Цели:
- познакомить детей с отдельными эпизодами истории России, её символами, столицей, некоторыми историческими событиями и великими людьми;
- развивать речь детей, их память и мышление;
- воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, фотографии с изображением любимых уголков природы, карта Российской Федерации, аудиозаписи песен и гимна, изображение герба РФ, флага РФ.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы поговорим о том, что такое Родина, о нашем к ней отношении. Тема нашего классного часа: “С любовью к России”.
Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: “С чего начинается Родина?”
1Й ученик. С картинки в твоем букваре.
2й ученик.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
3й ученик.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
Учитель.
“С чего начинается Родина?”
Музыка В. Баснера
Слова М. Матусовского
( Дети исполняют песню).
Учитель. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти сегодня.
4йученик.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
Учитель. Откуда появилось такое название – “Россия”?
В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.
5й ученик.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
6й ученик.
Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Учитель. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале?
Дети (хором). Все мы – россияне!
Учитель. Правильно.
Вы, конечно, знаете, что Россия, как каждое государство, имеет свои символы. Назовите символы государства.
Дети. Герб, флаг, гимн.
7й ученик. Россия вступила в ХХ1 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной Думы и Президента Российской Федерации.
Учитель. Началась же история флага со времени, когда правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. По его приказу в селе Дедикове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Военные корабли были необходимы для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело – сине – красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб Московских князей: белый цвет – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба.
8й ученик. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ верности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над головами орла, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
9й ученик. Гимн в переводе с греческого языка – “торжественная песнь”. Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх.
Гимн Российской Федерации написан известными людьми:
Автор текста С. Михалков,
Музыка А. Александрова.
Учитель. Гимн – главная песня государства. Его слушают и исполняют стоя.
(Звучит гимн РФ. Дети слушают и поют стоя.)
Учитель. Россия – необъятная страна. Ее площадь – 17 миллионов квадратных километров. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около четырех тысяч километров.
А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров.
10й ученик.
Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.
(танец “Матрешечки”)
Учитель. Наверное, можно сказать, что есть еще один символ нашего государства – это его столица – главный город, в котором сосредоточена вся государственная власть. Как называется столица России?
Москва
В одной старинной летописи написано: “Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град”.
Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи, где говорится, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в себе князя Святослава Олеговича: “Приходи ко мне, брате, в Москов”.
История отвела Москве роль объединительницы русских земель. Став столицей русского государства, Москва росла и украшалась лучшими мастерами.
11й ученик.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…
( песня О.Газманова “Москва, звонят колокола…”)
Учитель. У известного поэта Константина Симонова есть замечательные стихи о Родине. Послушайте, пожалуйста, их.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда!Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Реченку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
( “Отчего так в России березы шумят…”)
Учитель. Родина – это не только наша необъятная страна, но и то место, где человек родился и живет. Каждый из нас любит свою малую родину. А для нас с вами малой родиной является этот маленький городок под названием Кушва. И не случайно этому до боли в сердце родному и любимому месту наши Кушвинские поэты посвящают свои стихи.
(Дети читают стихи о Кушве)
Светлана Русскова.
Я с тобою, Кушва!
Я люблю, когда зори алеют,
Яркий свет заливает поля,
И леса, и река розовеют,
И от солнца теплеет земля.Милый край, мои корни и соки,
Здесь береза, да кедр до небес,
Здесь души моей нежной истоки,
Старый пруд и задумчивый лес.Я с тобою, любимая Кушва,
Я с тобою, гора Благодать!
Милый город, хочу я послушать
Твою новь, твою жизнь угадать!
Сергей Ханжин.
Кушвинский вальс.
Старый мой город – малая родина,
Кушва – дитя Благодати седой.
Как ты мне дорог зеленью елок,
Гривами леса, пахучей сосной.Дали родные, скалы крутые,
В каждом распадке прозрачный родник.
Мы не забыли сказы и были,
Как был ларец твой богатый открыт.Гроздья рябины, лист тополиный
Лаком зеленым блестит под дождем.
Запах сирени, яблонь цветенье –
Где еще краше на свете найдем?Сыплет весною, склонясь над водою,
Цветом черемуха в пруд голубой.
Где бы мы ни были, что б ни любили, -
Светлой душою и сердцем с тобой.
Леонид Гуляев.
Кушва.
Тихо заалела гладь пруда,
Посветлели лодки у причала,
Зеркало воды задребезжало,
Ожила, задвигалась вода.Растворился в воздухе рассвет,
Окна проблеск солнца отражают,
Лучиков крупицы рассыпают
И бросают всюду яркий свет.Кушва! Как же можно не любить
Этот город, - закоулок мира.
И на вопрос, подаренный Шекспиром,
Я отвечаю: “Ну, конечно, Кушве быть!”
Учитель. Я хочу провести небольшую викторину на знание истории нашего города. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы.
- Назовите дату основания города Кушва.(21 сентября 1735 года)
- Как переводится на русский язык название нашего города? ( “гнилая вода”)
- Кто доложил императрице Анне Иоанновне об открытии нового месторождения железной руды? (Василий Татищев)
- Почему гору назвали “Благодать”? (в честь императрицы Анны Иоанновны, так как “Анна” - благодать)
- Кто, по преданию, был сожжен на горе Благодать? (вогул Степан Чумпин)
- Почему гора Благодать считалась у народов манси священной? (она притягивала наконечники стрел…)
- Кто из знаменитостей посещал наш город? (Александр Грин, Дмитрий Менделеев…)
Учитель. А теперь мне хочется снова задать свой вопрос: “С чего начинается Родина?” Как бы вы ответили на него?
А что думают наши гости?
12й ученик.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
13й ученик.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…
14й ученик.
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Учитель. Наше мероприятие подошло к концу. Мы подвели итоги, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.
А в заключение, давайте пожелаем друг другу, нашим гостям, да и всем людям счастья!
(песня “Мы желаем счастья вам”)