Урок литературного чтения по произведению Г.Сапгира "Леса-чудеса" (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цель: стимулирование творческого самовыражения детей, развитие интереса к чтению средствами литературного произведения.

Задачи:

  1. Формирование навыка грамотного, внимательного чтения.
  2. Воспитание интереса к предмету, заботы, бережного отношения к природе и её обитателям.
  3. Развитие и обогащение речи, творческого мышления и воображения.
  4. Формирование коммуникативных навыков, позитивных межличностных отношений, положительных эмоций.

Ход урока

I. Орг. момент. Минута вхождения в урок. (на фоне лирической музыки)

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня друг другу?

(Дети передают игрушку и говорят пожелания друг другу)

- Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Работа над развитием речевого аппарата.

1). Релаксация и дыхательная гимнастика.

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите в кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы –ы –ы”.

- А сейчас превратимся в берёзы. Берёзы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: “и – и – и”.

(Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

2). Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: “Улыбочка”, “Заборчик”, “Трубочка”, “Хоботок” (2 раза, чередование)

Статические упражнения для языка: “Лопаточка”, “Иголочка” (чередование)

Массаж языка: “Накажем язычок” (на 6 счетов вперед – назад)

3) Упражнение из вокалотерапии. Чтение стихотворения в разных регистрах (с доски)

Это песенка про смех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Мы поем ее для всех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Так смеются все зверята
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Медвежата и тигрята
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
И ребята все хохочут
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Все кругом гремит, грохочет!

(низко)

Эта песенка про смех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Мы поем ее для всех
Ха-ха-ха-ха-ха-ха
Так смеются все зверята
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Лягушата и мышата
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
И ребята все хохочут
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха
Все кругом пищит, стрекочет!

(высоко)

III. Актуализация знаний.

1) – Я для вас приготовила музыкальный сюрприз. Послушайте внимательно отрывок из песни Ю. Энтина, чтобы потом ответить на мой вопрос.

(Звучит отрывок из песни Ю. Энтина “В мире сказок”)

- Какая сказочная примета упоминается в песне?

2) – Расскажите о сказке как жанре устного народного творчества. Что мы уже знаем про сказки?

(рассказывает ученик у доски и собирает опорную схему по рассказу (домик))

3) – Вспомните, на чем совершают сказочные герои свои путешествия? (На ковре-самолете, в ступе, в сапогах-скороходах, на летучем корабле)

IV. Работа со стихотворением Г. Сапгира “Леса-чудеса”.

А) До чтения.

-Сегодня я тоже предлагаю вам отправиться в сказку. Рассмотрите иллюстрацию. Кто герои нового произведения? Что необычного в их изображении? Где будут происходить события?

- Прочитайте заглавие и имя автора.

- Знакома ли вам фамилия автора? Какие произведения мы уже читали?

- Какие чудеса могут быть в лесу?

- Как вы думаете, какое стихотворение по настроению мы будем читать? Почему? Что подсказало вам ответ?

Б) Чтение стихотворения про себя.

В) Вопросы после чтения.

- Оправдались ли наши предположения о героях стихотворения, месте событий, настроении?

- Кто из героев вам понравился больше других?

- Давайте совершим все вместе путешествие в леса – чудеса.

Г) Чтение вслух и размышления по ходу чтения.

1 строфа. – “Мы с тобой” поедем в леса – это о ком идет речь?

- Какие чудеса мы сразу увидим?

2 строфа. – Автор впервые отправляется в эти леса? (Нет. Он знаком с жителями леса, знает их повадки, их быт, привычки)

- Почему медведь умный, ведь во всех сказках он недотепа?

- С чем сравниваются глаза Совы? Генрих Сапгир, наверное , ночью был в лесу, поэтому смог подобрать столь удачные сравнения)

- Найдите лесную песню, прочитайте. Почему в ней такие простые слова? (Она о том, что знакомо лесным обитателям).

- Кто попробует спеть эту песенку? (дети слушают стоя)

- Давайте споем ее вместе. (ФИЗМИНУТКА)

3 строфа. – Каким представляете Льва?

- Для чего у него на двери табличка?

- Как Лев мог оказаться в лесу? (Это сказка, в ней все может быть).

4-5 строфа. – Чем вас еще удивил этот край?

6 строфа. – Захотелось ли вам поехать в леса- чудеса?

Вопросы после чтения.

- Сумел ли Генрих Сапгир вас убедить, что в лесах происходят чудеса?

- Чем это стихотворение-сказка отличается от других сказок? (Здесь нет борьбы добра со злом. Это самая добрая сказка. Зло (в виде рогаток, оружия ) автор в сказку не пускает).

V. Работа в группах.

1) - Сейчас вас ожидает еще один сюрприз. Наклонитесь вправо, посмотрите вниз. Нет ничего? Наклонитесь влево, посмотрите. Тоже нет? Повернитесь назад, посмотрите, у гостей тоже нет? Встаньте, загляните под стульчики.

(Дети находят листочки с именами героев стихотворения).

- Сгруппируйтесь по героям. Перечитайте в группе стихотворение и расскажите о героях стихотворения.

(Дети обсуждают в группах и рассказывают).

(Лиса очень ответственная, трудолюбивая, любит чистоту. Медведь умный, добродушный, компанейский, любит ходить в гости, петь. Сова мудрая, гостеприимная. Лев добрый, вежливый, ласковый, гостеприимный. Олень игривый, жизнерадостный, затейник).

2) – Ребята, кто попробует прочитать это стихотворение выразительно? С какой интонацией, настроением мы будем читать это стихотворение?

Дома поучитесь читать выразительно это стихотворение. Может, кто-то сочинит веселую песенку.

Вопросы после чтения. – Можете ли вы, прочитав это стихотворение, выделить 2-3 основные черты Генриха Сапгира? (доброта, гуманизм)

- Найдите в тексте, какой закон придумал автор для посетителей сказочного леса?

- Мы с вами побывали в сказочном лесу. А в нашей жизни существуют леса-чудеса?

- Что чудесного можно увидеть в лесу?

- А как же сделать так, чтобы и наши леса оставались такими же прекрасными и красивыми, как в сказке? (беречь и охранять природу)

3) –Я вам предлагаю творческое задание. Разбейтесь на три группы.

Первой группе – придумать законы для посетителей леса.

Второй группе – нарисовать и объяснить знак или “Как вести себя в лесу”.

Третьей группе – подумать и рассказать, какая польза будет от выполнения всех правил

VI. Итог урока. Защита мини-проектов.

VII. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение или выучить наизусть стихотворение, нарисовать иллюстрацию.