Цели
- расширение знаний и представлений о государственной символике и преемственности в ней;
- популяризация государственных символов РФ;
- осознание роли и значения государственных символов РФ;
- развитие познавательных способностей;
- формирование гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся;
- воспитание уважения к символам государства.
Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ.
Материалы: монеты СССР и современные, печатный раздаточный материал для работы в группах.
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.
Предварительная работа: подготовка группы «Архивариус».
Кабинет украшен шарами, цвета которых соответствовали цветам родного флага; флажками из бумаги.
Ход классного часа
Учитель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть.
Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике российской государственности. Я - учитель и гражданин РФ, а вы ученики 7 класса школы № … и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.
Учащиеся перечисляют, а учитель показывает изображение герба, флага и слова гимна на экране.
Учитель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
В ходе предварительной подготовки к данному классному часу была сформирована группа «Архивариус», состоящая из двух микрогрупп.
Учитель. Микрогруппе №1 предоставляется слово по данному вопросу.
Архивариусы говорят о том, что гимн - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка - композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?
Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.
Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Учитель. Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Об истории зарождения и становления герба России расскажет группа «Архивариус» (микрогруппа №2).
Группа «Архивариус».
Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.
Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство)
Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Дети мои, понимаете - герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Двуглавый орел - главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.
В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России - двуглавый орел, а на другой - всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы.
На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России. Задание для класса: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)
Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Группа «Архивариус» задает вопросы классу.
- Что находится в лапах у орла?
- Чем защищена грудь орла?
- Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.
Группа «Архивариус» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.
Ведется обсуждение, подводятся итоги.
Учитель. С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
Группа «Архивариус». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой.
На экране появляется изображение герба РФ.
Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
На экране появляется изображение флага РФ.
Государственный флаг - это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Вопрос к классу. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг?
Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает им провести небольшую исследовательскую работу по предложенным материалам (они раздаются по группам). Класс делится на три группы. Группа №1 проследит историю становления флага периода Российской империи. Группа №2 – эпохи Советского Союза. Группа №3-современного периода истории России. Консультантами в этих группах учащиеся из группы «Архивариус», как наиболее подготовленные по этим вопросам. На работу отводится 5 минут. Выступает представитель от группы. Коллективное обсуждение, провидение элементов сравнения, выводы.
Учитель. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.
Заключительный этап
Учащимся предлагается к просмотру видеофильм по данной тематике, где были допущены ошибки. Задача учеников их увидеть и после просмотра перечислить.
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.