Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения материала.
Материалы к уроку: 1. Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование.
2. Оборудование: лабораторные стаканы, снег, лед, полоски синей и белой бумаги.
Ход урока.
I. Организационный момент.Учитель: Всем доброе утро. Мы начинаем урок окружающего мира.
Дети, как мы сегодня будем оценивать свою работу?
Дети: (предлагают знак самооценки). Мы предлагаем оценивать нашу работу оценочной линеечкой.
II. Актуализация знаний.Учитель: Отгадайте загадку.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая?
Дети: Это вода.
Учитель: Сегодня у нас на уроке гостья – капелька Капитошка (вывешивается рисунок).
Капитошка принесла вам задания.
Как вы думаете, с чем будут связаны задания? Почему?
Дети: Задания связаны с водой. Потому что мы изучаем тему “Вода в природе”.
Учитель: Послушайте задания Капитошки и выберите для каждого незаконченного предложения из трех вариантов ответов один верный и покажите свой вариант с помощью веера цифр.
Детям предлагаются карточки с вопросом и варианты ответов. Они выбирают номер верного ответа и показывают учителю сигнал с цифрой.
Учитель: Первое предложение:
Вода на поверхности земли занимает...
1) половину Земли;
2) три четверти Земли;
3) пятую часть земли.
Второе предложение:
1) Мировой океан;
2) Тихий океан;
3) Ледовитый океан.
Следующее предложение:
- Мировой океан делится на...
1) 3 океана;
2) 4 океана;
3) 5 океанов.
Учитель: Кто покажет океаны Земли?
(Дети показывают на глобусе).
Учитель: Следующее предложение:
1) 2 состояниях;
2) 3 состояниях;
3) 4 состояниях.
Учитель: Назовите три состояния воды.
Дети: Вода в природе существует в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Учитель: Оцените на линеечке свои знания. Кто находится на самом высоком уровне? Молодцы! Кто на среднем? Хорошо! Кто считает, что его знания оцениваются ниже средней оценки? Почему? Что бы ты себе посоветовал?
III. Целеполагание.Учитель: Как-то в одной африканской школе тоже проходил урок на тему “Вода” и учитель рассказывал детям, что существует такая страна, в которой люди ходят по воде. И он не шутил. Такая страна действительно есть.
Что это за страна?
Дети: (называют разные страны).
Учитель: Хотите увидеть эту страну прямо сейчас? Тихонечко подойдите к окну.
Дети подходят к окну, смотрят и их удивлению нет предела. Сразу же раздаются восклицания
Дети: Это Россия!
Учитель: По какой же воде люди ходят в России?
Дети: По снегу.
Учитель: Назовите тему урока.
Дети: Тема нашего урока: “Снег и лед”.
(На доске открывается запись темы урока).
Учитель: Дети, чему мы можем научится на уроке? Что можем узнать?
Дети: Мы можем узнать что такое снег и лед, будем учится определять свойства снега и льда.
(На доске открывается запись целей урока).
Учитель: Давайте повторим тему и цели урока.
(Дети хором повторяют).
Учитель: Оцените на следующей оценочной линеечке как вы умеете определять тему и ставить задачи на уроке.
(Далее учитель аналогично проверяет самооценку детей)
IV. Практическая работа.
Учитель: Итак, у нас возник вопрос: Что такое снег и лед? какие свойства имеют снег и лед?
Где можно получить ответ на эти вопросы?
Дети: Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике самим исследовать.
Учитель: Сейчас вы будете исследовать снег и лед. Для этого мы организуем работу в группах.
Дети повторяют алгоритм работы в группе.
Учитель: Провести исследование вам поможет инструкция. На партах в каждой группе находится листочек с ходом работы:
Проделай опыты, результаты запиши в таблицу.
Дети работают в группах в течении 10 минут. Учитель оказывает помощь по запросу.
V.
Каждая группа вывешивает свой листочек с итогами практической работы, где в виде условных знаков или словами записаны свойства снега и льда. спикер группы обосновывает итоги своей работы.
Дети: Мы исследовали снег и лед и пришли к выводу, что снег белый, а лед бесцветный. Снег и лед без вкуса и запаха. Лед прозрачный, а снег не прозрачный. Снег рыхлый, а лед хрупкий, при комнатной температуре тает.
Учитель по ходу работы выкладывает на доске исследованные свойства снега и льда в таблицу:
Снег |
Лед |
||
1. | цвет |
белый |
бесцветный |
2. | вкус |
без вкуса |
без вкуса |
3. | запах |
без запаха |
без запаха |
4. | прозрачность |
не прозрачный |
прозрачный |
5. | хрупкость |
рыхлый |
хрупкий |
6. | температура |
тает |
тает |
Учитель: Итак, сравните свойства снега и льда. С чего начинаем сравнивать?
Дети: (называют схожие признаки).
Учитель: Чем отличаются снег и лед?
Дети: (называют отличия).
Учитель: К какому же главному выводу мы пришли? Что такое снег и лед?
Дети: Снег и лед – это вода в твердом состоянии.
Затем дети хором повторяют вывод.
VII.
Учитель: Как вы думаете, во что превратится капелька Капитошка зимой?
Дети: Капелька превратится в град, в снег...
Учитель: У вас появились разные предположения. Где же найти ответ?
Дети: В учебнике.
Учитель: Читаем текст в учебнике на странице 102.
Дети: (цепочкой читают текст).
Учитель: Найдите ответ на мои вопросы в тексте.
Прочитай. во что превратится капелька?
Дети: (читают) “Такая капелька в форме комочка непрозрачного льда называется градом”.
Учитель: При какой температуре замерзает капелька?
Дети: При температуре 0°С.
Учитель: Прочитай, как образуется снежинка.
Дети: “Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками”.
Учитель: Почему снег под ногами скрипит?
Дети: Это ломаются хрупкие лучики снежинок.
Учитель: Итак, мы нашли ответы на наши вопросы. Оцените свое умение работать с текстом.
(Учитель аналогично подводит итоги самооценки детей).
VIII.
У детей карточки с незаконченными предложениями.
Учитель: Дети, прочитайте и допишите предложения.
Дети:
- Снег и лед – это вода в... состоянии.
- Цвет снега белый, а лед...
- Лед хрупкий, а снег...
- Лед прозрачный, а снег...
- Снежинки образуются из водяного...
Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.
Дети читают предложения.
Учитель: Прочитайте текст, который у вас получился.
Дети читают полученный текст индивидуально, затем повторяют хором.
Учитель: Оцени свою работу с незаконченными предложениями.
IX. Итог урока.Учитель: Продолжи предложение.
- Сегодня на уроке я удивился...
- Сегодня на уроке я узнал...
- Дома я...
Учитель: (Предлагает детям домашнее задание по выбору)..
Учитель: Итак, посмотрите на свои оценочные линеечки. У кого сегодня все получилось? Кому не все удалось? Почему? Кому скажем спасибо?
Учитель: Спасибо всем за урок.
Список литературы:
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”. – М.: ВАКО, 2004.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 кл.- Самара, “Федоров”, 2003.