В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. И каждый из нас уже не понаслышке знаком с:
- профилизацией средней школы;
- компетентносным подходом;
- приоритетом развивающих и социализирующих целей над узкопредметными целями школьных курсов.
Несколько лет я веду не только базовые и профильные курсы по предмету, но и элективный курс “Школа юного исследователя”, программа которого разработана на основе программы факультативного курса “Введение в научно-исследовательскую деятельность” (З. И. Сбитневой).
Цель курса: формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.
Задачи:
- Формирование представлений о роли и ценности познания.
- Формирование знаний о структуре, этапах, содержании УИД
- Развитие умений работать с разными источниками информации.
Основные разделы:
- “Мой учебный успех”;
- Термины и понятия курса.
- Программа исследования (этапы научно-исследовательской работы);
- Виды творческих работ;
- Некоторые особенности их проведения и оформления;
- Практические занятия по отработке элементарных навыков исследователя.
Обучение проводиться в два этапа. Первый этап – теоретические основы курса, второй – практические занятия. Курс заканчивается семинаром или конференцией, на которой часть учащихся выступает с докладами, защищает рефераты, отчеты по НИР.
Кроме этого, учебно-исследовательская деятельность школьников используется на уроках биологии и экологии и во внеурочной деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроке: проведение учебного эксперимента, выполнение домашнего задания исследовательского типа, применение исследовательского метода во время традиционных и нетрадиционных уроков.
Во внеурочной деятельности: написание выпускной экзаменационной работы, исследовательская практика, на факультативных занятиях, участие в олимпиадах и конкурсах, в процессе работы над проектом.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьника понимают процесс решения им научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания[2]. Руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы. Учащиеся проходят основные этапы исследования:
- Выявление и постановка проблемы исследования;
- Формулирование гипотезы;
- Планирование и разработка ИД;
- Сбор данных, их анализ и синтез;
- Сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
- Подготовка и оформление;
- Выступление с подготовленным сообщением;
- Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- Построение выводов и заключений[3]
Например, проект “Многоликая вода”, который можно увидеть в приложении. Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способности: брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением. Можно отметить те исследовательские проекты, в которых участвовали учащиеся разных возрастов и уровней компетенций (“Многоликая вода”, “Белки”, “Экологическая характеристика Верх-Исетского района” и другие).
Полученный личный опыт убеждает, что при формировании рабочих групп нельзя руководствоваться только субъективным мнением, необходимо проводить и психолого-педагогичекую диагностику. Используя методику Якиманской, мы выявляли оценку учащихся своей творческой деятельности, готовность к самостоятельному исследованию, желание и умение сотрудничать и т. д. На основе полученных данных формировались группы, в которых были учащиеся, как с высоким, так и с низким уровнем развития компетентности. Групповая исследовательская деятельность позволяет наиболее эффективно формировать основные социальные компетентности.
Использование учебно-исследовательской деятельности школьников – это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.
Используемая литература.
- Сбитнева З. И.. Программа факультативного курса “Введение в научно-исследовательскую деятельность”.
- Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. С-П.: Каро, 2005.
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office. М.: Бином, 2006.