Урок математики в начальной школе, 3-й класс, тема: "Умножение круглых многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Основные цели:

  1. закрепить способность к умножению круглых многозначных чисел;
  2. повторить письменные и устные приёмы вычислений с многозначными и круглыми числами;
  3. тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

Мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ, классификация.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством работы с пословицей;
  2. определить содержательные рамки урока: умножение многозначных круглых чисел.

Организация учебного процесса на этапе №1:

- С каким новым способом действия мы познакомились на последних уроках математики?

(- “Умножение многозначного числа на однозначное”).

- Какие знания нам для этого были необходимы?( умножение круглых чисел; знание таблицы умножения.)

- Как определить умеете ли вы выполнять умножение с многозначными числами? (написать самостоятельную работу)

- Значит, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Учиться проверять себя.)

- Что это значит? ( Находить место и причину ошибки)

ошибка причина ошибки (карточки вывешиваются на доску)

- А чтобы написать самостоятельную работу без ошибок, что нам нужно сделать?

(Повторить тот способ действия, с которым мы работали)

Сегодня мы будем работать под девизом: “ Каждое умение трудом даётся”.

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

  1. актуализировать выделенное учебное содержание и зафиксировать его с помощью опорных схем;
  2. организовать выполнение учащимися самостоятельной работы №1 и её самопроверку по готовому образцу с фиксацией своих результатов (без исправления ошибок).

Организация учебного процесса на этапе № 2:

Работа в тетради.

1).Математический диктант:

  1. Найти произведение чисел 5 и 80. (400)
  2. Найти значение частного чисел 720 и 9. (80)
  3. Делимое 80, делитель 5. Найти значение частного. (16)
  4. 20 увеличить в 100 раз. (2000)

400 80 16 2000 (Один ученик работает с обратной стороны доски)

Проверка.

В тетрадях дети фиксируют правильность ответов. (+ - правильно, ? – неправильно)

-При решении мат.диктанта какими знаниями пользовались?

(Таблицей умножения) Карточка на доску.№1 (приложение)

2.Запишите ответы в порядке возрастания.

16 80 400 2000 (Один ученик работает с обратной стороны доски)

Проверка.

3. Найдите закономерность.

( Каждое последующее число увеличивается в 5 раз)

4. Запишите следующее число в этом ряду.

(Это число 10000)

5. Увеличьте каждое число в 100 раз и ниже запишите ответ.

1600 8000 40000 200000 1000000

6. Прочитайте полученные числа

- Что интересного заметили? ( Все числа круглые)

- Какое правило использовали, чтобы получить новый ряд?

(При умножении на круглое число приписываем справа столько нулей, сколько их в этом числе.)

Опорная схема №2(учитель вывешивает карточку №2 на доску)

Умножение на круглое число:

а*10=а0

а*100=а00

а*1000=а000

Результаты математического диктанта дети записывают в тетрадь.

2) На доске записано выражение:

2150*800

-Посмотрите на данное выражение.

-Какие числа мы будем сейчас умножать? (Круглые многозначные)

-Какой способ действия нужно использовать, чтобы правильно выполнить умножение круглых многозначных чисел?

(Способ умножения круглых многозначных чисел - карточка №3 на доску)

(Дети решают в тетради, 1 ученик у доски с проговариванием)

Физминутка.

-Мы повторили все, чтобы выполнить Самостоятельную работу.

( обратить внимание на опорные схемы и карточки №1,№2,№3)

3) Самостоятельная работа №1 (5 минут)

- Выполните задание самостоятельно.

Учащиеся выполняют работу.

- Кто решил оба примера?

- Кто не успел? Почему?

- Что нужно сделать дальше?

(Надо проверить свою работу)

- Для чего будем проверять? (Чтобы найти и исправить ошибки)

- Как мы это сделаем? (подчеркнем несовпадающие ответы)на доске ответы: 2015600, 702540000

4) Самопроверка по образцу.

Проверка -1 минута. Несовпадающие ответы подчеркиваем.

Результаты проверки фиксируются во второй графе таблицы.

(“+”, “?”)

3. Постановка проблемы.

Цель: тренировать способность к выявлению с помощью опорных схемместа в задании, где допущена ошибка, и её причины.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

1) Определение места ошибки

Учитель фиксирует на доске в таблице количество детей,допустивших ошибки в первом и во втором задании

- У кого все ответы совпали? Что вам следует делать дальше?

(Надо проверить правильность хода решения по эталону для самопроверки)

2) Определение причины ошибки.

- Мы определили место затруднения, что дальше? (Понять почему оно возникло)

- Почему возникло затруднение? Какими опорными схемами нужно было воспользоваться?

Дети записывают № опорной схемы в 3 графе таблицы.

3) Определение цели деятельности.

Уточните цель своей дальнейшей работы. (Исправить ошибки,пользуясь опорными схемами, выполнить задание правильно.)

Тот, кто, проверил себя по эталону и убедился в том, что ошибок нет, расскажите, что будете делать дальше. (Выполним дополнительное задание l№ 4, № 5, с.33-34 из сборника.llllll)

Кто, проверяя себя по эталону, все же нашел ошибку? Будем работать с алгоритмом исправления ошибки.

  1. Определим место ошибки.
  2. Определим причину ошибки.

-Посмотрите на 2 этап алгоритма. Прочитайте. Зачем снова надо записать выражение, в котором допущена ошибка? Правильно ли вы записали в столбик, и верно ли списали числа.

- Если нашли место ошибки, подчеркните его.

- Определите правило, в котором вы допустили ошибку.

- Если вы нашли место и причину ошибки, заполните 3 колонку в таблице, что вы исправили в процессе работы.

- Решите это же выражение снова.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

  • тренировать способность к коррекции собственной деятельности
  • уточнить способы действий, в которых допущены ошибки

Организация учебного процесса на этапе 4.

Чтобы больше не допускать ошибок нужно, потренироваться.

На доске выражение:

3080*300 – решают в тетради.

Проверка:

(дети фиксируют на полях при проверке “+” или “?”)

Итак, что надо знать, чтобы умножить круглые многозначные числа?

(Повторить опорные схемы)

5. Самоконтроль с проверкой по эталону.

Цель:

  1. перевести во внутренний план способы действий, вызвавших затруднения;
  2. зафиксировать достижение индивидуальной цели.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащимся предлагается с/р№2.( на выбор)

1) Организация сам.работы№2.

-Выберите задания, подобные тем, в которых вы допустили ошибки при выполнении Самостоятельной работы №1. Выполните их самостоятельно.

Во время выполнения детьми с/р №2 учитель работает с 1 группой детей, которые выполняют дополнительное задание. №5

2) Проверка самостоятельной работы по эталону.

При проверке дети заполняют 5 графу таблицы.(“+”, “?”)

-Кому удалось не допустить ошибок во второй с/р? Как вы это сделали? (Исправили ошибки в с/р №1 и больше не допустил подобных)

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Организация учебного процесса на 6 этапе:

- тренировать способность к решению уравнений, заданий повышенной трудности.

1) №5 решение задания в парах. Затем задание проверяется по образцу, который вывешивается на доску.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. оценить результаты собственной деятельности;
  2. зафиксировать метод коррекции ошибок путём обобщения результатов учащихся;
  3. оценить собственную деятельность;
  4. согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на 7 этапе:

-Ребята, на закрепление каких знаний были направлены данные задания?

- Какие цели мы ставили вначале урока? ( проверить свои знания по теме “Умножение круглых многозначных чисел”; учиться проверять себя, находить место и причину ошибки)

- Оцените свою работу на уроке, пользуясь таблицей фиксации результатов.

Домашнее задание:

-Тем, кто допустил ошибки при решении примеров на умножение многозначных круглых чисел, дома выполнит

  • # №2,с.6; - для тех, кто допустил ошибки.
  • # № 8, с.7 – обязательно всем
  • O №10, с,7- по желанию