Важной задачей начальной школы является обогащение словаря учащихся, усвоение ими норм литературной речи, выработка практических навыков изложения мыслей в устной и письменной форме, повышение уровня речевой культуры. Актуальность этой задачи сегодня не вызывает сомнений: словарный запас учащихся по-прежнему остается ограниченным, уровень речевой культуры – низким. Организация систематической работы на уроках, в частности литературного чтения, направленной на формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление многозначности, позволит решить названную проблему [2], [3], [4], [5]. Использование на уроках средств мультимедиа позволит повысить эффективность обучения
Цель: познакомить учащихся с произведением М. Пришвина “Золотой луг”, его языковыми особенностями, использованными автором средствами художественной выразительности, учить пользоваться словарем.
Оборудование: презентация по теме занятия.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого писателя, вы знакомились дома самостоятельно?
Слайд 1. - Какие по жанру произведения писал автор?
- Какие произведения М. Пришвина прочитали? Какое из них вас особенно заинтересовало? Почему?
- Догадались ли вы, что объединяет все произведения М. Пришвина, что характерно для них? (О природе, преимущественно небольшие по объему, написаны понятным, доступным, образным языком, открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по-новому).
- Только ли Пришвин писал о природе? Каких еще авторов вы могли бы назвать?
- Как вы думаете, можно ли произведения Пришвина перепутать с произведениями других авторов? Почему? (Автор использует свой стиль письма, свой язык, художественные приемы).
- Произведения, написанные Пришвиным, очень любят в России, их читают и взрослые, и дети. Человек, хотя бы однажды, прочитавший книги Пришвина, навсегда запомнит имя автора, научится любить и понимать природу, откроет удивительные тайны окружающего мира. А как вы думаете, каким человеком был автор? Как он работал над созданием своих книг? Ответить на эти вопросы вам поможет слайд 2, на котором представлены фотография и портреты писателя, комната, в которой он работал, дом, в котором жил. Теперь это дом-музей. Он находится в 50 км от Москвы, под г. Звенигородом, в деревне Дунино на живописном берегу Москвы-реки. В создании музея очень много помогала жена писателя – Валерия Дмитриевна Пришвина. (Любознательный, хотел много знать об окружающем его мире, любит природу, наблюдательный, чуткий, образованный. Михаил Пришвин – ученый, агроном, путешественник, охотник, учитель. Очень любил не только животных, но и детей. Рассказывал ребятам о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Из рассказов родились книги, простые, интересные. Сколько бы лет ни прошло, их будут читать).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Определение темы урока, постановка цели и задач.
- Мы не случайно начали наше занятие с разговора о М. Пришвине и его произведениях. Откроем с. 106 в учебнике и определим тему занятия [1]. Слайд 3.
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту, еще раз прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Чуть позже проверим свои предположения. Какое образное слово использует автор в заголовке? Уточните с помощью словаря значения этого слова. Сколько всего толкований указано? Какое это слово? В каком значении его использует автор?
- А теперь постараемся определить для себя цели и задачи урока. Пользуясь слайдом 4, определите цель. Соответствует ли она теме занятия? Определите для себя, что для вас будет наиболее значимым в достижении этой цели. Кто считает, что все? А кто выделит наиболее важные моменты. Кто может дополнить ответ? Принимаем поставленную цель и задачи?
IV. Работа над произведением М. Пришвина “Золотой луг”.
- Начнем работу над произведением Пришвина “Золотой луг”. Для того, чтобы лучше понять произведение, его язык, послушаем прочтение текста в исполнении чтеца-профессионала. Обратите внимание на цитату: слова Паустовского о языке Пришвина.
Слайд 5. Подумайте, прав ли был Паустовский.
Аудиозапись.
- Подтвердились ли наши предположения о содержании произведения?
- Что вы можете сказать о языке? На какие художественные приемы обратили внимание? Прав ли был Паустовский?
- Какие чувства вы испытали после прочтения? Удалось ли Пришвину поразить вас?
- Что вас особенно привлекло в произведении?
- Сумели ли вы представить то, о чем автор написал? Своими словами нарисуйте картину, которую увидели.
- Подходит ли к тексту заголовок? Что в нем отражено – тема или главная мысль?
- Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? А каков тип текста? (Повествование с элементами описания)
- Какие части в тексте вы могли бы выделить? (Вступление, основная часть заключение). Где заканчивается вступление? А где начинается заключение? Прочитаем этот текст еще раз по частям, по цепочке. Постараемся глубже понять произведение.
Чтение текста, беседа о содержании, героях произведения, уточнение значений трудных для понимания слов, нахождение многозначных.
V. Итог урока.
- Какое открытие сделал писатель и нам рассказал? Действительно ли это открытие?
- Что еще можете сказать о Пришвине как о человеке?
- Можно ли сказать, что рассказ “Золотой луг” - поэтический. Найдите и прочитайте образные выражения, которые вам встретились.
- Вернемся к иллюстрации. Какое время дня изобразил художник? Каким предложением можно подписать картинку?
- Какие еще секреты одуванчиков вам известны? (Закрывают ладошки не только к вечеру, но и перед дождем, лекарственное растение, в пищу листья можно использовать)
- Понравилось ли произведение? Что для себя почерпнули, чему научились?
- Вспомним цель и задачи урока. Слайд 6. Достигли ли мы того, что хотели? Справились ли с тем, что задумывали, планировали?
V. Домашнее задание.
Слайд 7.
1. Прочитать выразительно произведение М. Пришвина с. 106.
2. Изучить словарную статью к слову “золотой”: значения, употребление в речи, устойчивые выражения. Самостоятельно подобрать синонимы к разным значениям слова.
3. Нарисовать иллюстрацию к тексту или сочинить загадку (по желанию).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Литературное чтение. 3 кл. – М.: Баллас, 2005
2. Майорова Т.С. Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Рязань, 2005. – 22 с.
3. Майорова Т.С. О системе работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе // Аспирантский вестник Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина. Рязань, 2005. № 5. С. 77-81.
4. Майорова Т.С. О работе над многозначной лексикой на уроках литературного чтения в начальной школе // Объединенный научный журнал: Педагогика. М., 2005. № 17. С. 55-57.
5. Майорова Т.С. О работе над переносным значением слов при формировании у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии // Теория и методика обучения русскому языку / Под ред. Н.И. Демидовой. - Рязань, 2005. С. 48-52.