Цели.
Обучающие:
- знакомство с новым произведением
- формирование умения работы над текстом, словом
Дидактическая:
- использование динамического чтения
Воспитательные:
- формирование правильного представления об окружающем мире
- воспитание в детях чувства доброты, внимания и любви к ближнему
- умение слушать.
Развивающие:
- развитие фонематического слуха
- формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать
- работа над укреплением памяти, внимания, воображения, сообразительности.
Оборудование:
- отпечатанные тексты
- карточки для работы в микрогруппах
- карточки для написания письма
- таблицы “Произноси правильно”
- компьютер
- проектор
- нарисованное дерево с плодами
- ТСО
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие гостей
- Готовность к уроку - доклад дежурных
Звуковая разминка-тренинг.
(Чтение на распев, следя за артикуляцией рта)
ИУЭАОА | ИУАЭ |
III. Упражнение “Фотоглаз” (психологическая минутка)
человек
жизнь
добро
счастье
Чтение слов стоя, вслух.
Связь слов: составление логических цепочек. Переход к теме урока.
IV. Объявление темы урока.
Шел Сильверстейн- английский писатель. Это имя в нашей стране малоизвестно. Мы сегодня познакомимся с его произведением “Щедрое дерево”.
V. Первичное чтение текста учителем.
Главный вопрос: почему так названо произведение.
(Перед чтением.)
- А о ком лучше сказать “щедрый”?
(О человеке.)
- Подберем синонимы.
(Радушный, не жадный, добрый, открытый, внимательный и т.д.)
- А как можно назвать сочетание “Щедрое дерево”?
(Олицетворение. Это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.)
- Кем является в произведении яблонька?
(Главным героем.)
Кто еще главный герой?
(Мальчик.)
- К какому жанру можно отнести это произведение?
(Сказка.)
- А почему? Докажите.
(В ней присутствуют элементы вымысла.)
VI. Словарная работа.
1. Работа с фразеологизмами:
дикая яблонька
коротать дни в одиночестве
чуть не онемела
2. Объяснить значения слов:
развлечения
задрожала от радости
взбираться вверх
3. Работа с орфоэпическим словарем:
счастлив
счастлива, НО
счастливый
ожил
ожили, НО
ожила
понял
поняли, НО
поняла
Работа с безударными гласными
ябл_ ня
ябл_нька
VII. Вторичное чтение текста учащимися. (Карандашом помечаются границы абзацев.)
Почему яблонька была счастлива?
(Зачитайте словами из текста.)
- А мальчик был счастлив?
2. Что случилось с мальчиком?
- Смогла ли яблонька ему помочь?
- Была ли она счастлива?
3. Чем же помогла яблонька на этот раз?
- Ждала ли она его?
(Докажите выражением из текста, подчеркивающим её радостное настроение)
4. Чего хотелось мальчику на этот раз?
- Почему?
- Как друг помог ему?
- Он уплыл…
- А почему она опять счастлива?
5. Чем смогла принести пользу яблонька в последний раз?
- Сожалела ли она о чем- нибудь?
VIII. Отдых.
IX. Домашнее задание.
- Сколько частей у нас получилось?
- А почему разделили именно на эти части? (Законченные смысловые отрывки.)
Дома составить план сказки. (Дневники- запись.)
X. Подготовка к творческой работе.
1. Прослушивание письма- прощения о мальчика.
- Что помогло мальчику измениться?
2. Активное занятие: работа в микрогруппах на карточках.
Доклад лидеров от каждой труппы.
Образец карточки.
доброта | ||
смирение | ||
равнодушие | ||
гордость | ||
яблонька | терпение | мальчик |
любовь | ||
уважение | ||
беспечность | ||
жертвенность |
XI. Творческая работа.
Написание письма- пожелания по заданному началу.
(Дорогой мальчик!..)
XII. Подведение итогов урока. (Рефлексия.)
- С каким автором познакомились?
- Как называется произведение?
- Что нужно делать, чтобы самому быть счастливым?
Загадка для гостей. Что это?
…Оно…
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
- Кто автор и как называется произведение? (А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”).
Угощение гостей яблоками и раздача жетонов с пожеланиями в виде яблок.
Этот урок- одно из мероприятий в поддержку движения “Милосердие и добро в каждое сердце”, организованного в нашей школе.