Внеклассное занятие "Земля на зёрнышке стоит"

Разделы: Начальная школа


Цель: Расширить представления учащихся об истории происхождения злаковых культур и традициях разных народов с ними связанных. Продолжить изучение традиционных праздников осени. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к людям сельскохозяйственного труда. Формировать умения работать с дрожжевым и солёным тестом.

Оборудование: Магнитофон, СD – диски, фотографии, иллюстрации, репродукции картин, хлебобулочные изделия, изготовленные детьми вместе с родителями, солёное тесто и образцы из теста, различные крупы, гербарий злаковых культур.

Ход урока

Во время звучания симфонии Чайковского “Времена года” учитель читает стихотворение:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё-простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф.Тютчев

I.  Беседа с учениками:

Учитель: - Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, поговорки, поверья и легенды.

Сегодня мы продолжим наш разговор о том, как жили наши предки, ваши прабабушки и прадедушки, что ели, что пели, что нам завещали.

-Что же нам завещали предки? Основа всей жизни человека-труд.

-Где трудились предки?

Ученики: -На земле. Она кормила и одевала людей…
Учитель: - Да, поэтому люди с нетерпением ждали осень, славили её и пели заклички. Вспомните и спойте заклички про осень.
Ученики: Осень, осень!
В гости просим!
Погости у нас недель восемь!
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём!
Учитель: -А как вы думаете, за что люди славили осень?
Ученики: -За то, что осень даровала людям обильный урожай…
Учитель: -Убрав урожай, люди благодарили матушку-землю. В поле, где стояли хлеба, теперь золотится стерня. Поле ласково называли нивкой и, как живое существо, подкармливали, разбрасывали по стерне всякие постряпушки. Пекли из теста колоски, калачики, птичек. Пусть птички слетятся, запасутся на зиму жирком, да заодно попотчуются жучками, червячками.

-Что такое стерня?

Ученики: …сжатое поле.
Учитель: -Что такое нива?
Ученики: … так в старину называли хлебное поле.

Учитель обращает внимание учеников на репродукции картин и фотографий “хлебных” полей.

II. Праздники и Новый год на Руси.

Для проведения данной части мероприятия ученики заранее узнали и самостоятельно подготовили сообщения об осенних праздниках.

Учитель: -Какие праздники отмечали на Руси осенью? Как их отмечали наши предки?
Ученики: -14 сентября праздновали Семён-день. На Семён - день три новинки в день. Его отмечали более 500 лет назад. Пекли хлеб из муки нового урожая. Гасили старый огонь и зажигали новый. Подстригали волосы на темени у мальчика - первинца, садили его на коня и обвозили вокруг дома.
Ученики: -Осенины. 21 сентября- праздник Рождества Богородицы. Люди наряжали последний сноп, несли в дом, хранили до нового урожая и верили, что в последнем снопе - великая сила. Девушки из спелых колосьев плели венки, водили хороводы.
Учитель: -Кто знает, когда раньше на Руси справляли Новый год?
Ученики: … Осенью… В сентябре…
Учитель: -До 1492 года на Руси приход Нового года начинался в марте. Он знаменовал собой пробуждение природы после долгого зимнего сна.

С 1492 года праздник стали отмечать 1 сентября. Проходило всё достаточно пышно. В полночь в Кремле ударяла вестовая пушка, на колокольне Ивана Великого звонил колокол, оповещая народ о наступлении на Руси новолетия.

В1700 году царь Пётр Первый издал указ о праздновании Нового года не с 1 сентября, а с 1 января. Отчисление лет производить не от сотворения мира, а от Рождества Христова, как это делалось во многих европейских странах.

III. История хлеба.

Учитель: -Вы когда - нибудь видели пшеничное зерно?
Ученики: …Да…нет…
Учитель: Оно такое маленькое! Чуть больше капли, какую вы замечали на ветке дерева осенью.

-А вы знаете, какое зерно сильное?

Ученики: Нет…
Учитель: -Никого на земле нет сильнее зерна. Потому что оно никогда не живёт в одиночку. Зерно живёт вместе с такими же, как оно само – зёрнышками, в КОЛОСЕ…

-Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю из жизни первобытных людей. Пламя костра взметнулось к закопчённым сводам пещеры и осветило хмурое лицо хранительницы очага. Вот и ещё один день на исходе. Мужчины вернулись с охоты ни с чем. Их постигла неудача. У древних людей не было никаких съестных запасов. Что находили за день, то и съедали. Что будет с племенем? Голод может убить его. На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Она приготовилась к дальнему пути, ведь по близости от стоянки все съедобные корневища и луковицы были уже собраны. А возвращаться с пустыми руками нельзя, в пещере голодные старики и дети. Женщина спустилась в лощину, по дну которой бежал ручей, и вдруг на противоположном склоне увидела незнакомые растения. Их стебли были увенчаны колосьями. Что это? Женщина нагнулась к одному из растений. Из колоса на ладонь упали золотистые зёрна, которые оказались твёрдыми и чуть сладковатыми на вкус. Вот она - пища, спасение племени!.. И они назвали эту траву словом - жито. Вероятно, так много тысячелетий назад человек открыл хлебные растения. Сегодня растения, зёрна которых годятся в пищу, называются одним словом - хлеба. Хлеб- основа нашего благополучия. Не зря в старину говорили: “Земля на зёрнышке стоит”.

Сначала зерно просто варили. Потом стали растирать между камнями. Получилась крупа грубого помола. Эту крупу варили в горшочках на раскаленных камнях. Получилась каша. Сколько веков она кормит человечество! Она стала прародительницей хлеба, а точнее - прародительницей теста.

Практическое задание: Из приготовленного заранее солёного теста ученики лепят колосья.

После практического задания ученики сравнивают получившиеся колосья с образцами гербария и определяют, какой злак они слепили.

Учитель продолжает беседу с учениками о кашах

Учитель: Какие бывают каши?
Ученики: Манная, рисовая, гречневая, перловая, овсяная, пшённая.
Учитель: Вряд ли о каком другом блюде русской кухне сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Как у всякого народа- землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Ученики: Рассказывают заранее приготовленный по группам материал о почитании каш славянами.

Ответы учащихся:

1 группа: Накануне Рождества в старые времена из пшена и ячменя варилась кутья сочельницкая. Эта каша использовалась в обряде гадания.

2 группа: В древности на Руси кашу варили в знак примирения между врагами. Без каши мирный договор был недействителен. Дошедшая до нас пословица “С ним каши не сваришь”, то есть не договоришься, отражает этот древний обычай.

3 группа: “Кашею” на Руси называли и брачный пир. Одна из древних летописей сообщает, что в 1239г. самолично “чинил кашу” на свадьбе князь Александр Ярославич, известный в истории как Невский. По описанию свадебного обряда второй половины XVII в. новобрачным обязательно давали, есть кашу как символ посева и плодородия.

4 группа: Повсеместно на Руси известен обычай обсыпание молодых крупой перед отправлением к венцу, по выходе из церкви и перед входом в дом. Этот обряд был столь же необходим, как и покрывание головы невесты, фатой и печение каравая. Цель обсыпания молодых крупой- зерном – состояла в том, чтобы в доме их был достаток, и дольше сохранялись молодость и красота.

Учитель: Ушли в прошлое эти обычаи и обряды. Но, как и прежде, каша играет в питании русского народа очень большую роль.

Особенно высокой питательной ценностью и прекрасным вкусом обладает гречневая каша. Эти её свойства отражены в народных пословицах и поговорках: “Горе наше, гречневая каша - есть не хочется, а покинуть жаль”, “Гречневая каша- матушка наша, хлеб ржаной - отец наш родной”.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Ученики: Отвечают, объясняя смысл пословиц.
Учитель: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе и объясните их смысл.

(в течение 5 минут учащиеся по группам вспоминают пословицы и поговорки).

Ученики: (Возможные варианты ответов)

* “Рыба- вода, ягоды - трава, а хлеб - всему голова”.
* “Хлеб – батюшка, водица – матушка”.
* “Хлеба ни куска, так в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”.
* “Хлеб соль ешь, а правду режь”.
* “Трудно хлеб растить, зато легко ломать хлеба уплетать”.
* “Хлеб да каша- пища наша”.
* “Хлеб – всему голова”.
* “Без хлеба не будет беседы”.

Для смены вида деятельности и расширения кругозора учитель предлагает поиграть игру.

Игра: “веришь – не веришь”

Учитель: Верите ли вы, что индейцы Южной Америки, обрабатывая кукурузное поле, вырывали в нём ямки, в которые бросали несколько зёрен и заодно голову небольшой рыбки?

Да; Рыба служила удобрением. Хотя индейцы этого не знали и говорили, что так научил их великий бог Маиса (кукурузы).

*…Что в Мексике, в штате Айдахо, кукурузе, давней кормилице южноамериканцев, установлен серебряный памятник?

Нет; на самом деле памятник золотой.

*…Что в Древней Греции новорождённого укладывали в борозду пашни?

Да; Считалось, что земля даст ребёнку силу и здоровье.

*…Что у разных сортов пшеницы “усы” (ости) разного цвета?

Да; белые, жёлтые, красные, фиолетовые, чёрные.

*…Что для того, чтобы сохранить хлеб надолго свежим, его сразу после выпечки надо заморозить?

Да.

После игры учитель продолжает беседу.

Учитель: Слышали ли вы выражение: “Три хлеба человечества”?
Ученики: Да… Нет…
Учитель: Это пшеница, рис и кукуруза.

Во всех концах света учёные - археологи обнаружили древние стоянки человека. А в них - зёрна. В Средней Азии, в Иране, в Северной Африке – зёрна пшеницы. В странах Востока – зёрна риса. В Южной Америке – кукурузы и сои. На территории современной России – ржи, ячменя, овса, гречихи. Сегодня растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – хлеба.

Послушайте легенду об одном из хлебов.

(С аудиокассеты учащиеся прослушивают выразительное чтение легенды:

Об этих зёрнах до наших дней дошла индонезийская легенда, которая гласит, что в стародавние времена они были пищей богов, люди о них не знали. Однажды храбрый юноша забрался на небо и увидел эти диковинные зёрна, рассыпанные для просушки. Юноша хотел взять с собой на землю одну горсть, но ангелы, сторожившие небо, не позволили. “Это пища богов, - сказали они, - смертным вкушать её не полагается”. Но храбрый юноша перехитрил стражей. Перед возвращением на Землю он потоптался босыми ногами по рассыпанным зёрнам. Ангелы пропустили его, ведь руки юноши были пусты. Вернувшись на Землю, юноша собрал с босых ступней налипшие зёрна. Так люди обрели пищу богов. Сегодня этот злак выращивают на всех континентах, он стал главной пищей для большей части населения земного шара и является постоянным гостем на нашем столе. Не случайно на Востоке говорят, что вода - душа этого зерна. А жители Китая, Индии, Японии, Вьетнама, Таиланда, Кореи и других стран Азии едят кашу из этого зерна вместо привычного для нас хлеба.)

Учитель: Что это за растение?
Ученики: Рис.
Учитель: Стар и вечно молод хлеб. Сколько лет ему? Века… Во всяком случае он уже был в V веке до нашей эры. В музее Цюриха есть удивительный экспонат – окаменелый кирпичик. Это самый древний образчик хлеба – он был выпечен 6000 лет назад. В музее Нью- Йорка хранится круглый каравайчик, возраст которого 3400лет. Самый древний памятник пекарю сохранился в Риме. IX, X, XI века отмечены торжественным восшествием хлеба на европейские столы.

Вокруг хлеба, как всегда вокруг того, что считают чудом, возникали суеверия. Считалось грехом встать спиной к человеку, выпекающему хлеб. Говорили и такое: “как человек относится к хлебу, такая у него и душа”.

Славяне выходили встречать дорогих гостей с караваем хлеба, показывая тем самым своё дружелюбие и радость. Казахи, туркмены, узбеки и другие народы Средней Азии не коснутся хлеба ножом, чтобы не причинить ему обиды и боли, а разломят его руками. Азербайджанцы, аварцы на куске хлеба принимали клятву. Отступление от этой самой святой клятвы каралось смертью. Грузины перед боевой схваткой подкладывали под кольчугу хлебную лепёшку – она даст дополнительные силы. Среди истовых ревнителей магометанства был не писанный нравственный закон: нельзя вставать на хлеб, чтобы дотянуться до лежащего высоко Корана. Но на Коран встать можно, если понадобится с высоты достать хлеб. Служители церкви внесли свой вклад в правдивую легенду о хлебе и немало сделали для воспитания в народе благоговейного отношения к хлебу. Монастырские пекарни печатали на хлебе надписи: “Хлеб святой”, “Хлеб всемогущий”, “Хлеб вечный”. Хлебные тарелки тоже испещрялись уважительными словами.

Антуан де Сент - Экзюпери говорил о хлебе высокие слова, обозначив его символом человеческого братства:

“Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его разделяют в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба несравним ни с чем”.

- Ребята, сколько наименований хлебобулочных изделий вы знаете?

Всемирный прейскурант хлеба и хлебобулочных изделий насчитывает более 650 наименований. На любой вкус и всем по карману.

Мир и хлеб – вот что олицетворяет испокон веков счастье народа. Долгий мир, богатый хлеб…

И именно об истинной цене хлеба, пишет в своём стихотворении “Растите хлеб”, поэт Дагестана Абдул Мирзаев.

Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта,
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни
                                   за него отдал.

Растите хлеб!
Мы за него страдали,
И долгими ночами на полях,
Как мать над сыном,
Мы над ним не спали.
Растите хлеб-
Историю страны.
Растите хлеб-
Грядущую опору.
Дороже он, чем всех сокровищ
                  горы.
Он - наша жизнь,
А жизни нет цены.

Испытывая гордость за цену хлеба, воздадим ему хвалу, любовь и уважение за его истинную цену – цену самоотверженного труда и объединённых забот учёных и машиностроителей, химиков и землепашцев, комбайнёров и авиаторов, мукомолов, шоферов, пекарей и работников торговли, завершающих эту гигантскую эстафету почётного труда.

Домашнее задание: К сегодняшнему дню вы готовили дрожжевое тесто и пекли из него разнообразные изделия, которые мы сейчас попробуем. К следующему занятию вы должны научиться варить разные каши, а родители пусть вам помогают, и раскрасить фигурки из солёного теста.

После этого дети и присутствующие приглашаются за столы для чаепития.