Тип урока: комбинированный
Вид урока: творческий практикум
Цели урока:
1. Дать детям целостное представление об образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство.
2. Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.
3. Формирование знаний учащихся о народном орнаменте.
4. Приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.
Задачи:
- Воспитательная – формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.
- Образовательная – дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.
- Развивающая – развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.
Поставленные задачи способствуют:
- творческому развитию художественной грамотности в сфере декоративно-прикладного искусства;
- сознательно применять приобретенные знания в процессе творческой работы;
- развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства;
- творческой инициативы;
- выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.
Оборудование:
Оборудование для учителя:
1. Подборка иллюстраций работ народных мастеров.
2. Работы учащихся прошлых лет.
Оборудование для учащихся:
1) тетрадь в клетку;
2) кисти № 2;
3) гуашь “гамма”;
4) карандаш;
5) ластик.
План урока:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент.
2. Беседа о народном орнаменте:
а) История возникновения орнамента.
б) Виды орнамента.
II. Объяснение нового материала:
1. Беседа о способах построения орнаментальной полосы.
а) Раппорт.
б) Простейшие схемы построения линейного орнамента.
в) Ошибки при работе над построением орнаментальной полосы.
III. Практическая работа
IV. Анализ детских работ
V. Подведение итогов
Ход урока
I. Вводная часть
1. Организационный момент
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
2. Беседа о возникновении орнамента.
3. Виды орнамента
4. Беседа о порядке построения орнаментальной полосы.
1. История возникновения орнамента
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, одним из первых орнамент украсил глиняный сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента – геометрического, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы привели к поклонению им – дождю и ветру, луне и звездам, земле и воде. Но центральное место отводилось солнцу – источнику света, тепла и жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от которого зависел урожай, а следовательно, судьба крестьянина-землепашца.
Со временем изображение солнца в виде круга с лучами и изображение воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с солнцем помещается обычно в центре, а волнистая линия воды обрамляет изделие или же несколько рядов волнистой линии образуют сетку, покрывающую поверхность. Такие простейшие узоры характерны почти для всех древних народов Земли. Но возникли они совершенно самостоятельно, так как в те далекие времена практически отсутствовала какая-либо связь между народами.
С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. А вместе с ними, в ХI–ХIII веках на русскую землю пришли такие мифические существа, как райская птица Сирин, птица с человеческим лицом, но без ног, вынужденная по этому все время летать;
сирены – морские существа, имеющие голову и тело женщины, но рыбий хвост . С далекого Востока пришли легенды об огненной птице Феникс возрожденной из пепла;
о единороге, считавшемся владыкой подземного царства; о льве – царе зверей на земле лев. Изображения этих существ часто встречаются в украшениях домов и построек Русского Севера и Поволжья и в росписях прялок. Единоборство льва и единорога также стало элементом орнаментального украшения – это стоящие на задних лапах звери, повернутые друг к другу мордами; их передние лапы скрещены или опираются на “древо жизни” – символ плодородия. Постепенно невиданные легендарные существа приняли у народных мастеров облики узнаваемых из их собственной жизни существ. Например, единорога изображали конем, но только с рогом на лбу; лев стал похож на собаку или коня; “древо жизни” постепенно превратилось в обыкновенное дерево. Таким образом постепенно складывались устойчивые (но не застывшие) формы, а вместе с ними и принципы построения орнамента, во много м определившие национальные художественные традиции.
2. Виды орнамента
Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.
Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах ДПИ. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, вышивке, росписи по дереву.
Зооморфный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.
II. Объяснение нового материала:
Беседа о порядке построения орнаментальной полосы.
Основные способы построения орнаментальной полосы
“куст”
“дерево”
“волна”
По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментального рельефа:
– орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры);
– сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).
Бордюр – орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (или кривой) линии.
На основе различных видов симметрии получают вариации бордюрного орнамента.
Раппорт – законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона.
Симметричные орнаментальные композиции уравновешены и статичны. Наиболее статичны композиции с использованием осевой (зеркальной) симметрии. Симметрично могут быть построены как элементы композиции, так и мотивы, состоящие из групп элементов, или вся композиция в целом.
IV. Практическая работа
V. Завершение урока. Анализ детских работ.
Анализ результатов проводиться по трем направлениям:
1. Уровень овладения приемами построения орнаментальной полосы;
2. Выразительность и цветовой настрой придуманной композиции;
3. Аккуратность в выполнении работы.
VI. Подведение итогов
Опорные термины
Раппорт – законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона. “Орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнамент – живописное, графическое или скульптурное художественное оформление предмета.
Орнамент всегда рассматривается во взаимосвязи с тем предметом и материалом, на которые он наносится. Он делает более выразительным все произведение в целом, зрительно организует его, выявляет строение.
Для этого у орнамента есть свои специфические средства. Ему присущи самые разнообразные формы как условные, чаще всего геометрические, так и конкретные, взятые из реальной жизни, но всегда в той или иной степени измененные, подчиненные материалу, технологии изготовления, назначению и форме предмета.
Элементы орнамента согласуются друг с другом и чередуются в определенном порядке, не разрушая зрительно формы предмета.
Орнаментальный – имеющий характер, черты орнамента. Орнаментальные черты присущи и многим произведениям станкового искусства: живописи, графике, скульптуре.
В любом произведении изобразительного искусства в той или иной мере присутствуют типизация образов, ритмическая организация композиции, обобщенность элементов композиции, цветовая условность и т.д.
Орнаментика – характер орнамента и совокупность орнаментальных элементов в произведении искусства историческом стиле.
Слово “композиция” происходит от латинского compositio, что означает составление, соединение, сочинение. В искусстве понятие “композиция” употребляется в нескольких значениях.
Композиция, или построение, орнамента – главное средство объединения разрозненных элементов в единое гармоническое целое. Слово “композиция” употребляется также в значениях “структура произведения” и “художественное произведение”.
Орнамент в композиции произведении декоративно-прикладного искусства выступает как часть композиционного целого, образного решения всего произведения, а не механически соединенным с произведением украшением.
Группы элементов орнамента, связанных между собой масштабом, поворотами, движением, называют орнаментальными мотивами. Композиция рисунка может быть составлена из одного или нескольких орнаментальных мотивов.
Согласно месту и значению мотивы в композиции делятся на основные и дополнительные. Между основными и дополнительными мотивами обязательно существует связь. Основной, доминирующий, мотив (по цвету, площади или по количеству элементов) часто организует всю композицию. От его характера и размещения зависит характер композиции в целом.
Орнаменту присуще ритмическое движение.
Ритмом называется закономерность чередований, повторений однородных явлений или форм. В орнаменте ритмом обладают однородные мотивы, формы, просветы между ними, линии и другие элементы композиции.
С разнообразными проявлениями ритма человек в своей жизни встречается постоянно. Ритм организует деятельность человека. В искусстве ритм является не только организующим, но и эстетическим началом. Без него музыка была бы хаосом звуков, танец не был бы танцем, поэзия – поэзией, без ритма не было бы и архитектуры.
Ритм – это скелет композиции, на основе которого строится все остальное. Ритмическое движение связывает переходы от одного элемента к другому, от малого к большому, от светлого к темному. Оно характеризуется прерывистостью. Наиболее простой вид ритмического движения – повторение одного и того же элемента через равные интервалы – называют метрическим, или равномерным. Этот ритм вызывает ощущение покоя, статики.
Для ощущения ритма в композиции обязательно присутствие контраста. В рисунке используются контрасты размеров площадей фона и рисунка, контрасты между пятном и линией, между светлым и темным, между цветами, фигурами и т.п. Ритм в композиции согласует контрасты, создает единство в разнообразии. Это происходит лишь тогда, когда глаз видит закономерность развития ритма, когда ритмическое движение не усложнено.
Ритм больших и малых пятен (прерывистое ритмическое движение) и характер преобладающих в рисунке линий (непрерывное пластическое движение) образуют ритмико-пластический строй рисунка. Он дает видимую структуру композиции орнамента. В каждом историческом художественном стиле и национальном орнаменте ритмико-пластический строй имеет особый характер.
Достаточно сопоставить строгость, спокойствие античного орнамента эпохи классицизма и болезненную изогнутость линий, нерегулярный ритм орнамента стиля модерн.
Стиль – исторически сложившиеся, относительно устойчивые черты произведений искусства, обусловленные единством идейного содержания. Стиль включает общность средств и приемов художественного выражения и общность внешних признаков художественной формы.
Огромную роль в создании ритмико-пластического строя текстильного рисунка играет принцип симметрии, на основе которого строится большая часть орнаментов.
Греческое слово “симметрия” означает соразмерность. Под симметрией в широком смысле понимают, всякую правильность в строении формы и ее частей. Симметрия в искусстве проявляется не как каприз художника, а как отражение реальных закономерностей объективного мира.
Список используемой литературы.
1. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990.
2. Буткевич Л.М. История орнамента. М.: Владос, 2004.
3. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Гамарт, 1998.
4. Шемуратова Ф.А. “Выпиливание лобзиком”. 2-е изд. М., Легпромбытиздат, 1992.
5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: “Лёгкая и пищевая промышленность”, 1981.
6. Афонькин С.Ю., Афонькина АС. Орнаменты народов мира. С.-П. Кристалл, 1998.
7. Georg D.W. Callwey Ornamente. Munchen Verlag.