Урок-закрепление по русскому языку в 4-м классе на тему "Распознавание спряжений глаголов настоящего и будущего времени по личным окончаниям"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить навыки распознавания спряжений глаголов настоящего и будущего времени по личным окончаниям;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к природе, к прекрасному, эстетические чувства.

Оборудование:

  • музыкальный центр,
  • карточки с словарными словами,
  • картина Левитана “Март”,
  • карточки с заданиями для работы у доски,
  • раздаточный материал (карточки №1, №2, №3, №4),
  • учебник русского языка за 4 класс (Т.Г. Рамзаева).

Ход урока

1. Организация на работу и нацеливание.

Сегодня мы продолжим учиться распознавать спряжения глаголов настоящего и будущего времени по личным окончаниям.

2. Минута чистописания: мм

3. Словарная работа.

На доске четыре картинки: лисица, заяц, корова, медведь.

- Какая картинка лишняя?

- Корова.

- Почему?

- Она относится к домашним животным, а остальные – дикие.

- Чем отличаются домашние животные от диких?

- Живут в специальных помещениях, за ними ухаживают люди, приносят людям большую пользу.

- А дикие?

- Живут в лесу, пищу добывают сами.

Убираю картинку коровы. Запись словарных слов, выделение ударных и безударных гласных. Проверка с показом на карточках.

4. Индивидуальная работа у доски (два ученика).

Первый ученик.

Подобрать слова, противоположные по смыслу. У придуманных слов определить спряжение, выделить окончания.

  • Смеётся - (плачет 1)
  • Ругает - (хвалит 2)
  • Молчит - (говорит 2)

Второй ученик.

Подбери глаголы, близкие по смыслу. У придуманных глаголов определи спряжение, выдели окончания.

  • Рассказываешь - (говоришь 2)
  • Роешь - (копаешь 1)
  • Мчишься – (бежишь 2)

При проверке задаю детям дополнительные вопросы: назвать личные окончания глаголов 1,2 спряжения. Как пишутся глаголы 2л., ед.ч.?

Одновременно проводится фронтальная работа с классом.

- Ребята, назовите слова и выражения, характеризующие медведя.

- Косолапый мишка, увалень-медведь, медведь-лежебока, медведь-хозяин леса, неуклюжий медведь и т.д.

- Что с ним происходит в весенний период? Составьте об этом предложение.

Весной медведь просыпается от зимней спячки.

Разбор по членам предложения и по частям речи.

5. Развитие речи. Работа по картине художника Левитана “Март”.

Предварительно повторение.

- Что называется глаголом? Какого времени бывают глаголы? Как изменяются глаголы настоящего времени?

А сейчас отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась -
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.

- О каком времени года эта загадка?

- О весне.

Вот и мы поговорим о весне. Посмотрите на картину. Её нарисовал художник Левитан, называется “Март”.

Используя опорные слова, составьте рассказ о весне. А поможет услышать голос весны, почувствовать ощущение того, что происходит в природе, музыка норвежского композитора Эдварда Грига “Приветствие весне”.

Опорные слова:

  • Долгожданная
  • Ясное, чистое
  • Яркое
  • Длинные
  • Тёмный, рыхлый
  • Низкие

Составляем рассказ и одновременно записываем.

Наступила долгожданная весна. Небо ясное и чистое. Светит яркое солнце. На снегу видны от деревьев длинные тени. На крышах тает снег. Он стал тёмным и рыхлым. Вода затопила низкие места.

Прочитайте свой рассказ. Как можно его озаглавить? Для чего нам понадобились прилагательные, написанные на доске?

- Чтобы ярче, выразительнее и эмоциональнее получился рассказ.

- Какие произведения о весне вы читали?

- В.Бианки “Март”, А.Куприн “Скворцы”, Г.Скребицкий “Прощай, зима”, С.Аксаков “Приближение весны” и др.

Задание на закрепление: найдите в нашем рассказе глаголы настоящего времени, подчеркните, определите спряжение. (Выполнение с комментированием - светит 2, тает 1.)

6. Работа с текстом. (Раздаточный материал: копии рассказа “Весна” для каждого ученика)

А сейчас давайте послушаем, как описывает весну писатель Э. Шим.

Весна.

Долго держалась ненастная погода. Набухшие тучи слоились в небе, и сеялся мелкий слякотный снег.

Небо серое, земля серая, погода серая. То-то скука! Будто одни нескончаемые сумерки.

И вдруг разгулялось! В одну ночь скопом ушли тучи. Морозцем хрустнуло, и поутру разгорелась чистая радостная зорька.

Это весна улыбнулась. И вот как всё расцвело: снега - голубые, льды - зелёные, проталины - рыжие, лес вдалеке - фиолетовый.

А на небе кромочка рябиновая и большого жёлтого цвета полоса, как огневая река.

И по огневой реке медленно и мягко тянут снежные лебеди.

Увидишь такое – и забудешь про все ненастья.

(По Э.Шиму)

Возьмите карточки, следите за текстом. (Выразительное чтение учителя.)

Найдите в тексте образные слова и выражения, с помощью которых автор точно и ярко изобразил ненастную погоду и радостное утро.

Задание на закрепление: у выделенных глаголов определить спряжение.

7. Самостоятельная работа. (Раздаточный материал: ситуативные картинки с различными действиями по количеству детей в классе) Перед выполнением работы повторяем личные окончания глаголов 1, 2 спряжения.

Возьмите листочки и карточки с картинками. (У каждого своя карточка.)

Задание: составьте по картинкам предложения, ставьте глаголы в 3л., ед. ч., настоящего времени, определите спряжение.

После выполнения задания работы сдают учителю для проверки.

8. Подведение итогов. Оценивание. Д/з: стр. 87, уп.452.