Роль и место открытых уроков

Разделы: Администрирование школы


Открытый урок представляет собой одну из старейших форм методической работы как для внутришкольной, так и для муниципальной службы. Вопрос о роли и месте открытых уроков в практике учителей всегда остается актуальным.

Чтобы узнать, как относятся к данному вопросу учителя нашей школы, мы провели небольшое анкетирование. По итогам анкетирования узнали, что у открытого урока есть сторонники и противники. И каждая группа находит свои аргументы “за” и “против”. Это вполне естественно, так как любое действие или явление имеет свои позитивные и негативные стороны. Часть учителей относятся к отрытым урокам отрицательно, выделяя, прежде всего показной характер этих уроков. Другие учителя признают пользу открытых уроков, характеризуя их как лабораторию педагогического опыта, профессионального обмена мнениями.

Пока урок является главной формой работы учителя и ученика, только он и остается объектом изучения, анализа, совершенствования и творческого восприятия. Через открытые уроки учитель может познакомиться с новаторскими приемами, с новыми методическими находками, с проблемами над которыми работают коллеги и, в конце концов, он может сверить свою работу с работой других учителей. И открытый урок – окно в этот огромный и меняющийся мир, мир творчества и профессионализма.

Что же надо сделать, чтобы они не воспринимались неизбежной повинностью, а стали бы творческой необходимостью для каждого учителя? На наш взгляд, открытый урок должен предлагаться самими учителями, а не назначаться свыше. И необходим дифференцированный подход к проводимым урокам. Надо учитывать, кто и для кого дает данный урок.

Для молодых специалистов проведение открытых уроков необходимо. Их уроки характеризуются классической основой. На них учителя отрабатывают “азы” педагогики, на которых базируется вся методика. После открытых уроков обязателен анализ и конкретные, сказанные доброжелательно выводы.

Открытый урок, проводимый опытным педагогом, - это приглашение к собственному раздумью. Учитель знакомит своих коллег с новыми педагогическими находками, показывает, как он разрешает ту или иную проблемную ситуацию урока. В этом случае анализ урока будет иметь иной характер. Состоится широкий обмен мнениями, опытом, способствующий взаимному обогащению.

Для открытых уроков, проводимых с целью повышения квалификации приглашенных учителей, отбирается зрелое новшество, то есть представляется только то, что теперь называют “ноу-хау”, разработанное во всех тонких технологических деталях, обязательно тщательно и всесторонне научно обоснованное, сначала апробированное в режиме эксперимента и показавшее свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками.

Какие же цели проведения открытых уроков можно ставить? Чтобы узнать с какой целью учителя проводят открытые уроки мы попросили назвать их в анкете. Таким образом, мы получили более или менее полный перечень целей: изучение и обобщение опыта, распространение опыта, презентация (общественное представление интересного учителя, новой технологии), поднятие статуса учителя, образовательного учреждения, повышение квалификации, творческий отчёт, общественный смотр работы педагога и т.д. Их можно сгруппировать так:

Повышение квалификации тех, кто приходит на учёбу к учителям- профессионалам высокого класса;

Экспертиза коллегами, руководителями школы, методистами новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем;

Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).

Примерный алгоритм подготовки и проведения открытого урока:

- Разработка учителем информационного(рекламного) проспекта предстоящего открытого урока и передача тем, кто будет приглашен на урок;

- Характеристика (даваемая учителем) уровня обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет проводиться открытый урок;

- Рассказ учителя гостям о проекте открытого урока;

- Обоснование проекта урока;

- Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту;

- Проведение урока;

- Анализ урока самим учителем;

- Анализ открытого урока директором или завучем;

- Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному уроку;

- Общая дискуссия;

- Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок;

В целях организации и проведения открытых уроков, распространения передового опыта, совершенствования квалификации педагогов и содействия их профессиональному росту в нашей школе ежегодно проводятся различные конкурсы, смотры открытых уроков с последующими анализами и самоанализами по следующим номинациям: “Лучший урок года”, “Лучший урок по развивающим технологиям”, “Лучший урок молодого учителя”, “Золотой урок”, конкурсы видеоуроков.