Урок технологии "Композиция костюма"

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Формирование знаний об основных требованиях составления композиции костюма.
  2. Развитие навыков у учащихся в определении стиля, силуэта, основных линий в одежде.
  3. Воспитание эстетического вкуса, чувства меры в создании костюма.

Тип урока: теоретический.

Методы урока:

  1. Объяснительно-иллюстративные - беседа, объяснение с демонстрации презентации, диалог.
  2. Интеллектуальные - сравнение, обобщение.
  3. Контроля - письменный опрос учащихся, взаимопроверка.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, целей урока.
  3. Изучение нового материала, весь урок идет в сопровождении презентации (приложение 1)
  4. Закрепление нового материала.
  5. Итоговая часть.

Слайд № 1.

Процесс создания моделей одежды подчиняется определенным закономерностям, о которых нужно знать и которыми нужно уметь правильно пользоваться.

И мы с вами ребята сегодня на уроке узнаем об основных требованиях составления композиции костюма. Научимся определять стиль, силуэт, основные линии в одежде.

Вопрос - Какие ассоциации вызывают у вас понятие “композиция костюма”?

Ответы детей.

Слайд № 2.

Вопрос. Ну, во-первых, нужно ответить на вопрос “что же такое костюм”?

Правильное определение…

“Костюм” (французское - одеяние) - устойчивые, типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия, эпохи.

Слайд № 3.

Понятие “композиция костюма” означает…

  1. (От латинского) - составление, соединение, сочинение.
  2. Это сочетание элементов одежды, головного убора, обуви, объединенных в единое целое.

Слайд № 4.

Основными выразительными средствами композиции являются: силуэт, стиль, линии в одежде, зрительные иллюзии, пропорции.

Слайд № 5.

Стили бывают в одежде разные, их очень много, но в настоящее время основными стилями являются:

1. Классический.

Вопрос. Как вы думаете, почему называют этот стиль классическим?

Ответы детей.

- Этот стиль строгий, деловой, элегантный.

Вопрос. Какая одежда относится к классическому стилю?

Ответы детей.

К классическому стилю относится одежда, которая мало подвержена к капризам моды. К ним можно отнести: жакет, кардиган (удлиненный жакет без воротника), блейзер (женский жакет, выполненный по образцу мужского пиджака классического стиля), брюки со складкой с переде, платье рубашечного покроя, жилет.

Вопрос. Как вы думаете, куда можно пойти в этих костюмах?

Ответы детей.

Слайд № 6.

Следующий стиль называется “Спортивный”.

Вопрос. Как вы думаете, а этот стиль, почему так называется?

Ответы детей.

2. Спортивный стиль – это:

  1. Удобный для движения, для разнообразной работы, для активного отдыха.
  2. Удобство, практичность.
  3. Не обязательно для занятий спортом.

Вопрос. Какую одежду можно отнести к этому стилю?

Ответы детей.

К этому стилю относится: куртки, блузки, юбки, комбинезоны, полукомбинезоны, джинсовая одежда.

Вопрос. Куда в такой одежде можно пойти?

Ответы детей.

Вопрос. Чем отличается “классический” стиль от “спортивного”?

Ответы детей.

В одежде спортивного стиля присутствуют: молнии, хлястики, пояса, карманы, кокетки, кнопки, манжеты, эмблемы.

Слайд № 7.

Следующий стиль “романтический”.

Вопрос. Что по вашему означает “романтический” стиль?

Ответы детей.

Этот стиль нарядный, экстравагантный, подчеркивающий женственность и обаятельность.

Вопрос. Найдите отличия от других стилей?

К этому стилю присуще различного рода отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка, блёстки. Одежду тонко дополняют бижутерией. Ткани воздушные, блестящие, бархатные, струящиеся.

Вопрос. Куда можно пойти в таких платьях?

Ответы детей.

Слайд № 8.

Вопрос. Как вы думаете, к какому стилю отнести этот костюм?

Ответы детей.

“Фольклорный” стиль - здесь присутствует элемент вышивки, тесьмы. Могут быть в этом стиле использованы элементы исторического, национального костюма.

Слайд № 9.

Стиль “фантази”.

Вопрос. Почему он так назван?

Ответы детей.

В этом стиле присутствует область фантазии, всё то, что навеяна фантазия художника.

Слайд № 10.

Вопрос. Что означает термин “силуэт”?

Силуэт это:

  1. (Французское слово) внешнее очертание любого предмета, его тень.
  2. По характеру силуэта в фас (фронтальный) и профиль (профильный) можно судить о принадлежности костюма к той или иной эпохе.

Вопрос. Обратите внимание, к какой эпохе можно отнести данный силуэт?

Ответы детей.

Слайд № 11.

Дети выбирают, к какой эпохе относится предыдущий рисунок.

Ответы детей.

Слайд № 12.

Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами: трапеция, треугольник, овал, карандаш, тюльпан.

Слайд № 13.

То есть современный костюм можно “вписать” в одну из простых геометрических фигур.

Вопрос. Какие здесь изображены силуэты в сравнении с геометрическими фигурами.

Слайд № 14.

По степени прилегания к фигуре силуэта изделия делятся на:

  1. Прилегающий (плотно облегает фигуру).
  2. Полуприлегающий (слегка свободный).
  3. Прямые (ширина изделия одинакова по линии груди, талии, бедер).
  4. Свободные или трапециевидные (расширяются к низу).

Слайд № 15.

Силуэт является рамкой, в пределах которой объем костюма заполняется различными деталями, конструктивными и декоративными линиями.

Линии в одежде бывают:

  1. Конструктивные - создают объемную форму костюма в пространстве, необходимы для создания силуэта и посадки его на фигуре человека. К ним относится: плечевые и боковые швы, швы лифа и юбки, шов соединения лифа с юбкой по линии талии, швы втачивания рукавов в пройму, вытачки, рельефы.
  2. Слайд № 16.

  3. Декоративные линии - служат для украшения наиболее важных частей костюма. К ним относится: защипы, складки, сборки, кружева, вышивка, кант, хлястики, банты, отделочные швы, воротники, клапаны, манжеты, пояса, драпировка и т.д.

Следует серьезно подумать систему линий, что, злоупотребляя использованием всевозможных линий, можно нарушить целостность композиции изделия, гармонию его частей.

Слайд № 17.

Одним из важнейших элементов композиции одежды является пропорциональность.

Пропорциональность в костюме – это соотношение частей костюма по величине между собой.

Удачно подобранные пропорции могут подчеркивать достоинства фигуры или помочь скорректировать её природные недостатки (высокую талию, узкие плечи, широкие бедра, маленький или слишком высокий рост и т.д.).

Для нахождения определенных пропорций в одежде являются длина изделия и расположение линии талии.

Первая фигура - кажется более высокой.
Вторая фигура - кажется средней.
Третья фигура - кажется приземистой.

Идеальным пропорциональным соотношением между частями одежды принято считать принцип золотого сечения, которое ввел ещё великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый Леонардо да Винчи: приблизительно это соотношение равно: 5:3.

Идеальные фигуры в природе встречаются довольно редко. Если за единицу измерения (модуль) принять размер головы то:

Рост человека укладывается 7,5-8 раз.

Ширина плечь-1,5 модуля.
Ширина бедер-1,6 модуля.
Ширина талии-1 модуль.
От темени до талии-3 модуля.
От талии до ступни-5 модулей.
Расстояние от талии до бедер равна длине ног - 4 модуля.
Локтевой сгиб находится на уровне талии.
Длина руки-3 модуля.

В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того в каких соотношениях находится отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека.

Слайд № 18.

Зрительные иллюзии в одежде - это искаженное восприятие глазом действительности. Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть какие-то недостатки.

Вертикальные линии в одежде зрительно удлиняют фигуру, подчеркивают стройность.

Горизонтальные – более статичны, зрительно уменьшают вертикальные размеры модели.

Кривые, овальные линии создают мягкую форму, плавность.

Примеры:

При короткой шее следует избегать воротники – стоек и очень широких воротников, горизонтальных вырезов типа “лодочка”, больше подойдет удлиненный овальный или У – образный вырез.

При длинной и худой шее лучше иметь мягкий и высокий воротник.

Широкие бедра можно скрыть с помощью расширяющейся к низу юбки или широко развернутой линии плеч.

Тоненькой девушке маленького роста с плоской грудью худыми руками лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой.

Расширить линию плеч и увеличить грудь можно за счет маленького воротника и широкой короткой кокетки.

Девушке с высокой тонкой фигурой лучше носить пышные юбки, отделанные оборкой и тесьмой, банты, пелерины, широкие пояса, вырез горловины “лодочка”, кокетки.

При очень высоком росте лучше носить более короткие юбки, туфли на низком каблуке.

Расстановка акцентов должна производится с учетом отвлечения внимания от невыгодных частей фигуры.

При несимметричности фигуры (разная высота плеч, бедер) на более низкой стороне можно поместить драпировку, застежку, украшение, цветную деталь, аппликацию.

Слайд № 19.

А сейчас ребята закрепим то, с чем мы с вами познакомились на уроке. На чистых листочках запишите свою фамилию, имя, класс. Отвечайте на вопросы, поставив цифру и правильные ответы.

Вопрос № 1. Перечислите основные требования к составлению композиции костюма?

Ответы детей письменно на листочках.

А теперь, передайте листочки с ответами своей соседке по парте, оцените работу, поставив оценку по пяти бальной системе.

Проверим, правильный ответ (нажатием левой кнопки мыши, появляется правильный ответ), сравните с правильным ответом и через дробь, поставьте вторую оценку.

Назовите основные требования к составлению композиции костюма?

  1. Стиль.
  2. Силуэт.
  3. Линии в одежде.
  4. Зрительные иллюзии.
  5. Пропорции.

Слайд № 20.

Вопрос № 2. Какой бывает силуэт по характеру в одежде, в сравнении с геометрическими фигурами и по степени прилегания?

Учащиеся отвечают письменно, меняются листочками, соседки по парте выставляют оценки. Нажатием левой кнопки мыши, появляется правильный ответ, учащиеся сравнивают с правильными ответами и через дробь ставят вторую оценку.

Слайд № 21.

Спасибо за внимание!

В конце урока задаются вопросы учащимся:

  1. Понравился ли урок?
  2. Что запомнилось?
  3. Что учтете для себя на будущее?

Если осталось время от урока, то можно каждую ученицу попросить дать краткую характеристику своей одежды: стиль, силуэт и какие линии присутствуют.

Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке в журнал.