Цели урока:
- обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса;
- в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;
- познакомить с экономическими понятиями “страховой фонд”, “страховой агент”;
- способствовать развитию логического, экономического мышления;
- формирование интересов к профессии – страховой агент;
- воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, исполнительность, коммуникативность.
Оборудование и материалы: заготовки тестов, компьютерная презентация, маски для инсценировки сказки.
Ход урока:
1. Орг. момент. Постановка цели урока.
Учитель:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
- Сегодня мы отправляемся в сказочный лес, где встретимся с нашими друзьями – героями сказки, решим некоторые экономические вопросы.
2. Повторение ранее изученного материала.
Но, сначала отгадаем ребус. (Фонд)
-Что такое фонд?
(Денежные средства государства, предприятия, запасы, ресурсы)
-А что такое ресурсы? ( То, что даёт природа).
Что даёт нам природа, например лес? (Грибы, ягоды, деревья и т. д.)
-Давайте заглянем в наш сказочный лес. (Инсценировка сказки.)
3. Введение нового материала.
Учитель:
На поляну вышли звери
Обсудить дела, проблемы:
Сколько собрано орехов,
Сколько выросло грибов.
Вдруг сорока прилетела
На весь лес затарахтела.
Сорока:
Здравствуйте, Белка и друзья!
Принесла вам новость я:
Страшный был в лесу мороз,
Отморозила я нос.
Вымерзли грибы и фрукты,
Уничтожены продукты.
Будет голодно у вас.
Всем пока! Спешу сейчас.
Шмыг:
Как теперь тут не тужить?
Как нам зиму пережить?
Фукс:
Что теперь нам продавать?
Где продукты будем брать?
Учитель:
- Что произошло в лесу?
-Как помочь нашим героям?
Мы не можем предложить им готовые продукты, иначе нарушим экосистему леса. Животные привыкнут и не смогут жить без посторонней помощи.
Давайте посмотрим, какой выход нашли звери. ( Инсценировка сказки.)
Белка:
Есть идея, погодите!
Унывать вы не спешите!
Предлагаю не грустить,
Силы все объединить!
Я заготовила летом варенье,
Орехи лесные и даже коренья.
Шмыг:
Я – много зерна, груш и яблок зелёных!
Пыхтя:
А я заготовил грибочков сушёных!
Белка:
Летом много заготовили вы впрок,
Каждый что-нибудь да принесёт.
Часть припасов мы отложим в общий фонд.
И тогда зимой спасём лесной народ!
И если случится какая беда,
Из фонда продукты возьмём мы всегда!
Фукс:
В этом участвовать я не спешу,
И вкладывать я ничего не хочу!
Как-нибудь выкручусь я и без вас.
Всё! Надоело мне! Скучно у вас!
Шмыг:
Фукс, как всегда, не следит за словами.
В беду попадёт, а выручать его – нам с вами!
Учитель:
- Что придумали лесные жители? (Они создали фонд, из которого можно брать продукты в трудную минуту жизни)
- В жизни бывают разные несчастные случаи, порой возникают непредвиденные ситуации, которые влекут за собой потери, причиняют моральный ущерб. Чтобы возместить эти потери, создаются страховые фонды. В них накапливаются средства как раз на такой случай.
-Откуда берутся средства в фонде?
-Что объединили наши герои?
(Каждый желающий вносит в этот фонд часть своих средств. Если с ним что-нибудь случается, ему возмещается ущерб.)
Страховой фонд – это общие запасы, из которых возмещается ущерб при несчастном случае, непредвиденном бедствии и т.д.
4. Практическая деятельность.
Учитель:
- Как же происходит накопление в страховом фонде? Давайте решим задачу:
Десять участников Страхового фонда каждый месяц откладывали по два мешка припасов. Сколько мешков будет в Страховом фонде через год?
(10·2=20 (мешк.) -за 1 месяц.
20·12=240 (мешк.) – через год.)
Наши друзья трудились, всё лето собирали грибы, ягоды. И мы не останемся в стороне.
(Физ. минутка).
В субботу после школы
Собрались дружно в лес.
Журчит ручей весёлый,
И сосны до небес.
И солнце прямо в глазки,
И красота как в сказке!
Наклоняемся всё ниже.
Что мы видим?
Белый гриб,
Листик на боку прилип.
Раздвигаем кустики
И находим грузди!
Чтоб была в лесу потеха,
Соберём мешок орехов.
Пыхтя:
Ой, смотрите, Фукс плетётся.
И уже он не смеётся.
Что случилось, храбрый лис?
Что-то хвостик твой повис…
Фукс:
Я по лесу всё гулял,
Вдруг я лапку поломал.
Прыгал я через пенёк,
Зацепился за сучок.
А теперь, мои друзья,
Что делать – не знаю я.
Как теперь я буду жить?
Мне семью не прокормить.
Денег мне не заработать,
И продукты не купить.
Белка:
Мы друзей своих не бросим.
В трудный час, в любой беде,
СТРАХОВОЙ наш фонд
Возместит ущерб тебе.
Учитель:
-Как друзья помогут Фуксу? (Они помогут ему продуктами из фонда).
-Почему звери помогли лисёнку? (Они друзья, всегда помогают в трудную минуту, не бросают в беде.) Это в сказке. А как в жизни?
Оказывается, еще в давние времена кочевники Древнего Востока, которые занимались скотоводством, в случае потери животных совместно возмещали убытки членам своего племени. Греческие купцы раскладывали плату за ущерб от кораблекрушений на всех участников походов. В средние века традицию страхования продолжили венецианские купцы. К их заслугам относится и создание страховых слов – терминов: страхование, риск, полис. В 17 веке во Франции возникает “Страховая камера” – первое общество, которое занималось страхованием от огня. В 18 веке в Англии возникла страховая компания “Эквитебль”, которая впервые проводила страхование жизни.
-А что же можно застраховать? (Жизнь, здоровье, имущество, транспортные средства, перевозимые грузы и т.д.)
-Кто же занимается этой работой? Есть такая профессия – страховой агент. Страховой агент должен рассказать о работе своей Страховой компании, заключить договор, всё разъяснить клиенту.
-А что такое договор? (соблюдение определённых правила.)
5. Закрепление.
- Какой страховой договор вы бы посоветовали заключить этим сказочным героям?
(Тест).
( Трём поросятам | Страхование имущества. |
Колобку | Страхование здоровья |
Жильцам Теремка | Страхование транспортного средства. |
Бабе-Яге | |
Кошке (Кошкин дом) | |
Емеле (По щучьему велению) | |
Кощею Бессмертному |
-Я знаю, что некоторые ваши родители обратились в Страховые компании и заключили договор.
– Какие Страховые договора есть в вашей семье?
Если вдруг с кем-то происходит неприятность, Страховая компания выплачивает сумму денег, для того, чтобы помочь в трудной ситуации.
-А если, ничего не происходит? Получается, что деньги пропали?
Оказывается, сумму, которая накопилась, выплачивают через некоторое время, как приз. И это условие тоже оговаривается в договоре.
- А мы в своём классе можем создать Страховой фонд? Какой? Если у кого-нибудь из вас не оказалось ручки, тетрадки, резинки, что вы будете делать?
Конечно, можно попросить карандаш у соседа или учителя, но и у них может его не быть.
(Надо создать фонд – принести запасные карандаши и ручки и, когда понадобится – брать из фонда.) Как его создать?
Как мы назовём наш фонд? ( Дружба)
Выберем нашего классного страхового агента. А ещё при вступлении в Страховой фонд необходимо заключить договор. Ведь каждый человек должен соблюдать определённые правила. А что содержит договор?
1) Условия страхования, (т.е. кто имеет право застраховаться, на какой срок, какую сумму необходимо вносить ежемесячно).
2)Рассматривать от каких именно случаев необходимо страховать.
3)Какие права и обязанности будут у членов страхового фонда. (Каждый должен периодически пополнять средства фонда, иметь право вступить или выйти из фонда, знать о состоянии фонда)
6. Итог.
-Итак, с какими экономическими понятиями вы познакомились на нашем занятии? (Страховой фонд).
-Какую роль играет страхование в жизни людей? (Возмещение ущерба при несчастном случае.)
Ну, а закончить я хочу пожеланием:
Хорошо, если есть надёжный запас,
Но лучше, чтоб ничего не случалось у вас!
Пусть в ваши дома не заходят тревоги.
Пусть горе не встанет на вашем пути.
Прямых вам дорог и дружбы хорошей
Чтоб счастью с вами было по пути!
А фонд страховой лишь раздаёт призы!