Тип урока: ОНЗ.
Цели:
- Обобщить и систематизировать пространственные представления учащихся.
- Создать условия для формирования определения своего места положения в пространстве.
- Создать условия для формирования коммуникативных навыков учащихся.
Оборудование: маршрутный лист.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Сегодня мы отправимся в загадочный поход.
Точку отправления пусть каждый назовет. (Школа)
Выдаётся маршрутный лист.
- Откуда мы вышли? (Из здания школы)
- Где находимся? (Во дворе школы)
- Посмотрите на маршрутный лист – где наш конечный пункт, куда нам надо прийти?
- Тема нашего урока “Где и куда”.
- Когда мы используем эти слова? (Мы используем эти слова, когда спрашиваем, где находится предмет, и куда нужно идти?)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться определять направления движения, и где находится предмет, человек).
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для восприятия нового материала;
уточнение понятий: “впереди”, “сзади”, “посередине”, “за”, “перед”, “слева”, “справа”, “посередине”.
1). Определение местонахождения классной комнаты.
- Где находится наша классная комната.
- Покажите, где находится наш кабинет?
- Как точно определить его местонахождение? (По окнам)
- Объясните, где окна нашего класса?
Дети называют этаж, используя слова “слева”, “справа”.
- Сколько окон в нашем классе?
2). Построение в колонну по одному (“Паровозик”).
Учащиеся называют свое место положение в колонне, используя слова “впереди”, “сзади”, “за”, “перед”.
3) Определение направления движение по маршрутному листу.
Учащиеся определяют путь движения, используя слова “вперед”, “налево”, “направо”.
3. Постановка проблемы.
Цель: зафиксировать затруднения (организуется подводящий диалог).
На спортивной площадке учащиеся останавливаются в колонне по одному. Перестроение в шеренгу по одному:
- Повернитесь ко мне лицом, подравняйте носочки.
- В каком направлении вы поворачивались?
- Перестройтесь в шеренгу по 3.
Учащиеся испытывают затруднение в перестроении.
- Какое задание было дано?
- Почему вы не выполнили задание?
Обучение детей перестроению в колонну по 3:
1) расчет на 1-2-3;
2) 1-е номера - “зайчики” - сделали шаг вперед;
2-е номера – “белочки” - остаются на месте;
3-и номера - “кузнечики” - шаг назад;
3) на счет 1-2 –прыжок на двух ногах перед “белочками” выполняют “зайчики”;
на счет 3-4 - прыжок на двух ногах за “белочками” выполняют “кузнечики”;
“белочки” остаются на месте.
- Итак: раз, два, три, четыре!
4. Первичное закрепление.
Цель: закрепить изученное содержание в ходе игры;
повторить направления “вперед”, “назад”, “влево”, “вправо”.
Игра “Робот”.
Учитель - “инструктор” отдает команды. “Зайчики”, “белочки”, “кузнечики” – “роботы” двигаются по сигналу в разных направлениях.
5. Самопроверка.
Цель: применение новых знаний при выполнении типовых заданий на новый способ действия.
Построение в шеренгу по одному.
- Как перестроиться в шеренгу по одному?
На счет 1-2 – прыжок на двух ногах “вправо” и “назад” выполняют “зайчики”.
На счет 3-4 - прыжок на двух ногах “влево” и “вперед” выполняют “кузнечики”.
“Белочки” остаются на месте.
Перестроение в колонну по 2.
- Сможем перестроиться в колонну по два? Как?
Учитель выслушивает предложения детей.
6. Включение в систему знаний.
Цель: включение нового знания совместно с ранее изученными темами.
Подвижная игра “Третий лишний”.
Дети встают в круге парами один перед другим. Двое водящих по внешнему кругу бегут, и один догоняет другого. Убегающий игрок может встать впереди одной пары. Стоящий сзади, третий - лишний, убегает.
Ролевая игра “Водители и пассажиры”.
Дети в группах (количество игроков произвольное) выбирают “водителя”, остальные – “пассажиры”. “Пассажиры” просят “водителя” следовать в определенном направлении. Используются слова: “назад”, “вперед”, “вправо”, “влево”.
7. Рефлексия.
Цель: фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; организация самооценки учениками деятельности на уроке.
- Какова тема нашего урока?
- Чему учились на уроке?
- Какая цель была поставлена перед нами?
- Как вы считаете, выполнили ли мы поставленную перед нами цель? Определение по маршрутному листу обратного направления от стадиона до школы.
У школы учитель просит детей определить результат своей деятельности на уроке.
Презентация к уроку окружающего мира “Где и куда” раскрывает цели и краткое содержание каждого этапа урока.