Цели:
- познакомить учащихся с особенностями природы леса в разные времена года;
- развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать в группе, творческие способности, речь;
- воспитывать любовь к природе, взаимопомощь при совместной работе.
Оборудование:
презентация “Проверка домашнего задания”, презентация “Задание на внимание”, таблица “Смена времен года”, карточки с названием особенностей сезонов, иллюстрации времен года, изображения животных леса, растений леса, стихи, загадки, кроссворды о лесе, листы ватмана, гуашь, кисти, клей.
Предварительная подготовка: дать детям задание – принести стихи, загадки, изображения животных, растений леса.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята! Встаньте ровно, улыбнитесь, глубоко вдохните, потянитесь. Настройтесь на сегодняшний урок. Мы продолжим путешествие по природной зоне леса, в котором вы примете самое активное участие! Садитесь, и начнем работу.
2. Проверка изученного материала.
- На прошлых уроках мы изучили с вами особенности природной зоны леса, познакомились с ее обитателями, растениями. Очень хочется проверить, насколько хорошо вы усвоили прошлую тему и можем ли мы двигаться дальше.
- Внимание на экран! Сейчас будут появляться слайды с различными заданиями. Ваша задача – понять, какое слово пропущено, и записать его в тетради. Презентация из приложения №1 (слайды 1 - 12)
1. Дополнить предложения:
Зона лесов расположена в ___________ поясе Земли.
Главное значение: лес снабжает всех _____________.
Почва леса цвета золы и называется _____________.
Лес, в котором растут сосны, ель, пихта,
называется _____________.
Лес, в котором растут ольха, дуб, липа, осина,
называется ____________.
Лес из одних берез - ____________________.
Лес из одних сосен - ____________________.
Расположение растений этажами называется
________________________.
2.Назвать одним словом:
малина, калина, орешник, жимолость - _______________
сосна, кедр, ель, пихта, лиственница - ________________
папоротник, кислица, майник, седмичник - ____________
Ответы: умеренный; кислород; подзолистая; тайга; лиственный; березняк; бор; ярусы; кустарник; хвойные; травы.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполненного задания по готовым ответам, которые вы увидите на экране. (Появляется слайд с правильными ответами. Презентация из приложения №1, слайд 13)
- Верните друг другу тетради. Кто получил от своего товарища “пятерку”? Молодцы! Материал вы усвоили очень хорошо!
- Следующее задание проверяет, насколько хорошо вы можете различать птиц леса. Вам нужно, разгадав названия птиц и вставив нужные буквы в соответствующие клеточки, составить название еще одной хорошо вам известной птицы (Презентация из приложения №1, слайд 14)
Появляется слайд с кроссвордом. Фронтальная работа с детьми. (Слова: дятел, синица, сова, аист, ворона, чиж, кукушка, сорока - ласточка). Когда слово отгадано, появляется изображение ласточки. Можно детям дать подсказки-загадки [2]:
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)
Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятел)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
3. Физминутка
После плодотворной работы я предлагаю отправиться на лесную дискотеку.
Вспомните животных леса и под музыку изобразите их движения: заяц, лиса, медведь, рысь, дятел, сова, летящая птица и т.д.
4. Изучение новой темы.
- Вы прекрасно справились с предыдущими заданиями, и пришло время узнать что-то новое.
- Для начала я хочу прочитать вам сказку – загадку Владимира Даля “Старик-годовик”.
“Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и
пускать птиц. Каждая птица – со своим особым
именем. Махнул Старик-годовик первый раз – и
полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела
вторая тройка. Снег стал таять, на полях
показались цветы.
Махнул Старик-годовик третий раз – полетела
третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики
стали жать рожь.
Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели
еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался
частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре
крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо
тоже со своим именем. Она половина пера белая,
другая – черная. Махнет птица раз – и станет
светлым-светло, махнет другой – станет
темным-темно”.
- Сколько раз махал рукавом Старик-годовик? Что это означает? (четыре времени года)
- Что за птицы были у старика? (месяцы каждого времени года)
- Какие времена года вы знаете? (осень, зима, весна, лето)
- По-другому времена года называют “сезонами”. Скажите, почему на Земле происходит смена сезонов? (вращение Земли вокруг Солнца)
- Каждый сезон в лесу имеет свою прелесть и, конечно же, свои отличительные особенности. На доске четыре изображения леса. Определите, какое изображение к какому времени года относится и докажите свою точку зрения.
Дети рассматривают иллюстрации, высказываются.
- Молодцы! То, что вы сейчас называли как доказательство, и есть признаки каждого времени года. Посмотрим, насколько вы их запомнили. Госпожа Природа оставила нам сундучок с признаками времен года. Только они все в этом сундучке перемешались. Попробуйте распределить признаки по сезонам.
Дети достают из сундучка карточки с названием особенностей каждого времени года и прикрепляют под соответствующей иллюстрацией. Карточки (Приложение №3): листопад; изменение цвета листьев; на растениях образуются плоды и семена; перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету; животные заготавливают корм; некоторые животные впадают в спячку; деревья стоят без листьев; очень холодно; много снега; набухают почки; появляются личинки насекомых; заяц меняет белую шубку на серую; пробуждаются от спячки животные; возвращаются перелетные птицы; цветут первоцветы; появляются ягоды и грибы; много насекомых; деревья стоят зеленые; все цветет; жарко.
- Итак, делаем выводы, что у нас получилось.
Дети еще раз зачитывают признаки по временам года.
- Молодцы! Вы справились и с этим сложным заданием. Но все ли так внимательны, как кажется? Сейчас мы перенесемся с вами в страну леса. Вы увидите отрывочки из жизни леса зимой и летом. Ваша задача – определить, чего на картинках быть не может.
Презентация “Задание на внимание” (Приложение №3) Дети рассматривают первый слайд. Обсуждение. То же самое со вторым слайдом [2].
5. Закрепление изученного.
- Вы доказали, что очень хорошо разбираетесь в сезонных изменениях, которые происходят в природной зоне леса.
- Сейчас я предлагаю вам разбиться на группы по временам года и, используя материал, который вы приготовили, создать картину того сезона, который вам достался.
- Затем, используя материал учебника, подготовьте защиту вашего мини-проекта.
Дети создают творческие мини-проекты по временам года, используя заранее приготовленный материал.
После окончания работы проходит защита мини-проектов.
6. Выводы.
- Итак, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
- Что показалось трудным?
- Вы все молодцы! Вы отлично поработали на уроке!
Используемые источники
Интернет-ресурсы: