"История развития химии" (урок)

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательные: Закрепить понятия “тело”, “вещество”, “физические явления”, “химические реакции”. Рассмотреть этапы становления химии как науки.

Развивающие: Развивать внимание, речь, память, познавательные интересы учащихся, учить сравнивать.

Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за вклад русских ученых в науку, чувство патриотизма.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: фронтальный опрос, демонстрация опытов, лекция.

Приборы: спиртовка, стакан, пробирки, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, предметный столик.

Реактивы: сахароза, вода, медь, парафин, сода, уксусная кислота.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами проверим, как вы поняли, что является предметом изучения химии, и какие явления окружают нас. А также познакомимся с историей становления химии как науки, чем может гордиться Российская наука, какие задачи стоят перед химией ХХ1 века.

II. Проверка домашнего задания.

Начнем с проверки домашнего задания (фронтальный опрос):

  1. Что изучает химия?
  2. Что такое вещество?
  3. Что называется химическим элементом?
  4. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
  5. Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
  6. Что такое свойство вещества?
  7. Какие явления называются химическими?
  8. Какие явления называются физическими?

Итак, мы все с вами повторили. Теперь попробуем применить наши знания на практике.

Шестеро учащихся будут работать по карточкам. Двое будут выбирать из перечня вещества и тела, двое – разделять, где речь идет об элементе, а где – о простом веществе, а оставшиеся будут по алгоритму описывать физические свойства вещества.

Теперь, класс, расчертите в тетрадях таблицу:

Физические явления Химические явления
1.

2.

3.

1.

2.

3.

Ребята, сейчас я буду показывать опыты, отражающие физические и химические явления.

Ваша задача, на основе полученных знаний, разделить их по колонкам. Один учащийся будет работать у доски. Затем мы сравним и обсудим наши результаты.

Демонстрации:

  1. Горение лучины.
  2. Растворение сахара в воде.
  3. Почернение медной пластины в пламени.
  4. Плавление парафина.
  5. Гашение соды уксусом.
  6. Таяние льда.

Проверка и обсуждение результатов.

Выполняющие по карточкам задания сдайте свои работы.

Мы с вами закрепили знания, полученные на предыдущих уроках, а теперь перейдем к новой теме.

III. Объяснение нового материала(лекция).

Химия. Одна из древнейших наук.

Когда человек стал применять химические реакции? Да тогда, когда в пещерах синантропов – древнейших людей появился огонь. А это было 5 млн. лет до н.э. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы (железо, свинец, олово, медь, сурьму), получать их сплавы, применяли золото, серебро, производили керамику, стекло, краски, духи.

Первыми учеными–химиками были египетские жрецы. Они владели многими до сих пор не разгаданными химическими секретами: бальзамирование тел фараонов, получение красок, которые и через тысячи лет остаются яркими. К сожалению, знания жрецов были элитными и передавались только касте жрецов, потому и не сохранились в веках.

Химические производства существовали в Греции, Месопотамии, Индии, Китае.

Но испокон веков человека интересовало золото.

Существует миф Древней Греции о царе Мидасе. За услугу, оказанную богам, он попросил у них, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось бы в золото. Вы скажете: “Вот хорошо!” А теперь представьте: он уже насладился видом золота вокруг себя – и диван, и подушки, и стол – все из золота. А он захотел есть: берет виноград – золото, берет хлеб – золото, мясо – золото. Так и умер царь Мидас от голода. Значит все-таки не это самое главное. Но человек упрям, он хочет богатства.

Новой эпохой в развитии химии стала алхимия, цель которой – поиск философского камня, а уж он и железо превратит в золото, и от болезни излечит, и обеспечит бессмертие.

А теперь представьте себе германский средневековый город, узенькие улицы, готические дома и среди них – какой-нибудь ветхий, считающийся необитаемым, дом. По его потрескавшимся стенам лепится мох, ползет сырость. Окна наглухо заколочены. Это жилище алхимика. Ни что не говорит в нем о присутствии живых. Но в гулкую от тишины ночь из трубы вылетает дым, который доказывает о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но все еще живущего надеждой.

“Чтобы подготовить эликсир мудрецов, возьми, сын мой, философскую землю, положи в реторту и прокаливай ее, покуда не превратится в Зеленого Льва. Прокаливай далее – и Зеленый Лев обернется Красным. Киммерийские тени покроют реторту темным покрывалом, а внутри ее ты увидишь Черного дракона, который пожирает собственный хвост…”

“Что это?” – спросим мы, не привыкшие в такой манере изъясняться.

Бормотание колдуна, заклинание или просто сочетание слов? Все понемножку, но давайте не будем строгими. Хотя на первый взгляд это мало похоже на описание научного опыта, там содержится зашифровка настоящего химического эксперимента. Поэтому мы не можем сказать, что алхимия – это бесполезный этап в истории развития химии. Вот послушайте:

Алхимики считают, что ртуть – в любом металле …
Алхимики мешали буру и купорос.
Мешали вместе с глиной толченый рог козлиный,
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост.
Все в печки обжигали, а после возгоняли
И снова очищали, добавив, волчий ус.
И, выпарив искусно, рассматривали сгусток,
И падали без чувства, попробовав на вкус.
Надеялись случайно раскрыть Природы тайну…
Нашли мышьяк и фосфор.
А это чем не клад?
За хитрые приборы, кислоты и растворы
Все химики алхимикам спасибо говорят. (Ефимовский).

Серная, соляная, азотная кислоты, царская водка, аммиак, поташ, щелочи, уксусная кислота и многое – многое другое открыто и описано алхимиками. Однако алхимия – это еще не наука. Наукой химия стала гораздо позже благодаря ученым, которые открыли ее законы.

А что же Россия? Какое место она занимает в истории становления химии?

Истории химии как науки связана в России с именем М.В.Ломоносова.

Ребята, а что вы слышали об этом ученом?(Дети рассказывают о сведениях, которые они уже получили о М.В.Ломоносове на других уроках: русском языке, литературе, географии, истории).

Да, это был человек, который оказал огромное влияние на развитие науки и культуры в России: он и поэт, художник и создатель грандиозных мозаичных панно, автор первого русского учебника древней истории России и картограф, геолог и один из создателей первого в стране Московского университета в 1755 году.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад в создание атомно-молекулярного учения, в 1748 году первым сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы веществ.

Значительный вклад в развитие химии внесли выдающиеся русские ученые А.М.Бутлеров, создавший теорию строение органических соединений, и Д.И.Менделеев, открывший периодический закон.

Мы можем гордиться Российской химической наукой и великими русскими химиками: В.В.Морковников, С.В.Лебедев, Н.Ю.Зелинский, Г.И.Гесс, Н.Н.Семенов и другие.

Чем же занимается химия сейчас?

И можем ли мы обойтись без достижения химии? (Обсуждение).

Подводим итоги: краски, волокна, пластмассы, медикаменты, бумага – вот небольшой перечень того, без чего мы не можем представить своей жизни.

Но задачи химии на данном этапе более сложные: создание веществ с заданными свойствами. Например, нужна сталь, которая не будет ржаветь, будет устойчива к агрессивным средам, выдерживающая высокие температуры. И ученые – химики создают необходимое.

Но давайте не будем забывать, что химия – волшебница, кудесница и очень интересная наука. Давайте вместе в этом убедимся.

Проводим занимательные опыты по алгоритму подготовки и демонстрации (“Вулкан”, “Молоко, компот, газировка”, “Дым без огня” или любые другие опыты)

IV. Заканчиваем урок переходом к следующей теме.

Вы посмотрели опыты, которые проходят между веществами, последние состоят из молекул, молекулы из атомов, а определенный вид атомов – это химический элемент. В честь кого или чего его назвали? Где он живет? Это вы узнаете на следующем уроке.

V. Домашнее задание: параграф 3 (упр.4).