Статья "Обучение без отметок"

Разделы: Общепедагогические технологии


Издавна одним из первостепенных предназначений школы является передача ученикам знания. Это утверждение на протяжении десятилетий казалось незыблемым и неоспоримым. При этом в понятии ЗУН знания непоколебимо стояли впереди, уверенно оттеснив умения и навыки. Учителя проводили срезы знаний, оценивали их уровень по традиционной пятибалльной системе. Но при этом часто и детям, и родителям не ясно самое важное: почему и за что поставлена отметка? Что в ответе ученика было хорошо, а что плохо? Что нужно сделать, чтобы стало лучше? Заметил ли учитель старания ученика?

Чаще всего учитель традиционной системы ограничивается объявлением отметки, в редком случае добавляя фразы: “Не очень хорошо”, “Ставлю тебе 3, много ошибок допускаешь”. В результате такого оценивания у ребенка появляется тревожность из-за возможных недоразумений в семье (там ждали “5”, а не “3”!), это чувство усугубляется чувством не справедливости со стороны учителя.

Оценка труда ученика уже давно стоит на одном из первых мест среди проблем педагогики. Старая добрая пятибалльная система привычна и детям, и родителям, и учителям настолько, что мы давно воспринимаем её как “абсолют”. Спору нет, отметка – гениальное изобретение, ибо выполняет множество функций.

Какие же положительные моменты мы видим? Отметка – это:

  • Универсальный мотиватор познавательной деятельности;
  • Показатель результативности ученика и учителя;
  • Символический язык общения педагогов с родителями;
  • Шкала усвоенных знаний (математически точный измеритель результативности ученика)

Но вместе с тем она не лишена очевидных недостатков, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Это:

  • Слабая дифференцированность (не позволяет учесть индивидуальность каждого ученика);
  • Ориентация при выставлении отметок на средние статистические нормы;
  • Низкая объективность отметок;
  • Отметка – оружие власти в руках учителя;
  • Отметка – ярлык (двоечник, троечник и.т.д.)
  • Часто имеет травмирующий характер;
  • Проблема двойки: психологические травмы и конфликты в семье, второгодничество и т.д.
  • Не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности;
  • Не позволяет ученику чувствовать себя успешным;
  • Погоня за отметкой, а не за знаниями – формализм;
  • Поклонение количественному показателю – процентомания;

Вывод: По старой пятибалльной системе мы смогли оценить только результат работы ученика – оценили знания, полученные данным учеником. При этом мы не смогли его оценить как личность, его личностные качества, как самостоятельность, силу воли в достижении результата, мотива, стремления, упорства, старания, аккуратности и т.д.

Современные интерактивные технологии в образовании потребовали от нас учителей иной системы оценки результативности ученического труда.

В связи с переходом на экспериментальный режим работы нашей школы “Личностно-ориентированного обучения и воспитания” возникла проблема оценивания результата обученности учащихся, направленная на развитие личности каждого ученика.

Еще с 2001-2002 учебного года в рамках двойного эксперимента (Федеральный эксперимент “Совершенствование структуры и содержания общего образования”) была начата экспериментальная работа с целью апробации безотметочного обучения.

С этого момента по системе безотметочного обучения работаю уже шестой год.

Я думаю, что безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы устранить недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.

Под безотметочным обучением я понимаю качественно новое обучение – педагогический процесс с оценочным компонентом. Основой новой системы оценивания являются принципы и содержание технологий развивающего обучения: компоненты учебной деятельности (мотивация, целеполагание, решение учебной задачи, контроль и оценка), которые должны способствовать на каждом уроке осмысленной и целенаправленной деятельности учащихся по овладению знаниями. Важным звеном безотметочного обучения является стиль взаимоотношений между учителем и учеником. Именно при правильной организации сотрудничества, педагогического общения формируется самостоятельная оценочная деятельность учащихся, повышается внутренняя учебная мотивация, которая влечёт за собой формирование и развитие у ученика адекватной самооценки и самоконтроля.

В своей работе руководствуюсь такими принципами:

  1. Критериальность – критерии контроля и оценки результатов учебной деятельности строятся на основе договоренности с учащимися. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.
  2. Приоритет самооценки. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
  3. Гибкость и вариативность. Использование различных “инструментариев” оценки и многообразие средств его реализации.
  4. Качественная составляющая обеспечивает всестороннее оценивание способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
  5. Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
  6. Естественность контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.

В основу данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:

  • Что оценивать? (что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)
  • Как оценивать? (какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)
  • Каким образом оценивать? (какова должна быть сама процедура оценивания, этапы её осуществления, что нужно учитывать при таком оценивании)

На уроке ключевые вопросы основываются на теме и цели данного урока. Сама процедура оценивания происходит в процессе учебной деятельности. Очень важно, чтобы на уроке дети сами пришли к постановке учебной задачи осознанно. Если это будет происходить, то ученику будет ясно, что именно оценивать на данном этапе урока и урока в целом. При нахождении ответа на вопрос учителю следует создать такое условие, чтобы дети основываясь на предыдущие знания, дальше сами искали способы познания нового материала. Во время этого процесса происходит осознанный контроль и появляется оценка.

 Сравним этапы оценивания в традиционной и безотметочной системах:

Этапы Традиционная система оценивания Этапы Безотметочная система оценивания
1. Ответ ученика 1. Подбор критериев оценки. Договор.
2. Анализ ответа ученика учителем (оценочная операция, которая “проносится” в голове учителя) 2. Ответ ученика
3. Сообщение отметки ученику 3. Самоанализ учеником своей работы (что усвоил, что не усвоил)
4. Работа над ошибками 4. Обсуждение. Рефлексия (почему не усвоил – выявление причины)
    5. Оценивание работы самим учеником и учителем
    6. Работа над ошибками

На первый взгляд больших расхождений не заметим, но рассматривая внутреннее содержание этих этапов, мы раскрываем суть безотметочного оценивания и преимущество его перед традиционным.

Тут следует еще добавить правила для учителя в рамках безотметочного обучения:

  1. Оценивать творчество и инициативу ученика.
  2. Оценивать только выполненную работу.
  3. Фиксация индивидуального продвижения каждого ученика (листы индивидуальных достижений ученика по предметам, технологическая карта отслеживания развития каждого ученика)

Таким образом, содержательное оценивание результата деятельности ученика необходимо для того, чтобы формировать и развить оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Содержательная оценка становится и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодоверие.

При безотметочном обучении складываются особые отношения между учителем и родителями. Наша совместная цель – не наказывать ребенка, а найти способ помочь ему. Родителям всегда доступна наша технологическая карта отслеживания развития ребенка - карта педагогической диагностики, которая позволяет папам и мамам узнать мнение учителя о месте ребенка в учебном процессе и варианты действий, направленных на формирование оптимальных условий для его развития и обучения.

Чем же интересна безотметочная система обучения для меня?

Остановимся на положительные моменты:

  • Формирования положительной я – концепции личности:
    1) Чувства успеха;
    2)Уверенность в своих силах;
    3) Защищенность.
  • Желание учеников учиться и их растущий уровень притязаний
  • Возможность сравнения ученика с самим собой, выявляя и подчеркивая его индивидуальные достижения.
  • Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребенка над собой.
  • Постоянная возможность направлять и улучшать оценку (ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится).
  • Осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.
  • Бесконфликтность учебной ситуации
  • Гласность оценки – увеличение информативности об успехах своих товарищей.

А какие же негативные моменты могут быть при безотметочном оценивании:

Отсутствие общепринятых критериев и их измерителей для оценки разных видов учебной работы.

Нет преемственности в среднем звене.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что безотметочное обучение направлено на максимальное раскрытие и выращивание таких личностных качеств как самостоятельность, самооценка, самоконтроль и формирование положительной Я – концепции личности:

  • Желание учиться и растущий уровень притязаний
  • Защищенности (право на ошибку)
  • Уверенности в своих силах
  • Чувства успеха

Такой ученик – выпускник, как показывает опыт моей работы, успешно обучается в среднем звене любой общеобразовательной системы