Цели:
- закрепить навыки распознавания спряжений глаголов настоящего и будущего времени по личным окончаниям;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать любовь к природе, к прекрасному, эстетические чувства.
Оборудование:
- музыкальный центр,
- карточки с словарными словами,
- картина Левитана “Март”,
- карточки с заданиями для работы у доски,
- раздаточный материал (карточки №1, №2, №3, №4),
- учебник русского языка за 4 класс (Т.Г. Рамзаева).
Ход урока
1. Организация на работу и нацеливание.
Сегодня мы продолжим учиться распознавать спряжения глаголов настоящего и будущего времени по личным окончаниям.
2. Минута чистописания: мм
3. Словарная работа.
На доске четыре картинки: лисица, заяц, корова, медведь.
- Какая картинка лишняя?
- Корова.
- Почему?
- Она относится к домашним животным, а остальные – дикие.
- Чем отличаются домашние животные от диких?
- Живут в специальных помещениях, за ними ухаживают люди, приносят людям большую пользу.
- А дикие?
- Живут в лесу, пищу добывают сами.
Убираю картинку коровы. Запись словарных слов, выделение ударных и безударных гласных. Проверка с показом на карточках.
4. Индивидуальная работа у доски (два ученика).
Первый ученик.
Подобрать слова, противоположные по смыслу. У придуманных слов определить спряжение, выделить окончания.
- Смеётся - (плачет 1)
- Ругает - (хвалит 2)
- Молчит - (говорит 2)
Второй ученик.
Подбери глаголы, близкие по смыслу. У придуманных глаголов определи спряжение, выдели окончания.
- Рассказываешь - (говоришь 2)
- Роешь - (копаешь 1)
- Мчишься – (бежишь 2)
При проверке задаю детям дополнительные вопросы: назвать личные окончания глаголов 1,2 спряжения. Как пишутся глаголы 2л., ед.ч.?
Одновременно проводится фронтальная работа с классом.
- Ребята, назовите слова и выражения, характеризующие медведя.
- Косолапый мишка, увалень-медведь, медведь-лежебока, медведь-хозяин леса, неуклюжий медведь и т.д.
- Что с ним происходит в весенний период? Составьте об этом предложение.
Весной медведь просыпается от зимней спячки.
Разбор по членам предложения и по частям речи.
5. Развитие речи. Работа по картине художника Левитана “Март”.
Предварительно повторение.
- Что называется глаголом? Какого времени бывают глаголы? Как изменяются глаголы настоящего времени?
А сейчас отгадайте загадку.
Пришла, улыбнулась -
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
- О каком времени года эта загадка?
- О весне.
Вот и мы поговорим о весне. Посмотрите на картину. Её нарисовал художник Левитан, называется “Март”.
Используя опорные слова, составьте рассказ о весне. А поможет услышать голос весны, почувствовать ощущение того, что происходит в природе, музыка норвежского композитора Эдварда Грига “Приветствие весне”.
Опорные слова:
- Долгожданная
- Ясное, чистое
- Яркое
- Длинные
- Тёмный, рыхлый
- Низкие
Составляем рассказ и одновременно записываем.
Наступила долгожданная весна. Небо ясное и чистое. Светит яркое солнце. На снегу видны от деревьев длинные тени. На крышах тает снег. Он стал тёмным и рыхлым. Вода затопила низкие места.
Прочитайте свой рассказ. Как можно его озаглавить? Для чего нам понадобились прилагательные, написанные на доске?
- Чтобы ярче, выразительнее и эмоциональнее получился рассказ.
- Какие произведения о весне вы читали?
- В.Бианки “Март”, А.Куприн “Скворцы”, Г.Скребицкий “Прощай, зима”, С.Аксаков “Приближение весны” и др.
Задание на закрепление: найдите в нашем рассказе глаголы настоящего времени, подчеркните, определите спряжение. (Выполнение с комментированием - светит 2, тает 1.)
6. Работа с текстом. (Раздаточный материал: копии рассказа “Весна” для каждого ученика)
А сейчас давайте послушаем, как описывает весну писатель Э. Шим.
Весна.
Долго держалась ненастная погода. Набухшие тучи слоились в небе, и сеялся мелкий слякотный снег.
Небо серое, земля серая, погода серая. То-то скука! Будто одни нескончаемые сумерки.
И вдруг разгулялось! В одну ночь скопом ушли тучи. Морозцем хрустнуло, и поутру разгорелась чистая радостная зорька.
Это весна улыбнулась. И вот как всё расцвело: снега - голубые, льды - зелёные, проталины - рыжие, лес вдалеке - фиолетовый.
А на небе кромочка рябиновая и большого жёлтого цвета полоса, как огневая река.
И по огневой реке медленно и мягко тянут снежные лебеди.
Увидишь такое – и забудешь про все ненастья.
(По Э.Шиму)
Возьмите карточки, следите за текстом. (Выразительное чтение учителя.)
Найдите в тексте образные слова и выражения, с помощью которых автор точно и ярко изобразил ненастную погоду и радостное утро.
Задание на закрепление: у выделенных глаголов определить спряжение.
7. Самостоятельная работа. (Раздаточный материал: ситуативные картинки с различными действиями по количеству детей в классе) Перед выполнением работы повторяем личные окончания глаголов 1, 2 спряжения.
Возьмите листочки и карточки с картинками. (У каждого своя карточка.)
Задание: составьте по картинкам предложения, ставьте глаголы в 3л., ед. ч., настоящего времени, определите спряжение.
После выполнения задания работы сдают учителю для проверки.
8. Подведение итогов. Оценивание. Д/з: стр. 87, уп.452.