Издавна одним из первостепенных предназначений школы является передача ученикам знания. Это утверждение на протяжении десятилетий казалось незыблемым и неоспоримым. При этом в понятии ЗУН знания непоколебимо стояли впереди, уверенно оттеснив умения и навыки. Учителя проводили срезы знаний, оценивали их уровень по традиционной пятибалльной системе. Но при этом часто и детям, и родителям не ясно самое важное: почему и за что поставлена отметка? Что в ответе ученика было хорошо, а что плохо? Что нужно сделать, чтобы стало лучше? Заметил ли учитель старания ученика?
Чаще всего учитель традиционной системы ограничивается объявлением отметки, в редком случае добавляя фразы: “Не очень хорошо”, “Ставлю тебе 3, много ошибок допускаешь”. В результате такого оценивания у ребенка появляется тревожность из-за возможных недоразумений в семье (там ждали “5”, а не “3”!), это чувство усугубляется чувством не справедливости со стороны учителя.
Оценка труда ученика уже давно стоит на одном из первых мест среди проблем педагогики. Старая добрая пятибалльная система привычна и детям, и родителям, и учителям настолько, что мы давно воспринимаем её как “абсолют”. Спору нет, отметка – гениальное изобретение, ибо выполняет множество функций.
Какие же положительные моменты мы видим? Отметка – это:
- Универсальный мотиватор познавательной деятельности;
- Показатель результативности ученика и учителя;
- Символический язык общения педагогов с родителями;
- Шкала усвоенных знаний (математически точный измеритель результативности ученика)
Но вместе с тем она не лишена очевидных недостатков, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Это:
- Слабая дифференцированность (не позволяет учесть индивидуальность каждого ученика);
- Ориентация при выставлении отметок на средние статистические нормы;
- Низкая объективность отметок;
- Отметка – оружие власти в руках учителя;
- Отметка – ярлык (двоечник, троечник и.т.д.)
- Часто имеет травмирующий характер;
- Проблема двойки: психологические травмы и конфликты в семье, второгодничество и т.д.
- Не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности;
- Не позволяет ученику чувствовать себя успешным;
- Погоня за отметкой, а не за знаниями – формализм;
- Поклонение количественному показателю – процентомания;
Вывод: По старой пятибалльной системе мы смогли оценить только результат работы ученика – оценили знания, полученные данным учеником. При этом мы не смогли его оценить как личность, его личностные качества, как самостоятельность, силу воли в достижении результата, мотива, стремления, упорства, старания, аккуратности и т.д.
Современные интерактивные технологии в образовании потребовали от нас учителей иной системы оценки результативности ученического труда.
В связи с переходом на экспериментальный режим работы нашей школы “Личностно-ориентированного обучения и воспитания” возникла проблема оценивания результата обученности учащихся, направленная на развитие личности каждого ученика.
Еще с 2001-2002 учебного года в рамках двойного эксперимента (Федеральный эксперимент “Совершенствование структуры и содержания общего образования”) была начата экспериментальная работа с целью апробации безотметочного обучения.
С этого момента по системе безотметочного обучения работаю уже шестой год.
Я думаю, что безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы устранить недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.
Под безотметочным обучением я понимаю качественно новое обучение – педагогический процесс с оценочным компонентом. Основой новой системы оценивания являются принципы и содержание технологий развивающего обучения: компоненты учебной деятельности (мотивация, целеполагание, решение учебной задачи, контроль и оценка), которые должны способствовать на каждом уроке осмысленной и целенаправленной деятельности учащихся по овладению знаниями. Важным звеном безотметочного обучения является стиль взаимоотношений между учителем и учеником. Именно при правильной организации сотрудничества, педагогического общения формируется самостоятельная оценочная деятельность учащихся, повышается внутренняя учебная мотивация, которая влечёт за собой формирование и развитие у ученика адекватной самооценки и самоконтроля.
В своей работе руководствуюсь такими принципами:
- Критериальность – критерии контроля и оценки результатов учебной деятельности строятся на основе договоренности с учащимися. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.
- Приоритет самооценки. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
- Гибкость и вариативность. Использование различных “инструментариев” оценки и многообразие средств его реализации.
- Качественная составляющая обеспечивает всестороннее оценивание способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
- Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
- Естественность контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
В основу данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
- Что оценивать? (что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)
- Как оценивать? (какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)
- Каким образом оценивать? (какова должна быть сама процедура оценивания, этапы её осуществления, что нужно учитывать при таком оценивании)
На уроке ключевые вопросы основываются на теме и цели данного урока. Сама процедура оценивания происходит в процессе учебной деятельности. Очень важно, чтобы на уроке дети сами пришли к постановке учебной задачи осознанно. Если это будет происходить, то ученику будет ясно, что именно оценивать на данном этапе урока и урока в целом. При нахождении ответа на вопрос учителю следует создать такое условие, чтобы дети основываясь на предыдущие знания, дальше сами искали способы познания нового материала. Во время этого процесса происходит осознанный контроль и появляется оценка.
Сравним этапы оценивания в традиционной и безотметочной системах:
Этапы | Традиционная система оценивания | Этапы | Безотметочная система оценивания |
1. | Ответ ученика | 1. | Подбор критериев оценки. Договор. |
2. | Анализ ответа ученика учителем (оценочная операция, которая “проносится” в голове учителя) | 2. | Ответ ученика |
3. | Сообщение отметки ученику | 3. | Самоанализ учеником своей работы (что усвоил, что не усвоил) |
4. | Работа над ошибками | 4. | Обсуждение. Рефлексия (почему не усвоил – выявление причины) |
5. | Оценивание работы самим учеником и учителем | ||
6. | Работа над ошибками |
На первый взгляд больших расхождений не заметим, но рассматривая внутреннее содержание этих этапов, мы раскрываем суть безотметочного оценивания и преимущество его перед традиционным.
Тут следует еще добавить правила для учителя в рамках безотметочного обучения:
- Оценивать творчество и инициативу ученика.
- Оценивать только выполненную работу.
- Фиксация индивидуального продвижения каждого ученика (листы индивидуальных достижений ученика по предметам, технологическая карта отслеживания развития каждого ученика)
Таким образом, содержательное оценивание результата деятельности ученика необходимо для того, чтобы формировать и развить оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Содержательная оценка становится и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодоверие.
При безотметочном обучении складываются особые отношения между учителем и родителями. Наша совместная цель – не наказывать ребенка, а найти способ помочь ему. Родителям всегда доступна наша технологическая карта отслеживания развития ребенка - карта педагогической диагностики, которая позволяет папам и мамам узнать мнение учителя о месте ребенка в учебном процессе и варианты действий, направленных на формирование оптимальных условий для его развития и обучения.
Чем же интересна безотметочная система обучения для меня?
Остановимся на положительные моменты:
- Формирования положительной я – концепции
личности:
1) Чувства успеха;
2)Уверенность в своих силах;
3) Защищенность. - Желание учеников учиться и их растущий уровень притязаний
- Возможность сравнения ученика с самим собой, выявляя и подчеркивая его индивидуальные достижения.
- Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребенка над собой.
- Постоянная возможность направлять и улучшать оценку (ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится).
- Осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.
- Бесконфликтность учебной ситуации
- Гласность оценки – увеличение информативности об успехах своих товарищей.
А какие же негативные моменты могут быть при безотметочном оценивании:
Отсутствие общепринятых критериев и их измерителей для оценки разных видов учебной работы.
Нет преемственности в среднем звене.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что безотметочное обучение направлено на максимальное раскрытие и выращивание таких личностных качеств как самостоятельность, самооценка, самоконтроль и формирование положительной Я – концепции личности:
- Желание учиться и растущий уровень притязаний
- Защищенности (право на ошибку)
- Уверенности в своих силах
- Чувства успеха
Такой ученик – выпускник, как показывает опыт моей работы, успешно обучается в среднем звене любой общеобразовательной системы