Цель:
- Формировать умения учащихся определять тип склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах. Познакомить с новым способом словообразования.
- Способствовать обогащению речи учащихся, развитию их творческих способностей
- Воспитывать интерес и бережное отношение к слову, любовь к детской литературе.
Оборудование урока:
- модели словообразования,
- карточки – опоры,
- индивидуальные карточки для учеников,
- карточки склонений,
- символ проекта интеллектуальных игр.
- значки учащихся “Подсолнух”,
- выставка книг писателей Кира Булычева, М. Яснова, Ю Коваля, Л.Яхнина.
План урока.
I.Введение в урок. Целеполагание.
II.Работа по теме урока.
Актуализация знаний.
“Слова – повседневки”
“Слова - тайны и загадки”.
“Слова - гипотезы”
III.Итог урока.
Ход урокаОрганизация на урок.
Чистописание.
Дд До длд До длм Ду длмя
Делу время, а потехе час.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
Триады. Актуализация знаний.
1.Склонение. Сказуемое Падеж. |
2.Существительное. Окончание. Подлежащее. |
3.Окончание. Приставка. Суффикс. |
- Какое слово лишнее в каждой тройке? Найдите общность оставшихся слов.
-Какая группа из трех будет лишней? Найдите общность оставшихся групп.
-Ч то можете рассказать о склонении имен существительных?
Примечание: идет скрытый опрос по теме. Опорные знания.
-
Что такое склонение?
- Какие склонения существительных бывают?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Несклоняемые существительные.
- Расскажите алгоритм определения склонения имен существительных
- А если существительное стоит в косвенном падеже?
Тема урока.
-По первой и второй группе определите тему урока.
(“ Три склонения имен существительных”)
- Как можно определить тему урока, если добавим третью группу?(Образование слов)
На доске: “Три склонения имен существительных. Необычное словообразование”
- Дорогие ребята, если вы любознательны, любите наблюдать и исследовать, фантазировать и играть; если вам нравиться учиться и, если вы цените и любите русский язык, то этот урок для вас! Многое для вас сегодня будет неожиданным и занимательным! Помогать нам будут Словоловы.
(Эмблема на доске Это портрет “умников”.)
Проблема урока:
- Как и откуда берутся слова? Кто любит придумывать новые слова, зачем и кому это надо? Хотите об этом узнать?
Это познавательная задача урока, а учебная – определяем склонение имен существительных.
Подготовительная работа.
- Разберите по составу слово подсолнух. Составьте цепочку однокоренных слов. Сделайте вывод. Как образуются слова?
Определите склонение имен существительных.
Вывод: слова образуются при помощи приставок и суффиксов.
Модель:
Работа по теме урока.
“Слова - повседневки”
Учебная задача:
- Узнать новый способ образования слов.
- Упражняться в определении склонения имен существительных.
- Изучите имя нашего героя “Словолов”. Как по- вашему оно образовано?
- Верно, получили из сложения двух слов слова и ловить.
1. Анализ образованных слов:
- Исследуйте и скажите как получили следующие слова. Но прежде определите их склонение, покажите результат карточкой:
Карточки:
Ледоруб, плащпалатка, мышеловка
- Давайте составим модель нового словообразования:
- Какие слова сложили вместе?
2. Самостоятельно образуйте новые слова новым способом словообразования.
Руководитель физкультуры.
Лазит по скалам.
Везде ходит.
Вывод: Этот способ образования слов называется “сложением”, а слова называются сложными. У этого способа есть две помощницы гласные буквы. (О,Е) Слов образованных по данной моделями очень много. По - этому их можно называть “повседневками”.
“Слова – тайны”.
1.-Что такое тайна? Это что – то непонятное, невнятное.
Часто словами – тайнами пользуются писатели фантасты. Прочитайте слова писателя – фантаста Кира Булычева, о приключениях девочки Алисы. Можно ли предположить, что в этих словах есть суффикс или приставка?:
атани. (племя пигмеев)
банбары, (что – то из одежды))
брастак, (представитель чужепланетной народности)
вырлей, (мера веса)
грих, (название животного)
Жангле, ( название столицы планеты)
камеус, (животные, живущие в подземном озере)
( Предполагаемый ответ: - Они воспринимаются как слова, состоящие из корня и окончания, с нулевым окончанием. Некоторые кажутся несклоняемыми.
- Какие имена “существительные” вы определили бы как несклоняемыми?
(Жангле)
- А какие стоят в форме множественного числа?
(атани, бансары )
- Попробуем определить склонение у остальных “существительных”.
- Послушайте, что обозначают слова у автора.
(Смотрите выше).
-У автора вы встретите название планеты Шешинера.
Попробуем образовать новые слова от названия этой планеты, известными нам способами образования слов.
- Житель этой планеты.
- Принадлежащий к этой планете, имеющей к ней отношение.
Шешинера - шешинериец – шишенерский
3.Разобрать новые слова по составу. По их строению узнать имена существительные и определить их склонение.
Вывод: Почувствуем разницу между этими словами: одно из них выдумано полностью автором, а в других можно найти, например, суффиксы.
“Слова – загадки”.
- На слова – тайны очень похожи слова – загадки и складываются из двух слов, которые совпадают друг с другом некоторыми буквами или частями, которые вы с легкостью обнаружите. Например, из слов “Снежинка” и “кожура” можно составить слово “Снежура”. Это слово придумал детский писатель Юрий Коваль.
- Эти слова называются каламбурами. Сложите вместе следующие слова, получите новые каламбуры.
(Работа в парах)
Каламбур и берет.
Каламбур и табуретка.
Каламбур и колбаса.
Каламбур и вечерело.
- Что, по- вашему, обозначают ваши новые слова?
- Вот какой текст можно прочесть у Леонида Яхнина из сказки “Поющее дерево”
“ Каламбурело. День кончался.Назойливо пахли каламбурозы. Каламбуйно цвли каламбурции. Дул каламбурей, и море вокруг островов становилось каламбурным. Волны каламбурлили, как в кастрюле. Низко над головой каламбуреяли чайки.”
- Я предлагаю вам разгадать слова -загадки стихотворени М Яснова “Чудетство"
(Стихотворение читает ученик
Работа по карточкам в парах.)
( Карточка для ученика. Приложение 1.)
Итог.
- Почему тема урока звучала “Необычное словообразование?
- Почему, зачем, кто и для кого придумывает такие слова?
- Показался ли тебе урок интересным, а познавательным? Захотелось ли самим создать словарь новых слов? А для кого бы вы его составили?
- Вернемся к началу урока. Можно ли совмещать “дело” и “потеху”. Когда, например?
Список литературы.
- Н.Н.Соловьева. Необычное словообразование. Издательство Москва 1998г.
Приложение к уроку.
Приложение 1. Карточка ученика.
Приложение 2 Обложка к уроку