Урок русского языка в 4-м классе "Три склонения. Необычное словообразование"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формировать умения учащихся определять тип склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах. Познакомить с новым способом словообразования.
  • Способствовать обогащению речи учащихся, развитию их творческих способностей
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к слову, любовь к детской литературе.

Оборудование урока:

  • модели словообразования,
  • карточки – опоры,
  • индивидуальные карточки для учеников,
  • карточки склонений,
  • символ проекта интеллектуальных игр.
  • значки учащихся “Подсолнух”,
  • выставка книг писателей Кира Булычева, М. Яснова, Ю Коваля, Л.Яхнина.

План урока.

I.Введение в урок. Целеполагание.

II.Работа по теме урока.

Актуализация знаний.

“Слова – повседневки”

“Слова - тайны и загадки”.

“Слова - гипотезы”

III.Итог урока.

Ход урока

Организация на урок.

Чистописание.

Дд До длд До длм Ду длмя

Делу время, а потехе час.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Триады. Актуализация знаний.

1.Склонение.

Сказуемое

Падеж.

  2.Существительное.

Окончание.

Подлежащее.

   3.Окончание.

Приставка.

Суффикс.

- Какое слово лишнее в каждой тройке? Найдите общность оставшихся слов.

-Какая группа из трех будет лишней? Найдите общность оставшихся групп.

-Ч то можете рассказать о склонении имен существительных?

Примечание: идет скрытый опрос по теме. Опорные знания.

  • Что такое склонение?
  • Какие склонения существительных бывают?
  • Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
  • Несклоняемые существительные.
  • Расскажите алгоритм определения склонения имен существительных
  • А если существительное стоит в косвенном падеже?

Тема урока.

-По первой и второй группе определите тему урока.

(“ Три склонения имен существительных”)

- Как можно определить тему урока, если добавим третью группу?(Образование слов)

На доске: “Три склонения имен существительных. Необычное словообразование”

- Дорогие ребята, если вы любознательны, любите наблюдать и исследовать, фантазировать и играть; если вам нравиться учиться и, если вы цените и любите русский язык, то этот урок для вас! Многое для вас сегодня будет неожиданным и занимательным! Помогать нам будут Словоловы.

(Эмблема на доске Это портрет “умников”.)

Проблема урока:

- Как и откуда берутся слова? Кто любит придумывать новые слова, зачем и кому это надо? Хотите об этом узнать?

Это познавательная задача урока, а учебная – определяем склонение имен существительных.

Подготовительная работа.

- Разберите по составу слово подсолнух. Составьте цепочку однокоренных слов. Сделайте вывод. Как образуются слова?

Определите склонение имен существительных.

Вывод: слова образуются при помощи приставок и суффиксов.

Модель:

Работа по теме урока.

“Слова - повседневки”

Учебная задача:

  • Узнать новый способ образования слов.
  • Упражняться в определении склонения имен существительных.

- Изучите имя нашего героя “Словолов”. Как по- вашему оно образовано?

- Верно, получили из сложения двух слов слова и ловить.

1. Анализ образованных слов:

- Исследуйте и скажите как получили следующие слова. Но прежде определите их склонение, покажите результат карточкой:

Карточки:

 Ледоруб, плащпалатка, мышеловка

- Давайте составим модель нового словообразования:

- Какие слова сложили вместе?

2. Самостоятельно образуйте новые слова новым способом словообразования.

Руководитель физкультуры.

Лазит по скалам.

Везде ходит.

Вывод: Этот способ образования слов называется “сложением”, а слова называются сложными. У этого способа есть две помощницы гласные буквы. (О,Е) Слов образованных по данной моделями очень много. По - этому их можно называть “повседневками”.

“Слова – тайны”.

1.-Что такое тайна? Это что – то непонятное, невнятное.

Часто словами – тайнами пользуются писатели фантасты. Прочитайте слова писателя – фантаста Кира Булычева, о приключениях девочки Алисы. Можно ли предположить, что в этих словах есть суффикс или приставка?:

атани. (племя пигмеев)

банбары, (что – то из одежды))

брастак, (представитель чужепланетной народности)

вырлей, (мера веса)

грих, (название животного)

Жангле, ( название столицы планеты)

камеус, (животные, живущие в подземном озере)

( Предполагаемый ответ: - Они воспринимаются как слова, состоящие из корня и окончания, с нулевым окончанием. Некоторые кажутся несклоняемыми.

- Какие имена “существительные” вы определили бы как несклоняемыми?

(Жангле)

- А какие стоят в форме множественного числа?

(атани, бансары )

- Попробуем определить склонение у остальных “существительных”.

- Послушайте, что обозначают слова у автора.

(Смотрите выше).

-У автора вы встретите название планеты Шешинера.

Попробуем образовать новые слова от названия этой планеты, известными нам способами образования слов.

  1. Житель этой планеты.
  2. Принадлежащий к этой планете, имеющей к ней отношение.

Шешинера - шешинериец – шишенерский

3.Разобрать новые слова по составу. По их строению узнать имена существительные и определить их склонение.

Вывод: Почувствуем разницу между этими словами: одно из них выдумано полностью автором, а в других можно найти, например, суффиксы.

“Слова – загадки”.

- На слова – тайны очень похожи слова – загадки и складываются из двух слов, которые совпадают друг с другом некоторыми буквами или частями, которые вы с легкостью обнаружите. Например, из слов “Снежинка” и “кожура” можно составить слово “Снежура”. Это слово придумал детский писатель Юрий Коваль.

- Эти слова называются каламбурами. Сложите вместе следующие слова, получите новые каламбуры.

(Работа в парах)

Каламбур и берет.

Каламбур и табуретка.

Каламбур и колбаса.

Каламбур и вечерело.

- Что, по- вашему, обозначают ваши новые слова?

- Вот какой текст можно прочесть у Леонида Яхнина из сказки “Поющее дерево”

“ Каламбурело. День кончался.Назойливо пахли каламбурозы. Каламбуйно цвли каламбурции. Дул каламбурей, и море вокруг островов становилось каламбурным. Волны каламбурлили, как в кастрюле. Низко над головой каламбуреяли чайки.”

- Я предлагаю вам разгадать слова -загадки стихотворени М Яснова “Чудетство"

(Стихотворение читает ученик

Работа по карточкам в парах.)

( Карточка для ученика. Приложение 1.)

Итог.

- Почему тема урока звучала “Необычное словообразование?

- Почему, зачем, кто и для кого придумывает такие слова?

- Показался ли тебе урок интересным, а познавательным? Захотелось ли самим создать словарь новых слов? А для кого бы вы его составили?

- Вернемся к началу урока. Можно ли совмещать “дело” и “потеху”. Когда, например?

Список литературы.

  1. Н.Н.Соловьева. Необычное словообразование. Издательство Москва 1998г.

Приложение к уроку.

Приложение 1. Карточка ученика.

Приложение 2 Обложка к уроку

Презентация.