Цели:
- В ходе наблюдения за языковым материалом подвести учащихся к выводу: имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются.
- Формировать способность склонять имена прилагательные в единственном и множественном числе с ударными окончаниями, определять падеж имён прилагательных.
- Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, память, умение работать в группе.
- Поддерживать интерес к языку, традициям русского народа, воспитывать устойчивое внимание.
Оборудование урока:
- таблица “Родовые окончания имён прилагательных ”,
- таблица “Падежные окончания имён прилагательных”,
- таблица “Определение падежа имени прилагательного”,
- карточка 1 – у каждого ученика;
- выставка “Чем славится земля русская”. (Вологодские кружева, павло – посадские платки, изделия из Хохломы, Палеха, яблочки на блюдечке, куклы – обереги и т. д.)
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать лишь “4” или “5”.
2. Актуализация опорных знаний, фиксирование затруднений в деятельности.
1).Оформление даты и вида работы. Двадцать шестое февраля.
Классная работа.
2). Упражнение в чистописании.
– Запишем буквы, которые являются офограммами – гласными буквами в записи даты.
– Какие это буквы? /а, е/.
– Чередуйте буквы в таком ритме:
– букву “а” напишите столько раз, скольких родов бывают имена существительные;
– букву “е”- столько раз, сколько форм числа у имени существительного.
– Какой получится узор?
а а а е е
– Сконструируйте элементы скорописи из двух данных букв, буквы могут повторяться.
аа ее ае еа
– Пишите до конца строки, чередуя.
– Подчеркните сочетание “еа” столько раз, сколько раз оно повторилось.
3). Работа над словами из словаря.
– Записать слова, выделить орфограммы.
– Расшифруйте слова:
а я н б л п о т и к с д е в р у
* * * * * *
(яблоко)
с | а | сбфтахгпркяснпыфй |
л | о | – Исключите буквы, которые обозначают глухие |
м | согласные буквы и прочитаете слово. (Багряный) |
(солома)
4 | 3 | 5 | 2 | 6 | 1 | 7 |
в | а | я | л | н | с | е |
– Прочитайте слово в порядке возрастания чисел.
(славяне)
с | п | а | г | р | о | ф | н |
1 | = | + | * | 0 | ! | № | ? |
1 + 0 + № + ? - Прочитай слово в соответствии порядком условных знаков букв.
сарафан
– Какое слово лишнее? /багряный – это имя прилагательное/
Дети выбирают из предложенных осенних листочков тот, который соответствует этому цвету.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета не у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
им веселее станет жить.
(В. Агафонов)
4). Повторение материала, необходимого для изучения нового.
– Расскажите, что уже знаете об имени прилагательном по плану на доске:
1. Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Для чего служит в речи?
4. Как изменяются имена прилагательные?
5. Какие родовые окончания имеют? (Обратить ещё раз внимание на окончания прилагательных с основой на мягкую и твёрдую согласную).
- Задание: вставить окончания прилагательных.
Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик – у доски.
На доске запись:
Чем славится земля русская.
Карточка 1.
Дымковск… игрушка
Вологодск… кружево
Син… небо
Тульск… самовар
Золот… узоры хохломы
Син… волна
Русск… мастера
Рязанск… самовара
При проверке ученик у доски называет окончание, число и род имени прилагательного.
Дети на местах проверяют правильность выполнения задания.
- Окончание какого прилагательного вызвало затруднение?
Дети отвечают: “Рязанского самовара, т. к. прилагательное стоит не в начальной форме”.
3. Постановка учебной задачи.
– Какое сделаем предположение?
Формулирование гипотез: (гипотезы записаны на доске)
1. Имена прилагательные изменяются по падежам.
2. При изменении падежа у имени прилагательного изменяется окончание.
3. Падеж прилагательного зависит от падежа имени существительного, с которым оно связано.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” нового знания).
Учитель организует поиск решения.
– Проверим наши гипотезы. Изменим по падежам словосочетания существительное с прилагательным.
– Выберите словосочетания на доске:
Сердце золотое, рубаха красная, страна родная, источник святой, узоры голубые.
– Какое словосочетание лишнее? (Рубаха красная – окончание прилагательного безударное).
Далее проводится исследование учащимися изменения прилагательных.
Работа ведётся в группах.
1 группа, коллективно обсуждая, склоняет словосочетание узоры (какие?) голубые,
2 группа – страна (какая?) родная,
3 группа – источник (какой?) святой,
4 группа – сердце (какое?) золотое.
Подведение итога работы в группах: один ученик из каждой группы читает вопрос к прилагательному и называет окончание прилагательного.
– Какие из наших гипотез подтвердились?
Вывод: дети подтверждают гипотезы.
– Назовите по таблице окончания имён прилагательных в разных падежах.
– Почему окончания в одном и том же падеже различаются? (Обращается внимание на твердую и мягкую основу).
– Назовите окончания прилагательных мужского и среднего рода.
– Что заметили? (Окончания прилагательных одинаковые, кроме именительного и винительного падежей).
– Назовите окончания прилагательных женского рода.
– Что заметили? (Кроме именительного и винительного падежей, окончания одинаковые).
– Как же определить падеж прилагательного?
Составим алгоритм: (на доске)
1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. В том же падеже и прилагательное.
Делается общий вывод по гипотезам.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
1).Дети читают вывод по учебнику с. 133.
2). Упражнение 213 выполняется с комментированием.
6. Самостоятельная работа.
– Составить и записать 2-3 предложения или небольшой рассказ по теме выставки, уроков, изо, истории.
Чем славится земля русская.
Работы детей.
Вологодское кружево сверкает серебристым инеем.
(Зябина Саша.)
Весь мир знает нарядных матрёшек с румяными лицами, синими глазами, алыми губками.
(Спирин Витя.)
Золотится густая пшеница.
Колосится усатая рожь.
И по полю льняному,
От цветов голубому,
Ранним утром
В росе не пройдёшь.
(Сорокина Юля.)
7. Рефлексия деятельности.
– Чем удивило вас сегодня имя прилагательное?
8. Домашнее задание.
Правило, упр. 4 с. 144.