Основные цели:
- закрепить способность к умножению круглых многозначных чисел;
- повторить письменные и устные приёмы вычислений с многозначными и круглыми числами;
- тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
Мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ, классификация.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством работы с пословицей;
- определить содержательные рамки урока: умножение многозначных круглых чисел.
Организация учебного процесса на этапе №1:
- С каким новым способом действия мы познакомились на последних уроках математики?
(- “Умножение многозначного числа на однозначное”).
- Какие знания нам для этого были необходимы?( умножение круглых чисел; знание таблицы умножения.)
- Как определить умеете ли вы выполнять умножение с многозначными числами? (написать самостоятельную работу)
- Значит, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Учиться проверять себя.)
- Что это значит? ( Находить место и причину ошибки)
ошибка причина ошибки (карточки вывешиваются на доску)
- А чтобы написать самостоятельную работу без ошибок, что нам нужно сделать?
(Повторить тот способ действия, с которым мы работали)
Сегодня мы будем работать под девизом: “ Каждое умение трудом даётся”.
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
- актуализировать выделенное учебное содержание и зафиксировать его с помощью опорных схем;
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы №1 и её самопроверку по готовому образцу с фиксацией своих результатов (без исправления ошибок).
Организация учебного процесса на этапе № 2:
Работа в тетради.
1).Математический диктант:
- Найти произведение чисел 5 и 80. (400)
- Найти значение частного чисел 720 и 9. (80)
- Делимое 80, делитель 5. Найти значение частного. (16)
- 20 увеличить в 100 раз. (2000)
400 80 16 2000 (Один ученик работает с обратной стороны доски)
Проверка.
В тетрадях дети фиксируют правильность ответов. (+ - правильно, ? – неправильно)
-При решении мат.диктанта какими знаниями пользовались?
(Таблицей умножения) Карточка на доску.№1 (приложение)
2.Запишите ответы в порядке возрастания.
16 80 400 2000 (Один ученик работает с обратной стороны доски)
Проверка.
3. Найдите закономерность.
( Каждое последующее число увеличивается в 5 раз)
4. Запишите следующее число в этом ряду.
(Это число 10000)
5. Увеличьте каждое число в 100 раз и ниже запишите ответ.
1600 8000 40000 200000 1000000
6. Прочитайте полученные числа
- Что интересного заметили? ( Все числа круглые)
- Какое правило использовали, чтобы получить новый ряд?
(При умножении на круглое число приписываем справа столько нулей, сколько их в этом числе.)
Опорная схема №2(учитель вывешивает карточку №2 на доску)
Умножение на круглое число:
а*10=а0
а*100=а00
а*1000=а000
Результаты математического диктанта дети записывают в тетрадь.
2) На доске записано выражение:
2150*800
-Посмотрите на данное выражение.
-Какие числа мы будем сейчас умножать? (Круглые многозначные)
-Какой способ действия нужно использовать, чтобы правильно выполнить умножение круглых многозначных чисел?
(Способ умножения круглых многозначных чисел - карточка №3 на доску)
(Дети решают в тетради, 1 ученик у доски с проговариванием)
Физминутка.
-Мы повторили все, чтобы выполнить Самостоятельную работу.
( обратить внимание на опорные схемы и карточки №1,№2,№3)
3) Самостоятельная работа №1 (5 минут)
- Выполните задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют работу.
- Кто решил оба примера?
- Кто не успел? Почему?
- Что нужно сделать дальше?
(Надо проверить свою работу)
- Для чего будем проверять? (Чтобы найти и исправить ошибки)
- Как мы это сделаем? (подчеркнем несовпадающие ответы)на доске ответы: 2015600, 702540000
4) Самопроверка по образцу.
Проверка -1 минута. Несовпадающие ответы подчеркиваем.
Результаты проверки фиксируются во второй графе таблицы.
(“+”, “?”)
3. Постановка проблемы.
Цель: тренировать способность к выявлению с помощью опорных схемместа в задании, где допущена ошибка, и её причины.
Организация учебного процесса на 3 этапе:
1) Определение места ошибки
Учитель фиксирует на доске в таблице количество детей,допустивших ошибки в первом и во втором задании
- У кого все ответы совпали? Что вам следует делать дальше?
(Надо проверить правильность хода решения по эталону для самопроверки)
2) Определение причины ошибки.
- Мы определили место затруднения, что дальше? (Понять почему оно возникло)
- Почему возникло затруднение? Какими опорными схемами нужно было воспользоваться?
Дети записывают № опорной схемы в 3 графе таблицы.
3) Определение цели деятельности.
Уточните цель своей дальнейшей работы. (Исправить ошибки,пользуясь опорными схемами, выполнить задание правильно.)
Тот, кто, проверил себя по эталону и убедился в том, что ошибок нет, расскажите, что будете делать дальше. (Выполним дополнительное задание l№ 4, № 5, с.33-34 из сборника.llllll)
Кто, проверяя себя по эталону, все же нашел ошибку? Будем работать с алгоритмом исправления ошибки.
- Определим место ошибки.
- Определим причину ошибки.
-Посмотрите на 2 этап алгоритма. Прочитайте. Зачем снова надо записать выражение, в котором допущена ошибка? Правильно ли вы записали в столбик, и верно ли списали числа.
- Если нашли место ошибки, подчеркните его.
- Определите правило, в котором вы допустили ошибку.
- Если вы нашли место и причину ошибки, заполните 3 колонку в таблице, что вы исправили в процессе работы.
- Решите это же выражение снова.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- тренировать способность к коррекции собственной деятельности
- уточнить способы действий, в которых допущены ошибки
Организация учебного процесса на этапе 4.
Чтобы больше не допускать ошибок нужно, потренироваться.
На доске выражение:
3080*300 – решают в тетради.
Проверка:
(дети фиксируют на полях при проверке “+” или “?”)
Итак, что надо знать, чтобы умножить круглые многозначные числа?
(Повторить опорные схемы)
5. Самоконтроль с проверкой по эталону.
Цель:
- перевести во внутренний план способы действий, вызвавших затруднения;
- зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащимся предлагается с/р№2.( на выбор)
1) Организация сам.работы№2.
-Выберите задания, подобные тем, в которых вы допустили ошибки при выполнении Самостоятельной работы №1. Выполните их самостоятельно.
Во время выполнения детьми с/р №2 учитель работает с 1 группой детей, которые выполняют дополнительное задание. №5
2) Проверка самостоятельной работы по эталону.
При проверке дети заполняют 5 графу таблицы.(“+”, “?”)
-Кому удалось не допустить ошибок во второй с/р? Как вы это сделали? (Исправили ошибки в с/р №1 и больше не допустил подобных)
6. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Организация учебного процесса на 6 этапе:
- тренировать способность к решению уравнений, заданий повышенной трудности.
1) №5 решение задания в парах. Затем задание проверяется по образцу, который вывешивается на доску.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности;
- зафиксировать метод коррекции ошибок путём обобщения результатов учащихся;
- оценить собственную деятельность;
- согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на 7 этапе:
-Ребята, на закрепление каких знаний были направлены данные задания?
- Какие цели мы ставили вначале урока? ( проверить свои знания по теме “Умножение круглых многозначных чисел”; учиться проверять себя, находить место и причину ошибки)
- Оцените свою работу на уроке, пользуясь таблицей фиксации результатов.
Домашнее задание:
-Тем, кто допустил ошибки при решении примеров на умножение многозначных круглых чисел, дома выполнит
- # №2,с.6; - для тех, кто допустил ошибки.
- # № 8, с.7 – обязательно всем
- O №10, с,7- по желанию