Классный час "С любовью к России"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить детей с отдельными эпизодами истории России, её символами, столицей, некоторыми историческими событиями и великими людьми;
  • развивать речь детей, их память и мышление;
  • воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, фотографии с изображением любимых уголков природы, карта Российской Федерации, аудиозаписи песен и гимна, изображение герба РФ, флага РФ.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы поговорим о том, что такое Родина, о нашем к ней отношении. Тема нашего классного часа: “С любовью к России”.

Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: “С чего начинается Родина?”

1Й ученик. С картинки в твоем букваре.

2й ученик.

С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

3й ученик.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

Учитель.

“С чего начинается Родина?”

Музыка В. Баснера

Слова М. Матусовского

( Дети исполняют песню).

Учитель. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти сегодня.

4йученик.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Учитель. Откуда появилось такое название – “Россия”?

В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.

5й ученик.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

6й ученик.

Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале?

Дети (хором). Все мы – россияне!

Учитель. Правильно.

Вы, конечно, знаете, что Россия, как каждое государство, имеет свои символы. Назовите символы государства.

Дети. Герб, флаг, гимн.

7й ученик. Россия вступила в ХХ1 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной Думы и Президента Российской Федерации.

Учитель. Началась же история флага со времени, когда правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. По его приказу в селе Дедикове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Военные корабли были необходимы для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело – сине – красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб Московских князей: белый цвет – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба.

8й ученик. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ верности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над головами орла, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

9й ученик. Гимн в переводе с греческого языка – “торжественная песнь”. Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх.

Гимн Российской Федерации написан известными людьми:

Автор текста С. Михалков,

Музыка А. Александрова.

Учитель. Гимн – главная песня государства. Его слушают и исполняют стоя.

(Звучит гимн РФ. Дети слушают и поют стоя.)

Учитель. Россия – необъятная страна. Ее площадь – 17 миллионов квадратных километров. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около четырех тысяч километров.

А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров.

10й ученик.

Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.

(танец “Матрешечки”)

Учитель. Наверное, можно сказать, что есть еще один символ нашего государства – это его столица – главный город, в котором сосредоточена вся государственная власть. Как называется столица России?

Москва

В одной старинной летописи написано: “Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град”.

Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи, где говорится, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в себе князя Святослава Олеговича: “Приходи ко мне, брате, в Москов”.

История отвела Москве роль объединительницы русских земель. Став столицей русского государства, Москва росла и украшалась лучшими мастерами.

11й ученик.

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…

( песня О.Газманова “Москва, звонят колокола…”)

Учитель. У известного поэта Константина Симонова есть замечательные стихи о Родине. Послушайте, пожалуйста, их.

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда!

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Реченку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

( “Отчего так в России березы шумят…”)

Учитель. Родина – это не только наша необъятная страна, но и то место, где человек родился и живет. Каждый из нас любит свою малую родину. А для нас с вами малой родиной является этот маленький городок под названием Кушва. И не случайно этому до боли в сердце родному и любимому месту наши Кушвинские поэты посвящают свои стихи.

(Дети читают стихи о Кушве)

Светлана Русскова.

Я с тобою, Кушва!

Я люблю, когда зори алеют,
Яркий свет заливает поля,
И леса, и река розовеют,
И от солнца теплеет земля.

Милый край, мои корни и соки,
Здесь береза, да кедр до небес,
Здесь души моей нежной истоки,
Старый пруд и задумчивый лес.

Я с тобою, любимая Кушва,
Я с тобою, гора Благодать!
Милый город, хочу я послушать
Твою новь, твою жизнь угадать!

Сергей Ханжин.

Кушвинский вальс.

Старый мой город – малая родина,
Кушва – дитя Благодати седой.
Как ты мне дорог зеленью елок,
Гривами леса, пахучей сосной.

Дали родные, скалы крутые,
В каждом распадке прозрачный родник.
Мы не забыли сказы и были,
Как был ларец твой богатый открыт.

Гроздья рябины, лист тополиный
Лаком зеленым блестит под дождем.
Запах сирени, яблонь цветенье –
Где еще краше на свете найдем?

Сыплет весною, склонясь над водою,
Цветом черемуха в пруд голубой.
Где бы мы ни были, что б ни любили, -
Светлой душою и сердцем с тобой.

Леонид Гуляев.

Кушва.

Тихо заалела гладь пруда,
Посветлели лодки у причала,
Зеркало воды задребезжало,
Ожила, задвигалась вода.

Растворился в воздухе рассвет,
Окна проблеск солнца отражают,
Лучиков крупицы рассыпают
И бросают всюду яркий свет.

Кушва! Как же можно не любить
Этот город, - закоулок мира.
И на вопрос, подаренный Шекспиром,
Я отвечаю: “Ну, конечно, Кушве быть!”

Учитель. Я хочу провести небольшую викторину на знание истории нашего города. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы.

  1. Назовите дату основания города Кушва.(21 сентября 1735 года)
  2. Как переводится на русский язык название нашего города? ( “гнилая вода”)
  3. Кто доложил императрице Анне Иоанновне об открытии нового месторождения железной руды? (Василий Татищев)
  4. Почему гору назвали “Благодать”? (в честь императрицы Анны Иоанновны, так как “Анна” - благодать)
  5. Кто, по преданию, был сожжен на горе Благодать? (вогул Степан Чумпин)
  6. Почему гора Благодать считалась у народов манси священной? (она притягивала наконечники стрел…)
  7. Кто из знаменитостей посещал наш город? (Александр Грин, Дмитрий Менделеев…)

Учитель. А теперь мне хочется снова задать свой вопрос: “С чего начинается Родина?” Как бы вы ответили на него?

А что думают наши гости?

12й ученик.

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,

13й ученик.

Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…

14й ученик.

Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Учитель. Наше мероприятие подошло к концу. Мы подвели итоги, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.

А в заключение, давайте пожелаем друг другу, нашим гостям, да и всем людям счастья!

(песня “Мы желаем счастья вам”)

Приложение