Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей на занятиях ДПИ

Разделы: Общепедагогические технологии


Наиболее часто в системе дополнительного образования применяется личностно-ортиентированный подход в обучении и воспитании, в центре внимания которого находится личность ребенка, реализующая свои возможности.

Методическую основу личностно-ортиентированного обучения составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Широкие возможности дополнительного образования, позволяют создать условия для индивидуализации обучения и успешности каждого ребенка. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. При этом основной принцип – признание индивидуальности ребенка и создание условий для его развития.

Практически все исследователи подчеркивают неоценимое значение творчества для созидания индивидуальности. Очень часто определение “творческая” соседствует с термином “индивидуальность”.

Дети, почувствовавшие вкус к творческой работе стремятся к самовыражению и самоутверждению, а не просто показывают уровень достигнутого мастерства. Они хотят в работе проявить свою индивидуальность, получить максимальное удовольствие от выполняемой работы.

Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений обучающихся будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему, а также к окружающему внешнему миру.

При таком подходе подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, в частности это дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий по уровню сложности. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу, учитель переходит с позиции дающего знания в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающегося, т. е управляет познавательной деятельностью ученика.

Я хочу поделиться опытом, как применяю личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на занятиях творческой мастерской “Бумагопластика”.

Для того, чтобы лучше узнать, а затем и развивать способности, возможности, интересы каждого ребенка, веду “Тетрадь успешности”. Это своеобразный “дневник”, в котором отражены:

  • Индивидуальные особенности каждого ребенка, т. е его характер, темперамент, увлечения и др. – эти сведения получаю от классного руководителя, а также из анкет, тестов, наблюдений.
  • Знания, умения и навыки на начало работы в творческой мастерской – определяются с помощью творческих заданий, анкетирования в начале учебного года – входной контроль.
  • Успехи учащегося на протяжении всего учебного года (опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, выставки).
  • Творческая активность (выполнение творческих работ, проектов)
  • Участие в коллективно-творческих делах творческой мастерской и ЦДТ (участие в оформлении кабинета , изготовление подарков на пограничную заставу, “День добрых сюрпризов”, праздник-конкурс “Осенние посиделки” и т.д.)

Используя “Тетрадь успешности” я могу помочь каждому ребенку реализовать свои возможности в полной мере.

На занятиях стараюсь создать особый стиль взаимоотношений с детьми, построенный на принципах сотворчества и содружества.

В начале учебного года с ребятами (возраст детей 8-10 лет) мы “построили” улицу мастеров. Каждый ребенок сделал из картона домик, украсил его на свой вкус, проявив тем самым свою индивидуальность. Ребята работали с большим увлечением, в окне домика каждый написал свое имя и фамилию. Если ставни открыты – значит все в порядке, хозяин дома – работает, мастерит, выдумывает. Уходя с занятия, он закрывает ставни своего домика до следующей встречи. Это побуждает ребят не пропускать занятия, иначе их домик будет скучать по своему хозяину. Возле дома “растут” яблоньки, на которых за успехи и добрые дела “созревают” красные яблоки. Таким образом, к концу года будут подведены итоги, какой мастер лучше всех потрудился. Для ребят это игра, а для педагога возможность воспитывать и мотивировать на творческую деятельность.

На каждом занятии, стремлюсь поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса. Так же стараюсь создать “ситуацию успеха” для каждого ребенка, предлагая такие задания, с которыми он обязательно справится, хвалю даже за самую маленькую удачу, это внушает ребенку уверенность в собственных силах, появляется желание достичь хороших результатов, чтобы вновь ощутить радость успеха.

С целью достижения максимальных результатов обучения использую различные формы (викторина, аукцион знаний, конкурсы, кроссворды, познавательные игры) и методы обучения (словесный, работа с книгой, практическая работа, наблюдение, игры и др.)

С осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным детям, тесно связана дифференциация обучения.

Дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися заданий по их способностям, возможность максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности ребенка.

На первом этапе дифференциации договариваемся с детьми, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. При этом каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

На втором, подготовительном этапе, обеспечиваю мотивацию, актуализирую опорные знания и умения. После этого объясняю, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя. Даю вводный контроль “тест, упражнение”, для того, чтобы восстановить в памяти все то, на чем будет строиться занятие.

Третий – основной этап. Для усвоения знаний и умений, кратко, четко и ясно, с опорой на образцы излагаю учебную информацию, предлагая ряд заданий и упражнений, требующих проведения анализа образца, здесь закрепляются умения и навыки. После чего учащиеся, выбрав уровень сложности, переходят на самостоятельную работу. Это может быть работа по образцу, по условию или по собственному замыслу. Работа по условию требует от учеников творческой активности – определяется несколько условий, которые ученик должен учесть при изготовлении изделия. Работа по собственному замыслу предусматривает самостоятельную постановку задачи и поиск ее решения. По ходу работы помогаю каждому ребенку преодолеть трудности, контролирую ход работы, поощряя самостоятельность и активность, при этом нацеливаю на лучший конечный результат.

На четвертом этапе оцениваю работы, обобщая пройденное на занятиях, вношу коррективы в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Для этой цели образовательная программа разработана так, что есть возможность по ходу реализации изменять, перестраивать, усложнять или упрощать содержание.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей взаимосвязаны, поэтому на занятиях, активно использую здоровьесберегающие технологии. Кроме того, проводятся экскурсии и выезды на природу. Использование таких форм деятельности, как чаепитие, создает особую психологическую атмосферу. Замечено, что после таких встреч улучшаются отношения между детьми, они охотнее помогают друг другу, становятся друзьями, все это благотворно влияет на их психическое здоровье.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что наиболее важными принципами личностно-ориентированного подхода в обучении являются:

  • Умение помочь ребенку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;
  • Умение перевести педагогическую цель в личную цель ребенка, заинтересовать его, мотивировать на успех;
  • Умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту и ребенку;
  • Умение оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на общечеловеческом и профессиональном уровне.

Нестандартные, оригинальные методы работы, в частности личностно-ориентированный подход, повышают интерес детей к занятиям. А положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают у каждого ребенка ощущение благополучия и помогают оптимизировать усвоение программы, так как хорошее настроение обостряет восприятие, повышает творческую активность.

Работа педагога порой бывает трудной и изматывающей. Но когда я вижу, что детям нравится учиться и что они делают успехи, вновь появляются силы.

Относиться творчески к своему делу, быть неравнодушной к детям, не останавливаться на достигнутом – вот принципы моей работы. Тогда и преподавание в радость, и результат положительный.