В рамках развивающего обучения необходимо уделять пристальное внимание развитию письменной речи учащихся. Этому способствуют уроки развития речи разных видов:
- Cоставление рассказа по картинке и записью предложений.
- Письменные ответы на вопросы к прочитанному тексту
- Составление рассказов по картинкам и соотнесение его с авторским текстом. Сравнение текстов.
- Продолжение текста.
- Составление рассказа по картинке и готовому плану.
- Составление рассказа по картинке на заданную тему.
- Работа с деформированным текстом по картинке.
Уже во 2 классе (1-4) дети учатся восстанавливать деформированные тексты с их продолжением.
Вашему вниманию предлагается пример такого урока.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.
Цели:
- Учить устанавливать последовательность частей в тексте и продолжать его с учетом развития действия.
- Учить употреблять красную строку при записи текста.
- Развивать коммуникативные навыки общения при работе в паре, группе.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Ход урока
1. Присоединение.
Я рада видеть Вас и наших гостей сегодня на уроке. Мы поговорим об очень важных вещах в жизни человека. Об его отношении к тому, что нас окружает.
2. Введение в тему. Работа в группе, паре.
- На столах конверты, в них словосочетания. Попробуйте из них составить предложение. И объясните, что, по вашему мнению, это значит.
1 Вариант. Охранять Родину значит охранять природу.
2 Вариант. Охранять природу значит охранять Родину.
- Какое предложение вы составили?
- Что оно означает по вашему мнению?
- А у кого другое предложение?
- Ребята, все вы объяснили правильно. Эти слова о природе и Родине были сказаны замечательным писателем М.М.Пришвиным.
Вывешивается портрет и слова:
- эти слова были обращены к детям человеком, который любил природу, умел просто и увлекательно рассказать об этом.
3. Ресурсный круг.
- Что, значит, любить природу?
- Как проявляется любовь к природе у настоящего человека?
Обобщение: Важно не говорить о любви к природе, а поступками доказывать свое отношение. Делать добро.
Об одном из таких добрых дел мы сегодня с вами узнаем.
4. Работа с текстом и картинками. (Т.Г.Рамзаева Русский Язык 2 класс )
Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.
Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.
Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.
Рассмотрите картинки.
О ком рассказали картинки
Подберите к каждой картинке предложения из текста
1. Прочитайте весь текст
2. Определите, какая часть относится к каждой картинке
3. Прочитайте предложения к 1,2,3 картинке
4. прочитайте весь текст
5. Озаглавьте его
- Как можно продолжить рассказ?
- Еще раз посмотрите на 3 картинку
- Как стали жить птицы? Что для них делал Вася?
- Посмотрите на лебедей. Они боятся людей? Они доверчивы.
Они с Васей.
- Такая забота о птицах помогла вылечить больное крыло. Быстро ли наступило выздоровление?
- Могли ли птицы остаться у людей?
(Да, но они )
(обращение к словам М.Пришвина)
- Жалко Васе было расставаться с птицами?
- Какие люди дядя Миша и Вася?
- Какие качества есть у этих людей?
5. Самостоятельная работа.
- Запишите 4 часть текста. Используйте опорные слова на доске.
6. Итог урока.
- Прочитайте 4 часть текста.
- А закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
На память дарю лебедей детям и гостям. Дети приклеивают лебедей в тетрадь и раскрашивают их.