Цели.
- Дать знания учащимся о вулканах, их строении, причинах возникновения; о гейзерах и горячих источниках.
- Формировать идеи о постоянном развитии земной коры.
- Использование Интернет технологий, мультимедийных материалов.
Оборудование:
- проектор,
- экран,
- настенные карты,
- контурные карты,
- атласы.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок.
II. Изучение нового материала
Вначале в ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:
Как устроена Земля?
(На экране схема строения Земли сл.2 )
В каком состоянии, по мнению ученых, находятся породы мантии и ядра? (объяснение на экране сл 2,3,4 Строение Земли)
Сообщение темы урока
Уникальную информацию о недрах Земли ученые сейсмологи получают из наблюдений за извержением вулкана. Сегодня на нашем уроке мы с вами совершим путешествие к центру Земли, как в известной книге Жюль Верна.
Тема нашего урока “Вулканы” (Экран. Словарь. Вулкан)
Рассказ учителя о строении вулкана (экран. Строение вулкана)
Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана, и с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, (сл 6)
называемые силями и дайками.
Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней – лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. (сл.7)
Однако давление снизу взрывает, наконец пробку, извергает высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. По мере накопления этих твердых слоев вулкан растет. Густая лава быстро остывает, затвердевает на вулканическом холме, и потому его склоны очень крутые. Такие вулканы называются коническими вулканами. Более жидкая лава пока не затвердела, успевает стечь гораздо дальше, поэтому она образует вулканы с пологими склонами, так называемые щитовые. (сл 18-28)
Различают действующие, уснувшие и потухшие вулканы, а по форме центральные, извергающиеся из центрального канала и трещинные, жерла (сл.29) которые имеют вид зияющих трещин или ряда небольших конусов.
Совершенные вулканы расположены вдоль крупных разломов и тектонически-подвижных областей (главным образом на островах и берегах Тихого и Атлантического океанов) (сл. 30)
Экран. Карта. Активно действующие вулканы
Ключевская Сопка
Авачинская Сопка (Камчатка)
Везувий
Этна (Италия)
Исалько (Сальвадор)
Мауно Лоа (Гавайские острова)
Катмай (Аляска)
Гекла (Исландия)
Кракатау
Фудзияма (Япония) (Сл Вулканы Вселенной)
(экран видиофрагмент со звуком Этна, Исландия, Стромболи)
Найти эти вулканы на карте полушарий и отметить на контурной карте
III. Практическая работа.
Ответить на контрольные вопросы (сл. 46)
1. В центре Земли находится
- Мантия
- Эпицентр
- Ядро
- Земная кора
2. Что дает энергию внутренним силам Земли
- Солнце
- Луна
- Распад радиоактивных элементов горных пород Земли
3. В каком состоянии, по мнению ученых, находятся породы мантии и ядра?
- В жидком
- В газообразном
- В твердом
- В вязком
4. Какая часть земного шара твердая и одновременно пластичная?
- Мантия
- Ядро
- Земная кора
5. Температура горных пород в шахте с глубиной
- Увеличивается
- Уменьшается
- Не изменяется
- Зависит от времени суток
6. Движение земной коры зависит
- От времени года
- От внутренних сил Земли
- От внешних сил Земли
- От состояния атмосферы
7. Где на Земле чаще всего случаются извержения вулканов?
- На равнинах
- В горах
- На островах Северного Ледовитого океана
- На островах и побережьях Тихого океана (фото, живопись)
Итог урока. Проверка теста.
Дома § 12.13 Отметить на контурной карте вулканы (Сл 53)
Приложение 1. Презентация к уроку (MS Power Point)