Тема: Стихийные природные явления
Цель: сформировать представление о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.
Задачи:
- Образовательные:
- систематизировать знания о стихийных природных явлениях и бедствиях, выявить различия между этими понятиями;
- рассмотреть особенности некоторых стихийных природных явлений, причины их вызывающие, географию и распространение по территории России.
- Развивающие:
- развивать навыки работы с дополнительной литературой;
- развивать образное мышление.
- Воспитательные:
- формировать навык групповой работы в классе;
- продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за будущее своей страны.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Повторение
1. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка № 1
1. Что такое природные условия?
2. Приведите примеры территории России с
экстремальными природными условиями.
Карточка № 2
Природные районы |
Благоприятные условия |
Неблагоприятные условия |
Экстремальные условия |
Кавказ | |||
Мурманск | |||
Юг Восточно-Европейской равнины | |||
Магадан | |||
Новороссийск | |||
О. Северная Земля |
Показать условия, которые соответствуют этим географическим объектам.
2. Фронтальный опрос
1. Как вы думаете, почему первые древние
цивилизации на Земле возникли не на Севере?
2. Что такое природные ресурсы. Приведите
примеры.
3. Может ли человек полностью освободиться от
влияния природной среды на его жизнь и
деятельность.
4. Что такое рекреационная география? Где
размещены крупные курорты России и почему?
5. Чем привлекает вас наш край? Благоприятен ли
он для проживания?
III. Новая тема
Окружающая нас природа – источник жизни. В ней
постоянно протекают разнообразные природные
процессы. Очень часто природный процесс
превращается в стихийное природное явление.
И сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными
природными явлениями и стихийными бедствиями,
выявим различие между этими понятиями.
Рассмотрим особенности некоторых природных
стихийных явлений и бедствий, причины их
вызывающие, а так же распространение по
территории России.
Посмотрите сколько стихийных природных явлений,
которые встречаются на территории России.
Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» – работаете парами.
Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.
Литосфера |
Атмосфера |
Гидросфера |
Извержение вулкана | Ураган | Наводнение |
Землетрясение | Смерч | Цунами |
Лавина | Засуха | |
Обвал | Снегопад | |
Оползень | Заморозки | |
Сель | Ливни |
Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.
Теперь давайте разберем более подробно
некоторые природные стихийные явления,
рассмотрев причины возникновения, место
распространения на территории России и
последствия.
Для этого объединимся в небольшие группы, в
каждой группе заполняется в таблице свое
природное явление. Затем группа отчитывается, а
остальные ребята до конца заполняют свою
таблицу. Для более полного изучения природного
явления вам предлагается дополнительный
материал, в виде небольшой информации по
некоторым стихийным природным явлениям.
Задание № 2 – групповая работа по заполнению таблицы.
№ |
Название |
Оболочка |
Причина |
Распространение |
Последствия |
1 |
Землетрясение | Литосфера | Толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в земной коре |
Камчатка, Курильские острова, Забайкалье, становой хребет, Кавказ |
Разрушения, гибель людей, трещины, оползни |
2 |
Сель | Литосфера | Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния | Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, Черского | Разрушительная сила, внезапность, уничтожают посевы, разрушают плотины |
3 |
Засуха | Атмосфера | Отсутствие дождей, сильные ветры, иссушающие почвы | Юг Восточно-Европейской равнины, Урала, Сибири, Предкавказья | Гибель растений, возникновение пожаров |
4 |
Смерч | Атмосфера | Локальная неоднородность атмосферы, чередование теплых и холодных слоев воздуха. Магнитное поле Земли | Европейская часть России – центр и юг, реже – север | Разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, вызывают деревья с корнем |
5 |
Наводнение | Гидросфера | Выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны, опорожнение водохранилища | Санкт-Петербург, бассейн реки Амура, Енисея, Лены | Материальный ущерб, урон здоровью и гибель людей |
Проверка таблицы. Каждая группа отчитывается, показывая территории распространения по карте. Остальные до конца заполняют таблицы.
После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.
1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.
(Извержение вулкана)
2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.
(Лавина)
3. Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая.
(Заморозки)
4. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.
(Цунами)
Вывод: Итак, каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.
Вопрос: Скажите мне, а чем же стихийной природное явление отличается от стихийного бедствия? Когда мы говорим – стихийное природное явление, а когда – стихийное бедствие?
IV. Закрепление
1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
- Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
- Атмосферный вихрь в виде столба – (смерч)
- Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
- Колебания земной поверхности – (землетрясения)
- Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
- Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)
- Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
- Ветер разрушительной силы – (ураган)
- Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
- Падение больших масс горных пород – (обвал)
2. А теперь мы проверим полученные знания с помощью теста-взаимопроверки.
1. К стихийным природным явлениям литосферы относятся:
а) обвалы;
б) оползни;
в) ливни;
г) цунами.
2. К стихийным природным явлениям атмосферы относятся:
а) лавины;
б) смерчи;
в) сели;
г) засухи.
3. Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, это:
а) цунами;
б) оползень;
в) обвал;
г) сель.
4. На Дальнем Востоке России часто проявляются такие стихийные явления, как:
а) цунами;
б) засухи;
в) сели;
г) землетрясения.
5. Стихийные природные явления горных районов:
а) ураганы;
б) обвалы;
в) смерчи;
г) лавины.
Проверка теста – обмениваются тетрадями.
1. а), б)
2. б), г)
3. г)
4. а), г)
5. б), г)
Результаты:
8–9 – оценка «5»;
6–7 – оценка «4»;
4–5 – оценка «3».
V. Домашнее задание
- Пр. 47, стр. 270–277.
- Дополнить таблицу другими природными стихийными явлениями.
- Приготовить сообщение по любому природному стихийному явлению.