Цель урока: познакомить учащихся с представителями прокариот, их строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле.
Задачи:
- Сформировать понятия – бактерии, бациллы, спириллы, вибрионы, кокки, диплококки, стрептококки, стафилококки, сарцины; особенности строения и жизнедеятельности бактерий, которые позволяют выделить их в отдельное царство.
- Продолжить формировать умение делать выводы на основе полученной информации; развивать мышление и самостоятельность в принятии решений, умение самостоятельно искать информацию.
- Развивать опыт эмоционально – ценностного отношения к предмету, творческую деятельность учащихся.
Оборудование:
- портрет Антонии Ван Левенгука,
- таблица “Бактерии”,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: “Просвещение”,
- пробирки с водой, почвой,
- чашки Петри
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка познавательной задачи
Многим приходилось слышать вопросы: Почему скисает молоко? А вот прыщик, самый обыкновенный прыщик, почему он вскочил на шее? Чтобы ответить на эти бесхитростные вопросы, необходимо познакомиться с деятельностью мельчайших организмов. Догадались, о чем пойдет речь? (Бактерии)
3. Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока: царство Прокариоты, или доядерные, объединяющих самых древних обитателей нашей планеты. Возникли они около 3,5 млрд. лет назад.
Используя имеющиеся знания и личный опыт, запишите на классной доске в левой половине: “Что мы знаем о бактериях?”; в правой - “Что хотели бы узнать?”
3.1. Среда обитания бактерий.
Где же распространены бактерии? В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – 2,5 млрд. (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже на ваших руках содержатся бактерии. Давайте проверим. В биологии для доказательств принято проводить опыты. Такой опыт мы заложили на прошлом уроке. А сейчас посмотрим его результат.
Методика опыта.
1 Простерилизовать чашки Петри.
2.Приготовить питательную среду: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 -3 ч в 1-процентном растворе соды (чайную ложку соды растворить в 500 мл воды), затем сварить его и разрезать на ломтики, положить их на фильтровальную бумагу в чашки Петри. На предыдущем уроке (за 2 – 3 дня до урока “Общая характеристика прокариот) учащиеся прикасаются к пластинкам пальцами рук.
3. Закрыть чашку Петри крышкой и поставить в темное теплое место на 2-3 дня.
Вырастают колонии, которые различимы невооруженным глазом.
Этот метод называют бактериологический посев. Это простейший метод бактериологического исследования.
На практике питательной средой для бактерий является агар – агар. Он очень часто используется в медицине для выявления заболевания, в пищевой промышленности, для оценки санитарного состояния воздуха. Ученые-микробиологи определяют виды бактерий по формам их колоний
Есть еще одна среда обитания бактерий. Еще бактерии могу обитать в организме. человека, например, когда он болеет. Как тогда можно назвать такую среду обитания? (живой организм)
(На мультимедиа установке показать схему)
3.2. История открытия бактерий
Бактерии – это очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были сравнительно недавно, в XYII в. первым увидел и зарисовал бактерии замечательный голландский естественноиспытатель Антонии Ван Левенгук. Он делал великолепные, очень сильные линзы. Эти линзы Левенгук вставлял в оправы из серебра, золота и меди. Теперь мы называем такие увеличительные приборы лупами. И с помощью такой лупы Левенгук впервые увидел бактерий. Вот выдержка из его письма в Лондонское Королевское общество: “24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду…и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ…”
3.3. Форма бактерий.
А сейчас давайте познакомимся с формами бактерий.
(На мультимедиа установке показать Формы бактерий)
3.4. Работа с учебником.
Прочитайте текст в учебнике на стр. 10-11. Нарисуйте в тетради бактериальную клетку и подпишите ее органоиды.
3.5. Работа с мультимедиа проектором. Показать строение бактериальной клетки.
Рассмотрите рисунок
Назовите основные органоиды бактериальной клетки
3.6. Работа в группах.
(Учащиеся класса делятся по 4 человека - 2 парты. Фломастерами выполняют задания на больших листах бумаги.)
1-я группа. Объясните систематическое положение бактерий и определите, какой уровень организации жизни.
2-я группа. На стр.11 учебника прочитайте, как передвигаются бактерии. Составьте схему.
3-я группа. Определите по рисунку тип размножения у бактерий.
Подсчитайте, сколько бактериальных клеток образуется из одной за сутки, если известно, что бактерии делятся каждые 20 мин.
4-я группа. Рассмотрите в учебнике на стр. 12-13 схему спорообразования. Проанализируйте значение этого процесса для бактерий.
5-я группа. На стр.12 учебника прочитайте “Способы питания бактерий”. Составьте схему.
6-я группа. На стр.12 учебника прочитайте “Способы дыхания бактерий”. Составьте схему.
3.7. Отчет групп о своей работе
3.8.Сделайте выводы об общих признаках прокариот.
4. Закрепление.
4.1. Тест.
1 вариант
1. Какой буквой обозначены бациллы?
2. Клетка бактерий отличается от растительных клеток:
а) отсутствием клеточной оболочки; | в) отсутствием ядра; |
б) отсутствием цитоплазмы; | г) отсутствием ядерного вещества. |
3. Бактерии перенося неблагоприятные условия в состоянии:
а) зиготы; | в) цисты; |
б) споры; | г) активного организма. |
4. Бактерии, живущие на Земле питаются:
а) только готовыми органическими веществами;
б) только созданными ими органическими веществами;
в) как готовыми, так и созданными органическими веществами;
г) только минеральными веществами.
5. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии?
а) мытье полов; | в) облучение ультрафиолетовыми лучами; |
б) проветривание; | г) нагрев воздуха до температуры + 300. |
2 вариант
1. Какой буквой обозначены кокки?
2. Бактерии размножаются путем:
а) слияния половых клеток; | в) делением надвое; |
б) образованием спор; | г) половым путем. |
3. Бактерии относят к прокариотам, так как они:
а) имеют одну хромосому, расположенную в ядре;
б) имеют одну кольцевую ДНК;
в) размножаются делением надвое;
г) питаются только готовыми органическими веществами.
4. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:
а) у споры толстая многослойная капсула;
б) в споре несколько бактериальных клеток;
в) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;
г) спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.
5. Между двумя предложенными понятиями существует определенная связь. Найдите такую же связь между третьим и одним из предложенных понятий?
Водоросли: фотосинтез = бактерии:_________________
а) спора; | в) гетеротрофы; |
б) хроматофор; | г) симбиоз |
4.2. Взаимопроверка теста
Итог урока. Обратиться к левой и правой половине доски. Достигли ли поставленной цели урока?
5. Домашнее задание
Учебник, стр. 10-13. Подготовить сообщения о роли бактерий в жизни человека:
“Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ”.
“Клубеньковые бактерии – симбиотические организм”.
“Светящиеся бактерии”.
“Бактерии в кишечнике человека”.
“Болезнетворные бактерии”.
“Способы борьбы с болезнетворными и портящими продукты гетеротрофными бактериями”.
“Архебактерии (метанобразующие и серобактерии), их роль в природе”.
Проделайте опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.
Простерилизуйте блюдца первого сорта. Приготовьте питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 -3 ч в 1-процентном растворе соды (чайную ложку соды растворить в 500 мл воды), затем сварите его и разрежьте на ломтики, положите их на фильтровальную бумагу в блюдца. Прикоснитесь к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой - пальцем вымытой руки, но без мыла, а к третьей прикоснитесь, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Оставьте опыт на два дня, сравните результаты, сделайте вывод и расскажите об этом на уроке биологии, показывая результаты опыта.