Урок русского языка, 4-й класс. Тема: "Словоизменение имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. В ходе наблюдения за языковым материалом подвести учащихся к выводу: имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются.
  2. Формировать способность склонять имена прилагательные в единственном и множественном числе с ударными окончаниями, определять падеж имён прилагательных.
  3. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, память, умение работать в группе.
  4. Поддерживать интерес к языку, традициям русского народа, воспитывать устойчивое внимание.

Оборудование урока:

  • таблица “Родовые окончания имён прилагательных ”,
  • таблица “Падежные окончания имён прилагательных”,
  • таблица “Определение падежа имени прилагательного”,
  • карточка 1 – у каждого ученика;
  • выставка “Чем славится земля русская”. (Вологодские кружева, павло – посадские платки, изделия из Хохломы, Палеха, яблочки на блюдечке, куклы – обереги и т. д.)

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать лишь “4” или “5”.

2. Актуализация опорных знаний, фиксирование затруднений в деятельности.

1).Оформление даты и вида работы. Двадцать шестое февраля.

Классная работа.

2). Упражнение в чистописании.

– Запишем буквы, которые являются офограммами – гласными буквами в записи даты.

– Какие это буквы? /а, е/.

– Чередуйте буквы в таком ритме:

– букву “а” напишите столько раз, скольких родов бывают имена существительные;

– букву “е”- столько раз, сколько форм числа у имени существительного.

– Какой получится узор?

а а а е е

– Сконструируйте элементы скорописи из двух данных букв, буквы могут повторяться.

аа ее ае еа

– Пишите до конца строки, чередуя.

– Подчеркните сочетание “еа” столько раз, сколько раз оно повторилось.

3). Работа над словами из словаря.

– Записать слова, выделить орфограммы.

– Расшифруйте слова:

а я н б
л п о т
и к с д
е в р у
  *   *
*   *  
  * *  
       

(яблоко)

с а сбфтахгпркяснпыфй
л о – Исключите буквы, которые обозначают глухие
м согласные буквы и прочитаете слово. (Багряный)

(солома)

4 3 5 2 6 1 7
в а я л н с е

– Прочитайте слово в порядке возрастания чисел.

(славяне)

с п а г р о ф н
1 = + * 0 ! ?

1 + 0 + № + ? - Прочитай слово в соответствии порядком условных знаков букв.

сарафан

– Какое слово лишнее? /багряный – это имя прилагательное/

Дети выбирают из предложенных осенних листочков тот, который соответствует этому цвету.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета не у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
им веселее станет жить.

(В. Агафонов)

4). Повторение материала, необходимого для изучения нового.

– Расскажите, что уже знаете об имени прилагательном по плану на доске:

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Для чего служит в речи?

4. Как изменяются имена прилагательные?

5. Какие родовые окончания имеют? (Обратить ещё раз внимание на окончания прилагательных с основой на мягкую и твёрдую согласную).

- Задание: вставить окончания прилагательных.

Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик – у доски.

На доске запись:

Чем славится земля русская.

Карточка 1.

Дымковск… игрушка

Вологодск… кружево

Син… небо

Тульск… самовар

Золот… узоры хохломы

Син… волна

Русск… мастера

Рязанск… самовара

При проверке ученик у доски называет окончание, число и род имени прилагательного.

Дети на местах проверяют правильность выполнения задания.

- Окончание какого прилагательного вызвало затруднение?

Дети отвечают: “Рязанского самовара, т. к. прилагательное стоит не в начальной форме”.

3. Постановка учебной задачи.

– Какое сделаем предположение?

Формулирование гипотез: (гипотезы записаны на доске)

1. Имена прилагательные изменяются по падежам.

2. При изменении падежа у имени прилагательного изменяется окончание.

3. Падеж прилагательного зависит от падежа имени существительного, с которым оно связано.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” нового знания).

Учитель организует поиск решения.

– Проверим наши гипотезы. Изменим по падежам словосочетания существительное с прилагательным.

– Выберите словосочетания на доске:

Сердце золотое, рубаха красная, страна родная, источник святой, узоры голубые.

– Какое словосочетание лишнее? (Рубаха красная – окончание прилагательного безударное).

Далее проводится исследование учащимися изменения прилагательных.

Работа ведётся в группах.

1 группа, коллективно обсуждая, склоняет словосочетание узоры (какие?) голубые,

2 группа – страна (какая?) родная,

3 группа – источник (какой?) святой,

4 группа – сердце (какое?) золотое.

Подведение итога работы в группах: один ученик из каждой группы читает вопрос к прилагательному и называет окончание прилагательного.

– Какие из наших гипотез подтвердились?

Вывод: дети подтверждают гипотезы.

– Назовите по таблице окончания имён прилагательных в разных падежах.

– Почему окончания в одном и том же падеже различаются? (Обращается внимание на твердую и мягкую основу).

– Назовите окончания прилагательных мужского и среднего рода.

– Что заметили? (Окончания прилагательных одинаковые, кроме именительного и винительного падежей).

– Назовите окончания прилагательных женского рода.

– Что заметили? (Кроме именительного и винительного падежей, окончания одинаковые).

– Как же определить падеж прилагательного?

Составим алгоритм: (на доске)

1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.

2. Определить падеж существительного.

3. В том же падеже и прилагательное.

Делается общий вывод по гипотезам.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

1).Дети читают вывод по учебнику с. 133.

2). Упражнение 213 выполняется с комментированием.

6. Самостоятельная работа.

– Составить и записать 2-3 предложения или небольшой рассказ по теме выставки, уроков, изо, истории.

Чем славится земля русская.

Работы детей.

Вологодское кружево сверкает серебристым инеем.

(Зябина Саша.)

Весь мир знает нарядных матрёшек с румяными лицами, синими глазами, алыми губками.

(Спирин Витя.)

Золотится густая пшеница.
Колосится усатая рожь.
И по полю льняному,
От цветов голубому,
Ранним утром
В росе не пройдёшь.

(Сорокина Юля.)

7. Рефлексия деятельности.

– Чем удивило вас сегодня имя прилагательное?

8. Домашнее задание.

Правило, упр. 4 с. 144.