Ролевая игра на занятиях "Познай себя"

Разделы: Школьная психологическая служба


Элективный курс “Познай себя” рассчитан на учащихся 6-х классов.

В этот период ведущим видом деятельности подростков является общение. Однако конструктивное общение невозможно без осознания собственного Я, своих особенностей и потребностей. Но оно также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению. Поэтому цель курса “Познай себя” – развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии и саморефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Анализ педагогической ситуации, сложившейся на занятиях, позволил выявить следующие противоречия:

– между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;

– между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;

– между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.

Анализ возникших противоречий позволил выдвинуть гипотезу: использование ролевой игры на занятиях “Познай себя” будет способствовать развитию творческой активности и коммуникативных умений учащихся.

Почему предпочтение было отдано именно ролевой игре?

Использование игровых технологий, в частности ролевых игр, снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, минимизируя прямое педагогическое воздействие, создает ситуацию успеха, позволяя учащимся проявить себя. Все это способствует более успешной их самореализации.

В игре обучающиеся совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками игры. Эффект публичности (Лингарт), возникающий в ходе игры, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия участникам игры.

Работа в парах повышает коммуникативную и речевую компетентность обучающихся, формирует у них умение выбрать адекватные ситуации способы и средства общения, вести диалог, а также навыки рефлексии и саморефлексии, в целом повышает коммуникативную культуру обучающихся.

Творческий характер заданий стимулирует креативность мышления, развивает фантазию и умение учащихся перенести знания из одной области в другую.

Все это способствует становлению субъектности обучающихся в образовательном процессе, их саморазвитию и самореализации, что делает актуальным использование ролевой игры на занятиях элективного курса “Познай себя”.

Далее представлена разработка занятия из тематического блока “Эмоции и чувства человека” данного элективного курса.

Курс “Познай себя”.

Образовательная область: Технология (Психология).

Тематический блок: “Эмоции и чувства человека” (6 часов).

Тема занятия: “Экзамен в театральном училище”.

Цель: определить качество усвоения участниками занятия полученных знаний и умение применять их в различных коммуникативных ситуациях.

Форма занятия: ролевая игра.

Участники: учащиеся 6-х классов.

Методическое обеспечение: набор карточек “Мимические маски”, карточки “Перечень эмоций и чувств человека”, набор рисунков с сюжетно-ролевым содержанием, “Зачетные книжки” участников занятия, музыкальное оформление.

Краткое описание игры. Группа студентов театрального училища держит семестровый экзамен по актерскому мастерству. Они получают индивидуальные и групповые задания творческого характера. Их цель – продемонстрировать свои актерские способности.

Основная игровая задача – показать пантомимическую и речевую выразительность, умение понять и адекватно передать переживание человека, наблюдательность.

Набор ролей: студенты театрального училища, преподаватель(ли).

Педагогические возможности. Игра способствует развитию творческих способностей и коммуникативных умений учащихся, помогает раскрыть личность ученика.

Этапы игры.

1. Подготовительный.

Разработка правил игры, творческих заданий для участников. Подготовка необходимого методического обеспечения.

2. Игровое действие:

2.1 Организационный этап. Сообщение учащимся темы, цели, правил игры, основных ролей.

2.2 Основной этап – проведение игры. Выполнение участниками творческих заданий: индивидуальных (речевая разминка, упражнение “Пантомима”), в парах (упражнение “Испорченный телевизор”, “Найди свою половинку”), групповых (упражнение “Оживи картину”).

2.3 Заключительный этап. Подведение итогов игры, работа с “Зачётными книжками”.

В конце занятия учащиеся оценивают свое настроение по окончанию игры. Для этого они, уходя с занятия, выбирают одну из предложенных карточек: солнышко – дождик, улыбка – грусть, ягодка – луковица и т.д. Это позволяет получить эмоциональную обратную связь, что помогает учителю (психологу) корректировать учебный процесс, а у подростков развивает умение оценить своё эмоциональное состояние.

Сценарий игры

1. Организационный этап.

Сообщение учащимся темы, цели занятия, правил проведения игры.

Ведущий: “В течение нескольких занятий мы узнавали что-то новое об эмоциях и чувствах людей: какие бывают чувства, как человек может их выразить, как определить, что чувствует человек, с которым вы общаетесь. Мы учились определять чувства других людей и точнее передавать свои. Сегодня мы посмотрим, чему вы смогли научиться (цель занятия). А чтобы наша встреча прошла интереснее, проведём игру “В театральном училище”.

Представьте, что вы не ученики шестого класса, а студенты театрального училища. Я – ваш преподаватель актерского мастерства. На наших занятиях вы учитесь искусству перевоплощения, которое невозможно без умения передать чувства и переживания тех персонажей, которых вы будете играть на сцене или в кино. Заканчивается учебный год. Вам предстоит очередной экзамен, тема которого – “Эмоции и чувства человека”. Ваша задача – показать преподавателю и вашим коллегам–студентам, что Вы многому научились за этот год занятий в творческой студии, своё актерское мастерство. Вы хотите сдать экзамен на “отлично”, получить одобрение преподавателя и однокурсников. Итак, раз, два, три… Мы в учебном классе театрального училища”.

2. Основной этап – проведение игры.

В течение занятия участникам предлагается ряд заданий, выполнение которых позволяет учителю определить, насколько успешно ученики продвинулись в освоении данной темы. Задания и порядок их выполнения зависят от уровня мотивации учащихся и их особенностей (личностных и интеллектуальных), а также группы в целом.

2.1. Разминка.

а) участникам раздаются карточки, половина из которых содержит названия различных чувств человека, а на остальных изображены пиктограммы, соответствующие данным чувствам. Задание: соединить название и рисунок, найти друг друга. После того, как пары образуются, участники определяют правильность сделанных выборов и доказывают своё мнение. Данное задание позволяет участникам вспомнить один из способов выражения чувств человеком – мимику.

б) Упражнение “Иди сюда!”. Учащимся предлагается вспомнить, какие ещё существуют способы выражения эмоций. Останавливаемся на интонации. Задание: повторить фразу “Иди сюда!” с той или иной интонацией (радость, грусть, гнев, веселье, спокойствие, ирония, насмешка, обида, злость, нежность, испуг и т. д.). Упражнение выполняется по цепочке, фразу с определённой интонацией повторяют все участники игры. В ходе проговаривания определяют, у кого лучше получилось передать ту или иную интонацию. Вывод: роль интонации в передаче переживаний человека.

После проведения разминки участники самостоятельно оценивают успешность выполнения заданий разминки и выставляют свою оценку в зачётную книжку.

2.2. Творческие задания.

а) Упражнение “Пантомима”.

Ведущий: “Разминка показала, что вы хорошо помните способы передачи эмоций и чувств человеком. Усложним задания. Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой записано определённое чувство. Ваша задача: без слов постарайтесь передать это чувство так, чтобы окружающие смогли догадаться, какое чувство вы изобразили”.

Каждый участник выполняет своё задание, а окружающие определяют показанное чувство и оценивают точность его изображения.

б) Упражнение “Испорченный телевизор”.

Ведущий: “Представьте такую ситуацию. Вы смотрите по телевизору интересный кинофильм, и вдруг у телевизора пропадает звук. Получается, как старое немое кино, только без титров. Предположим, что вы актеры из этого фильма. Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Придумайте и разыграйте этюд, ярко подчеркнув переживания ваших персонажей. Каждая пара представит свою актёрскую работу, а зрители постараются определить, какие чувства испытывают ваши герои. Время для подготовки – 5 минут”.

в) Упражнение “Оживи картинку!”.

Ведущий: “Молодцы, вы неплохо справились со столь сложным заданием. Вы действительно можете стать замечательными артистами. Последнее испытание, которое вас ждет на этом экзамене, покажет, как вы умеете передать переживание людей не только с помощью мимики и жестов, но и при помощи интонации. Разбейтесь снова на пары, но выберете теперь другого актера, а не того, с кем вы выполняли предыдущее задание. Каждая пара получает рисунок, на котором запечатлено некое происшествие. Ваше задание: оживите картинку. Придумайте, что произошло, что чувствуют ваши герои на картине, и разыграйте этюд. Время на подготовку – 5 минут”.

Примечание: После выполнения каждого творческого задания учащиеся самостоятельно оценивают своё выступление с точки зрения точности изображения чувств героев и выставляют оценку в зачетную книжку. Необходимость выставить себе самому оценку развивает умения оценивать свою работу, формирует у обучающихся навыки рефлексии и саморефлексии.

3. Заключительный этап – подведение итогов.

Ведущий: “Итак, уважаемые студенты, наш экзамен подошёл к концу. Вы продемонстрировали свои умения передать чувства ваших героев и понять переживания других. Эти умения пригодятся вам не только в вашей актёрской профессии, но и в жизни. Осталось только оценить, насколько успешно вы справились с экзаменом. В зачётных книжках вы поставили оценки за выполнение каждого задания. Проанализируйте их и выставьте себе итоговую оценку за экзамен. Я сравню их с теми баллами, которые поставила вам сама, и на следующей встрече мы обсудим полученные результаты. На этом наша встреча заканчивается. До свидания, всего доброго”.

Примечание: В конце занятия учащиеся отмечают свое настроение. Для этого они выбирают одну из предложенных карточек: солнышко – дождик, улыбка – грусть, ягодка – луковица и т.д.