Виды контроля при изучении темы "Внутренние воды и водные ресурсы" в 8-м классе (тесты-матрицы)

Разделы: География


Все тесты-матрицы составлены лично автором данной статьи.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля данной деятельности. Контроль означает определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Контроль может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Работа посвящена разработке контрольных мероприятий непосредственно для темы “Внутренние воды и водные ресурсы”.

Контрольные мероприятия при изучении темы “Внутренние воды и водные ресурсы”.

1. Содержание знаний и умений учащихся по теме “Внутренние воды и водные ресурсы”.

Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. Следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения. Указанные в целях знания и умения учащихся должны соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.

2. Цели изучения темы “Внутренние воды и водные ресурсы”.

При изучение темы решаются следующие задачи:

  • Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме. Повторить базовые понятия, относящиеся к теме “Внутренние воды и водные ресурсы”
  • Воспитательные: продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях в природе, осуществлять патриотическое воспитание.
  • Развивающие: совершенствовать умения работать с картой, составлять общую характеристику внутренних вод России, продолжать формирование умений работать с учебником, ориентироваться в нем, находить в тексте главные мысли, уметь найти необходимые сведения для ответов на вопросы, составлять план частей параграфа.

3. Циклы усвоения знаний.

Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно, необходимо данную тему “Внутренние воды и водные ресурсы” разбить на логические циклы усвоения знаний и умений. Я предлагаю три цикла усвоения знаний:

1. Внутренние воды России. Общие особенности рек России.

2. Озера России. Другие виды внутренних вод России.

3. Водные ресурсы России. Использование и охрана вод.

Данную тему можно провести за 5 уроков. План изучения темы будет выглядеть так:

Урок 1. “Внутренние воды России. Особенности рек России”

Урок 2. “Общие особенности рек России” Практическая работа “Определение особенностей характеристик рек”

Урок 3. “Озера. Другие виды внутренних вод России”
Урок 4. “Водные ресурсы России. Использование и охрана вод”

Урок 5. Итоговый урок. Контрольная тестовая работа или урок в нетрадиционной форме.

Из предложенного плана видно, что на каждый цикл усвоения знаний приходится практически по одному уроку и, следовательно, текущий контроль целесообразно проводить в конце 2-го, 3-го и 4-го урока. Итоговый контроль – на 5-ом, итоговом, уроке.

4. Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний.

Определим форму и содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы “Внутренние воды и водные ресурсы России”.

Для того, чтобы выбрать форму контрольного мероприятия, необходимо установить, какие знания и умения, которыми овладели учащиеся, можно проверить, используя ту или иную форму контроля. Приведенная ниже таблица позволяет это сделать.

Форма контроля Проверяемые знания Проверяемые умения
1. Географический диктант.

2. Традиционные тестовые задания

3. Тесты-матрицы.

4. Практическая работа.

1. Ведущие понятия.

2. Номенклатура.

3. Образовательный минимум по данной теме.

1. Определять по картам падение и уклон реки, особенности питания.

2. Объяснять режим рек.

3. Показывать водные объекты страны.

4. Оценивать водные ресурсы.

Проанализировав, таким образом, формы текущего контроля применительно к конкретной теме, учитель выбирает оптимальную для каждого класса форму. Предложим примеры тестовых форм контроля знаний и умений учащихся с помощью теста-матрицы, как принципиально новой формы контроля в географии (форма мной позаимствована из Высшей школы экономики, до этого я данную форму тестов не встречала нигде).

Тест-матрица – это своеобразный тест “на соответствие”. На каждое понятие можно ввести сколько угодно характеристик (количество ячеек с характеристиками можно уменьшить или увеличить, естественно, в пределах времени, планируемого на работу с таким тестом) Тесты-матрицы можно использовать при текущем контроле, при самостоятельном изучении темы урока, при повторении, при отработке понятий, при работе над ошибками и т.д.

При систематизации пройденного материала возможно использовать решенные тесты-матрицы, для чего заранее, еще при их составлении, необходимо ввести в них основные характеристики того или иного понятия, которые при общем прочтении выявленных ответов дадут общее и достаточно полное представление о данном понятии (при условии, что понятий будет 4-6)

Тесты-матрицы компактны. В то же время охватывают объемное количество материала, как обязательного для изучения, так и дополнительного, дающего “пищу” для размышлений на пути к верному выбору ответа. Введение дополнительного материала зависит от цели, которую ставит перед собой учитель, используя тест.

Название теста “Матрица” - современно, что так же привлекает учащихся.

8 класс. Тема “Внутренние воды”. Реки. Тест-матрица. Вариант 1.

Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы).

Река –

Падение реки –

Водораздел –

Половодье –

Бассейн реки –

Режим реки –

Межень –

Паводок –

Речная система

Уклон реки –

 

1. Изменение состояния реки во времени. 2. Отношение падения реки к ее длине. 3. Главная река со всеми ее притоками. 4. Превышение истока ре-ки над устьем. 5. Время низкой воды в реке.
6. Явление обусловлено жаркой или морозной погодой, когда поверхностный сток в реку невелик или вообще отсутствует, а питание реки только грунтовое. 7. Постоянные потоки воды, текущие в выработанном ими углублении рельефа. 8. Ежегодно повторяющееся обычно в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение воды в реке. 9. Ежегодное поднятие уровня воды в реке Каме, вызываемое весенним таянием снега. 10. Кратковременное поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снегов, сильных дождей, спуска воды из водохранилищ и др.
11. Местность, с которой река с притоками собирает воду. 12. Естественный водоток, имеющий исток, устье, долину. 13. Горы, горные хребты, возвышенности. 14. Граница между двумя речными бассейнами. 15. Разность отметок высот воды в реке между ее истоком и устьем.

ОТВЕТЫ записываются следующим образом:

Примечание: одному понятию может соответствовать несколько определений.

Ответы учени………………….класса (Ф.И.)…………………………… Вариант № 1.
№ понятия ответы № понятия ответы № понятия ответы
Река

Падение реки –

Водораздел

7, 12

4, 15

13, 14

Половодье

Бассейн реки –

Режим реки –

8, 9

11

1

Межень

Паводок

Речная система –

Уклон реки

5, 6

10

3

2

8 класс. Тема “Внутренние воды”. Реки. Вариант 2. Тест- матрица.

Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы).

Водопад –

Расход воды–

Твердый сток –

Наводнение –

Речная долина –

Годовой сток–

Питание реки–

Дельта –

Режим реки –

Ущелье –

Эстуарий –

Меандра–

 

1. Расход воды в реке за год. 2. Узкое русло горной реки. 3. Устье реки Обь – это... 4. Изгиб русла реки. 5. Устье реки Волги – это…
6. Пополнение вод реки притоками, подземными водами и др. 7. Воронкооб разное устье реки, расширяющееся в сторону моря. 8. Изменение состояния реки во времени. 9. Поступление воды в реку от источника питания. 10. Понижение рельефа, в котором течет река.
11. Стихийное бедствие, вызванное внезапным сильным поднятием уровня воды в реке и ее разливом. 12. Масса взвешенных, влекомых по дну реки, и растворенных в воде веществ. 13. Устье реки, разделенное на рукава под воздействием твердого стока. 14. Объем воды, протекающий за определенное время через поперечное сечение реки. 15. Падение реки с уступа, сложенного твердыми горными породами.

Следует учесть, что 2-й вариант теста более сложен, включает в себя не только обязательные программные понятия, а и дополнительные; имеет большую вариативность, следовательно, может использоваться для дифференцированного обучения.

После 2-го цикла усвоения знаний учащимся можно также предложить тест-матрицу. Такой объем материала наилучшим образом и с минимальной затратой времени сможет охватить и проверить именно тест.

На 3 уроке “Озера России. Другие виды внутренних вод России” после изучения новой темы детям предлагается проработать тесты (3, 4 и 5-й варианты) Возможна индивидуальная работа, работа в парах. 5-й вариант теста-матрицы может быть использован при работе с контурной картой.

8 класс. Тема “Внутренние воды”. Озера. Тест-матрица. Вариант 3.

Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик или их происхождение (из таблицы).

 

Лиманное –

Бессточное –

Ледниковое –

Тектоническое –

Вулканическое –

Плотинное –

Карстовое –

Озеро-старица –

Термокарстовое –

Пресное –

 

1. Примером этого типа озер является Кроноцкое озеро на Камчатке. 2. Водоем, оставшийся на месте старого русла реки. 3. Озера Эль-тон и Баскунчак известны добычей в них поваренной соли. 4. Озеро, образовавшееся в кратере вулкана. 5. Каспийское море.
6. По Ладожскому озеру в годы войны проходила “дорога жизни”, по которой перевозили продукты питания в осажденный Ленинград. 7. Вода в этом озере обязательно проточная, т.е. из него вытекает хотя бы одна река. Соленость вод этих озер не превышает 1% 8. Этих озер достаточно много в Пермском крае, т.к. на ее территории много растворимых в воде горных пород. 9. Озера возникают при запруживании водотоков обвалами, оползнями, лавовыми потоками. 10.Пример озе ра - озеро Неджели, в республике Саха (Якутия). Котловина образовалась из-за просадки гру нта при таянии ископаемого льда
11. Котловина самого глубокого в мире озера Байкал имеет глубину 1620м. 12. В озеро Байкал впа-дает 337 больших и малых рек, а вытекает одна Ангара. 13. Замкнутое природное углубление, заполненное водой, не имеющее стока. 14. Котловины таких озер обычно имеют удлиненную и узкую форму. 15. Озеро, образовавшееся вследствие обособления части моря наносами песка, ила.

8 класс. Тема “Внутренние воды”. Тест- матрица. Вариант 4.

Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы).

Река – Ледники –
Озеро – Снеговая линия –
Болота – Морена –
Многолетняя мерзлота – Подземные воды –

 

1. Горные породы в верхней части земной коры и грунты, с to - 0o C, содержащие воду в мерзлом состоянии. 2. Она осложняет строительство, но и является естественным холодильником. 3. Они бывают грунтовые и межпластовые, пресные и минерализованные. 4. Скопления несортированного обломочного материала, отложенного ледниками (валуны, песок, гравий, глина) 5. Постоянный водоток, текущий в выработанном им углублении рельефа.
6. Образуются, если количество твердых атмосферных осадков на про тяжении многих лет превышает то количество осадков, которое может растаять или испариться. 7. В районах с избыточным увлажнением, т.е. в тайге и тундре, они преимущественно верховые. В степях России при недостаточном увлажнении – низинные. 8. Ее граница проходит почти посередине Западной Сибири, в Восточной Сибири совпадает с границей России. 9. Условная линия, располагающаяся на различной высоте (в зависимости от широты места), выше которой снег не тает. 10. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа не менее 0,3м.
11. Обломки горных пород, которые перенес ледник, в совокупности. 12. Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой 13. Линия, выше которой происходит накапливание снега и льда. 14. Эльтон, Таймыр, Ханка, Чаны. 15. Скопление атмосферного льда на суше.

В варианте 5, наряду с данными учебника, использованы энциклопедические данные о крупнейших и известнейших озерах России, что позволяет не только логически определить то или иное озеро, но и почерпнуть новые, может быть ранее неизвестные сведения об этих озерах.

8 класс. Тема “Внутренние воды”. Озера. Тест-матрица. Вариант 5.

Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы).

Байкал – Ладожское – Онежское –
Каспийское – Чудское – Телецкое –
Чаны – Эльтон –  
Таймыр – Ханка –  

 

1. Бессточное солоноватое озеро в Барабинской степи в Западной Сибири в Новосибирской области. Глубина его до 10м. 2. Крупное озеро в Приморье на Дальнем Востоке. Берега заболоченные. На нем ведется промысел ондатры. 3. Самый глубокий (1620м) континентальный водоем земного шара. Температура воды не выше 9°- 12° С 4. В древности называлось Гирканским, Хвалынским, Хазарским. Величайшее бессточное озе ро на Земле. 5. Озеро находится в горах Бырранга. Глубина до 26 метров. Пресное. Расположено за Северным полярным кругом.
6. Самое крупное пресноводное озеро в Европе. В нем около 660 островов: Рискалансари, Мантсинсари, Валаам 7. Озеро Алтынколь или Золотое. Находится на северо-востоке Алтая. Берега крутые, скалистые. Озеро – район отдыха и туризма. 8. В озеро впадает 336 рек, вытекает только одна. В озере содержится свыше 4/5 запасов пресной воды России. 9. Уникален животный мир озера: пресноводная нерпа, рыба омуль, живородящая рыбка голомянка. Большой прозрачности вода. 10. Озеро, из которого берет начало река Обь.
11. Другие названия озера – Гдовское, Пейпси. Это реликт ледникового водоема. Озеро известно битвой русских с немецкими рыцарями Ливонского Ордена. 12.Соленое бессточное озеро на Прикаспийской низменности (–18м). Залежи поваренной соли. На дне озера – выходы соленых источников. 13. Котловина озера тектонического происхождения. Отмечаются опускания участков берегов и дна. На озере 27 островов. Наиболее крупный – Ольхон. 14. Озеро в европейской России, из которого берет начало река Свирь. На нем находится остров Кижи. Через него проходит путь из Волги в Белое и Балтийское моря. 15. Иначе озеро называется Нево. Котловина ледникового происхождения В 9-12 веках через озеро шел торговый путь “из варяг в греки” Находится в Европе.

После 3-го цикла возможно проведение географического диктанта

Достоинство географического диктанта – это односложные краткие ответы, наиболее важно в классах, где ребята медленно пишут и с трудом формулируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдают предпочтение именно такой форме контроля знаний и умений учащихся, а также из экономии времени на уроке. Из приведенной выше таблицы видно, что диктант целесообразнее всего проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он позволяет охватить все знания из образовательной цели.

В диктанте возможно 8-10 вопросов. На него уйдет не более 10-15 минут, учитывая организацию деятельности учащихся и переход к другой деятельности.

В географическом диктанте обычно проверяются известные факты, что не требует отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы.

5. Итоговый контроль по теме “Внутренние воды и водные ресурсы России”.

При планировании итогового контрольного мероприятия по данной теме первоначально определим цель и задачи урока.

Цель: Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по теме. Определить уровень знаний и умений по данной теме.

Задачи урока:

1.Определить уровень знания учащимися:

  • главных особенностей внутренних вод России;
  • особенностей размещения по территории страны всех видов внутренних вод;
  • явлений природы, связанных с внутренними водами на территории России;
  • распределения рек по бассейнам, типам и характеру течения, режимам и источникам питания.

2. Определить уровень понимания учащимися:

  • взаимосвязи между внутренними водами и другими компонентами природы;
  • процессов и явлений, влияющих на внутренние воды России и их особенности;
  • экологических проблем, связанных с внутренними водами, и методов решения этих проблем.

3. Определить уровень умения учащихся:

  • показывать на карте основные объекты внутренних вод России – реки, озера, ледники, районы распространения болот и мерзлоты;
  • работать с картами, диаграммами, схемами, другими источниками информации;
  • составлять по плану характеристику одного из объектов внутренних вод России;
  • объяснять значение водных ресурсов в жизни и деятельности человека.

Задача учителя состоит в выборе оптимальной формы контроля.

Примерами итогового контроля может служить урок-аукцион знаний, где скомбинированы все формы контроля, в том числе и нетрадиционные, и тест, и устный зачет, и общественный смотр знаний и другие.

Мы используем для итогового контроля по теме “Внутренние воды и водные ресурсы” – интеллектуальную игру “Географический хоккей”. Останавливаться на правилах игры не будем, так как ее проведение описано в книге Афанасьева С.П., Коморина С.В. Сто отрядных дел. – Кострома: Вариант, 2000.

В настоящее время широкое место в системе контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся находит применение компьютера. Многие педагоги, и я в том числе, считают универсальным и в тоже время быстрым способом итогового контроля за качеством знаний – компьютерные тесты, которые могут быть как тренировочные, так и контрольные. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с конкретным учеником, чтобы его знания, умения и навыки соответствовали требованиям государственных образовательных программ.

Литература.

  1. Баринова И.И., Дронов В.П., Пятунин В.Б. Дидактические материалы по географии России. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Евдокимов В.И. География. Полный курс в географических диктантах. – М.: Московский лицей, 2002.
  3. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Наумова А.С. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 1993.
  5. Панчешникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение, 1982.