер:
Воробейчик
Синтезируя воспитательную, образовательную и художественную функции урока, надо стараться сохранить его целостность. На материале своей родной песни учащиеся получали знания не только хоровые, но и по музыкальной грамоте: учились различать звуки по высоте, длительности, силе, скорости движения, соотношение сильных и слабых долей, количество их в такте.
Чтобы дети почувствовали естественное, смысловое расчленение мелодии на фразы, в ходе изучения песни используются различные варианты перекличек. Например, в татарской народной песне "К?рия-З?к?рия" первую и третью фразы поет учитель, а вторую и четвертую - ученики. В песне "Сел комарик на дубочек" каждый ряд поет свою фразу, а четвертую, последнюю. - весь класс. Вариантов таких перекличек учитель может создавать сколько угодно. Учащиеся узнают таким образом, что фраза - это небольшая часть мелодии, которая поется на одном и соответствует, как правило, одной строке стихотворного текста.
В процессе разучивания песен учащиеся получают знания о выразительных возможностях музыкальных средств, учатся различать и анализировать их. Например, разучивая в первом классе песню "Бишек ?ыры", мелодия которой очень напевная, ласковая, просим учеников "поглаживающими" движениями рук передать характер музыки, представив себе засыпающего братика или сестренку. При повторном прослушивании песни преднамеренно изменяем ее звучание, исполнив песню громко, в оживленном темпе. Школьники замечают, что произведение изменилось, что если так быстро качать малыша и громко петь, он не сможет заснуть. В результате учащиеся сами пришли к выводу, что колыбельные песни всегда должны звучать спокойно, тихо, что характер и настроение песни часто в большой мере зависит от скорости движения, обозначаемым в музыке словом "темп".
На примере песни "Ветерок" стараемся углубить представление детей о выразительном значении темпа. С этой целью разбираем с учащимися второго класса текст песни и музыку, определив главное в содержании - радостную картину прихода весны и ожидание прилета птиц. На вопросы: "Как нужно петь песню - весело, живо или спокойно? В каком темпе? Почему?" - учащиеся отвечают уверенно и активно. Они понимают, что темп создает определенное настроение, но и сам он зависит от содержания и характера песни. Усвоение других средств на материале музыкального фольклора обусловлено последовательностью развития музыкального восприятия младших школьников. Постепенно восприятие становится более дифференцированным, точным и осмысленным, а не сводилось лишь к сюжетному пересказу текста песни.
Большое внимание нужно уделить воспитанию у детей чувства ритма. С ритмом ученики знакомились на песнях и упражнениях, а также в процессе решения так называемых "музыкальных неурядиц" (когда произведение исполняется не так, как написано). Например, хорошо усвоенную в первом классе песню "Ладушки" исполнить с пунктирным ритмом. Дети заметили, что характер песни стал более энергичным, вместо плавной мелодия стала отрывистой, острой. Рассказать ученикам. Что если прислушаться к мелодии любой песни, можно заметить, как одни звуки тянутся дольше, другие - короче, что музыкальные звуки по своей продолжительности (длительности) бывают различные. Школьники слушают музыку и хлопками в ладоши отмечают длительность звуков, используя для удобства слоговые обозначения ( дон - долгий звук, ди-ли - короткие). После точного воспроизведения ритмических рисунков дети графически с помощью учителя могут записать ритмический рисунок песни:
Сравнивая графическое изображение ритма многих песен пришли к выводу, что характер и настроение произведения зависит от определенного чередования различных по длительности музыкальных звуков, то есть от ритма.
Известно, что процесс осознанного восприятия ритма в первом классе следует начинать с простых, но вместе с тем очень характерных и наиболее часто встречающихся в песнях первого класса ритмических фраз, сочетающих в себе две длительности: четверть и две восьмые в двудольном размере.
Чтобы сохранить интерес к работе, некоторым упражнениям придаем игровой оттенок. Например, после прослушивания ритмической загадки "Зов птиц" спрашиваем первоклассников: "Как чирикает воробей? Как кричит кукушка? Как стучит дятел?" и т.д. Школьники с удовольствием отвечают:
Иногда вопросы ставятся в такой форме: "Кто так стучит в лесу: ? А кто стучит так: ?" и т.д. Дети отвечают, постукивая ритм о парту или (во избежание шума) пальцами правой руки о ладонь левой.
Первоклассникам нравится и такая форма работы: выложить на парте или на столе с помощью счетных палочек ритмическую фразу хорошо знакомой песенки, а затем спеть и простучать ее.
Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко используется дидактический материал, наглядные пособия, комплекты ритмических карточек, музыкально-двигательные упражнения, различные ритмические игры, например, ритмическая перекличка: одна часть детей отстукивает ритм со слоговыми названиями, как бы спрашивая, другая - на эти же слоги отвечает; ритмическая игра "Эхо" (ритмический рисунок отстукивает учитель, а учащиеся точно и дружно, но не громко, повторяют его, используя хлопки, притопы, отстукивая карандашом или пальцами о парту). У детей постепенно вырабатывается умение отстучать ритм в доступных для них произведениях.
По мере того как ученики приобретают некоторый музыкальный опыт, у школьников воспитывается у них умение слышать и отмечать повторения, незначительные изменения в музыке и т.д.
Известно, что внимание у младших школьников развито слабо, поэтому в течение урока надо часто переключать его на разнообразные виды учебной деятельности, в результате чего дети в процессе восприятия народной музыки получают комплексные знания из области музыкальной грамоты, слушания музыки и хорового пения.
Весьма эффективный прием - обращение к учащимся "за помощью" для решения учебной задачи. Удивление и радость, вызванные "открытиями" самих учеников, создают творческую атмосферу в классе. Прежде чем прослушать, например, татарскую народную мелодию "Айхайл?к" (курай) выразим "сомнение", что ребята знают, какой инструмент играет мелодию (заведомо зная, что в классе знакомы со звучанием курая).
Такая подготовка позволяет вызвать интерес, собирает внимание всего класса, а веселая подвижная музыка вызывает положительную реакцию среди детей и создает благоприятные условия для проведения беседы о народных инструментах и танцах.
Учитывая, что у детей начальных классов повышена двигательная потребность, в урок вводятся различные движения, музыкально-игровые моменты. Детям предлагается передать движениями рук, корпуса, головы и лица то, о чем поется в песне, например, изобразить игру на дудочке в песнях "Савка и Гришка", "Куян"; что болит у птички в песне "Перепелочка"; поворачиваться вокруг себя и притопывать в танцах "Бульба", отхлопывать ритм в песне "Атларны без яратабыз". Кроме того, надо предлагать детям движениями рук показать направление мелодии, отметить сильные и слабые доли, простучать ритмический аккомпанемент, продирижировать и.т.д.
С целью воспиттания у младших школьников умения распределять внимание на несколько одновременных действий, им даются более сложные задания: "Слушай музыку и простучи ее ритм; пой упражнение, называя ноты, и определи их длительности".
При слушании музыки в начальных классах мы используем аналогичные методы. Например, методом сравнения выявить особенность танцевального жанра - пляски, которая проявилась в ритмике, в темпе, в оживленном характере. ("Полька",П.Чайковского и татарская народная мелодия "?пип?"; "Полька" Д.Файзи и "Барыня" русская народная песня и т.д.)
Большое значение в формировании интереса к народной музыке имеют такие педагогические приемы, которые пробуждают детей не только воспринимать музыку, но и уметь думать о ней, находить ответы на вопросы "Почему?", высказаться о ней.
Обычно младшие школьники принимают активное участие в беседах. Учитывается живой интерес детей и их эмоциональную настроенность, мы часто используются вопросы: "Почему", "А как ты думаешь?". Создавая проблемную ситуацию, мы тем самым заставляем учащихся задумываться, сопоставлять, сравнивать, вспоминать и, соответственно их возрасту, делать обобщение, вывод. Например, слушая во втором классе современную народную песню "Из далеких из краев", учащиеся довольно логично рассуждают, почему песня вначале должна звучать тихо, как издалека, а затем громко. Умение самих учащихся услышать и отметить важное в музыке повышает у них интерес к работе, восприятие становится активно-творческим, аналитическим.
В процессе кратких бесед и разбора произведений нужно стремиться создать в классе атмосферу творческой заинтересованности, выработать у детей желание к проявлению собственной инициативы, самостоятельного мышления, стремление внести что-то новое, свое.
Творческое начало у ребят проявляется по-разному: в своеобразии ответов (не всегда, разумеется, верных, но ищущих), в слуховой наблюдательности, которая выражалась затем в стремлении поделиться своими впечатлениями о музыке, услышанной на уроке или вне школы, в рассказе, рисунке, скульптуре. Например, во время разучивания песни "Во кузнице" учащиеся первого класса получили задание изобразить услышанное в рисунке. Было оговорено, что лучший рисунок будет вывешен на доске во время ее исполнения. Аналогичное задание было дано во втором классе. Позже совместно с ребятами можно организовать выставку рисунков двух классов.
Проверка различными путями музыкальных знаний позволяет проследить, как развивается у детей интерес к народной музыке, а также степень его устойчивости . Необходимо вводить в урок:
- свободное высказывание детей о музыке;
- музыкальные викторины с элементами игры;
- слушание музыки по выборочному принципу;
- оценку школьниками произведений по трем категориям: "очень нравится", "не очень нравится" и "совсем не нравится".
Уровень развития интереса к народной музыке определяется нами следующим показателям: эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы (непосредственная реакция на музыку и активность класса); проявление любознательности к музыке в целом и к народной в частности (вопросы к учителю, желание высказаться о произведении, прослушать его еще раз или повторить народную песню, желание коллекционировать предметы, относящиеся к музыке - марки, открытки и т.д.); степень осознанности своих музыкальных впечатлений, выявляющаяся в суждениях и оценках воспринятого при проведении письменных и устных опросов учащихся.
III. Заключение
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее:
- учитывая, что младший школьный возраст является особенно перспективным в развитии музыкальной восприимчивости, необходима достаточная музыкальная нагрузка на память детей, которая создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке;
- музыкально-эстетический вкус будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать (слушать, петь, анализировать) свою народную музыку, творчество других народов;
- детей увлекает и вносит эмоциональный интерес в работу только урок, насыщенный разнообразным учебным материалом, проводимый в достаточно быстром темпе;
- широкое использование народной музыки в обучении детей начальных классов повышает уровень их музыкального восприятия, которое становится более дифференцированным, эмоциональным и осмысленным.
Список литературы:
- Программа "Искусство слышать" под ред. Д.Б.Кабалевского, М., Просвещение, 2004 г.
- "Русское народное творчество", "Экспериментальная программа", Н.С. Ширеева.
- "Воспитание музыкой",Т.С. Вендрева, М., Просвещение, 1991 г.
- "Причины, влияющие на развитие интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста", Л.Бобенко, М., Издательство - "Музыка", 1987 г.
- "Музыкальное воспитание в школе", выпуск 14, сост. О.А.Апраксина, М., Издательство - "Музыка", 1979 г.
- "Музыка д?ресл?ре", 1-3 кл.,М.Ф. Жиганшина, Н.В.Бакиева, Казань, Магариф, 1997 г.
- "Русский детский фольклор" М.Н. Малышкова, М., Просвещение, 1991 г.
- Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград, Перемена, 1993 г.
- Воспитание музыкой. Д.Б. Кабалевский, Просвещение, 1989 г.
- Музыкально-эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей младшего школьного возраста. Р.И. Исаева, ИПК, г..Казань, 2004 г.