Разработка урока в 7-м классе по теме "Общая характкристика прокариот"

Разделы: Биология


Цель урока: познакомить учащихся с представителями прокариот, их строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле.

Задачи:

  1. Сформировать понятия – бактерии, бациллы, спириллы, вибрионы, кокки, диплококки, стрептококки, стафилококки, сарцины; особенности строения и жизнедеятельности бактерий, которые позволяют выделить их в отдельное царство.
  2. Продолжить формировать умение делать выводы на основе полученной информации; развивать мышление и самостоятельность в принятии решений, умение самостоятельно искать информацию.
  3. Развивать опыт эмоционально – ценностного отношения к предмету, творческую деятельность учащихся.

Оборудование:

  • портрет Антонии Ван Левенгука,
  • таблица “Бактерии”,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: “Просвещение”,
  • пробирки с водой, почвой,
  • чашки Петри

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка познавательной задачи

Многим приходилось слышать вопросы: Почему скисает молоко? А вот прыщик, самый обыкновенный прыщик, почему он вскочил на шее? Чтобы ответить на эти бесхитростные вопросы, необходимо познакомиться с деятельностью мельчайших организмов. Догадались, о чем пойдет речь? (Бактерии)

3. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: царство Прокариоты, или доядерные, объединяющих самых древних обитателей нашей планеты. Возникли они около 3,5 млрд. лет назад.

Используя имеющиеся знания и личный опыт, запишите на классной доске в левой половине: “Что мы знаем о бактериях?”; в правой - “Что хотели бы узнать?”

3.1. Среда обитания бактерий.

Где же распространены бактерии? В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – 2,5 млрд. (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже на ваших руках содержатся бактерии. Давайте проверим. В биологии для доказательств принято проводить опыты. Такой опыт мы заложили на прошлом уроке. А сейчас посмотрим его результат.

Методика опыта.

1 Простерилизовать чашки Петри.

2.Приготовить питательную среду: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 -3 ч в 1-процентном растворе соды (чайную ложку соды растворить в 500 мл воды), затем сварить его и разрезать на ломтики, положить их на фильтровальную бумагу в чашки Петри. На предыдущем уроке (за 2 – 3 дня до урока “Общая характеристика прокариот) учащиеся прикасаются к пластинкам пальцами рук.

3. Закрыть чашку Петри крышкой и поставить в темное теплое место на 2-3 дня.

Вырастают колонии, которые различимы невооруженным глазом.

Этот метод называют бактериологический посев. Это простейший метод бактериологического исследования.

На практике питательной средой для бактерий является агар – агар. Он очень часто используется в медицине для выявления заболевания, в пищевой промышленности, для оценки санитарного состояния воздуха. Ученые-микробиологи определяют виды бактерий по формам их колоний

Есть еще одна среда обитания бактерий. Еще бактерии могу обитать в организме. человека, например, когда он болеет. Как тогда можно назвать такую среду обитания? (живой организм)

(На мультимедиа установке показать схему)

3.2. История открытия бактерий

Бактерии – это очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были сравнительно недавно, в XYII в. первым увидел и зарисовал бактерии замечательный голландский естественноиспытатель Антонии Ван Левенгук. Он делал великолепные, очень сильные линзы. Эти линзы Левенгук вставлял в оправы из серебра, золота и меди. Теперь мы называем такие увеличительные приборы лупами. И с помощью такой лупы Левенгук впервые увидел бактерий. Вот выдержка из его письма в Лондонское Королевское общество: “24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду…и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ…”

3.3. Форма бактерий.

А сейчас давайте познакомимся с формами бактерий.

(На мультимедиа установке показать Формы бактерий)

3.4. Работа с учебником.

Прочитайте текст в учебнике на стр. 10-11. Нарисуйте в тетради бактериальную клетку и подпишите ее органоиды.

3.5. Работа с мультимедиа проектором. Показать строение бактериальной клетки.

Рассмотрите рисунок

Назовите основные органоиды бактериальной клетки

3.6. Работа в группах.

(Учащиеся класса делятся по 4 человека - 2 парты. Фломастерами выполняют задания на больших листах бумаги.)

1-я группа. Объясните систематическое положение бактерий и определите, какой уровень организации жизни.

2-я группа. На стр.11 учебника прочитайте, как передвигаются бактерии. Составьте схему.

3-я группа. Определите по рисунку тип размножения у бактерий.

Подсчитайте, сколько бактериальных клеток образуется из одной за сутки, если известно, что бактерии делятся каждые 20 мин.

4-я группа. Рассмотрите в учебнике на стр. 12-13 схему спорообразования. Проанализируйте значение этого процесса для бактерий.

5-я группа. На стр.12 учебника прочитайте “Способы питания бактерий”. Составьте схему.

6-я группа. На стр.12 учебника прочитайте “Способы дыхания бактерий”. Составьте схему.

3.7. Отчет групп о своей работе

3.8.Сделайте выводы об общих признаках прокариот.

4. Закрепление.

4.1. Тест.

1 вариант

1. Какой буквой обозначены бациллы?

2. Клетка бактерий отличается от растительных клеток:

а) отсутствием клеточной оболочки; в) отсутствием ядра;
б) отсутствием цитоплазмы; г) отсутствием ядерного вещества.

3. Бактерии перенося неблагоприятные условия в состоянии:

а) зиготы; в) цисты;
б) споры; г) активного организма.

4. Бактерии, живущие на Земле питаются:

а) только готовыми органическими веществами;

б) только созданными ими органическими веществами;

в) как готовыми, так и созданными органическими веществами;

г) только минеральными веществами.

5. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии?

а) мытье полов; в) облучение ультрафиолетовыми лучами;
б) проветривание; г) нагрев воздуха до температуры + 300.

2 вариант

1. Какой буквой обозначены кокки?

2. Бактерии размножаются путем:

а) слияния половых клеток; в) делением надвое;
б) образованием спор; г) половым путем.

3. Бактерии относят к прокариотам, так как они:

а) имеют одну хромосому, расположенную в ядре;

б) имеют одну кольцевую ДНК;

в) размножаются делением надвое;

г) питаются только готовыми органическими веществами.

4. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

а) у споры толстая многослойная капсула;

б) в споре несколько бактериальных клеток;

в) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;

г) спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

5. Между двумя предложенными понятиями существует определенная связь. Найдите такую же связь между третьим и одним из предложенных понятий?

Водоросли: фотосинтез = бактерии:_________________

а) спора; в) гетеротрофы;
б) хроматофор; г) симбиоз

4.2. Взаимопроверка теста

Итог урока. Обратиться к левой и правой половине доски. Достигли ли поставленной цели урока?

5. Домашнее задание

Учебник, стр. 10-13. Подготовить сообщения о роли бактерий в жизни человека:

“Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ”.

“Клубеньковые бактерии – симбиотические организм”.

“Светящиеся бактерии”.

“Бактерии в кишечнике человека”.

“Болезнетворные бактерии”.

“Способы борьбы с болезнетворными и портящими продукты гетеротрофными бактериями”.

“Архебактерии (метанобразующие и серобактерии), их роль в природе”.

Проделайте опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.

Простерилизуйте блюдца первого сорта. Приготовьте питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 -3 ч в 1-процентном растворе соды (чайную ложку соды растворить в 500 мл воды), затем сварите его и разрежьте на ломтики, положите их на фильтровальную бумагу в блюдца. Прикоснитесь к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой - пальцем вымытой руки, но без мыла, а к третьей прикоснитесь, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Оставьте опыт на два дня, сравните результаты, сделайте вывод и расскажите об этом на уроке биологии, показывая результаты опыта.