Урок экономики. 3-й класс. "Страховой фонд. Страхование"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса;
  • в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;
  • познакомить с экономическими понятиями “страховой фонд”, “страховой агент”;
  • способствовать развитию логического, экономического мышления;
  • формирование интересов к профессии – страховой агент;
  • воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, исполнительность, коммуникативность.

Оборудование и материалы: заготовки тестов, компьютерная презентация, маски для инсценировки сказки.

Ход урока:

1. Орг. момент. Постановка цели урока.

Учитель:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!

- Сегодня мы отправляемся в сказочный лес, где встретимся с нашими друзьями – героями сказки, решим некоторые экономические вопросы.

2. Повторение ранее изученного материала.

Но, сначала отгадаем ребус. (Фонд)

-Что такое фонд?

(Денежные средства государства, предприятия, запасы, ресурсы)

-А что такое ресурсы? ( То, что даёт природа).

Что даёт нам природа, например лес? (Грибы, ягоды, деревья и т. д.)

-Давайте заглянем в наш сказочный лес. (Инсценировка сказки.)

3. Введение нового материала.

Учитель:

На поляну вышли звери
Обсудить дела, проблемы:
Сколько собрано орехов,
Сколько выросло грибов.
Вдруг сорока прилетела
На весь лес затарахтела.

Сорока:

Здравствуйте, Белка и друзья!
Принесла вам новость я:
Страшный был в лесу мороз,
Отморозила я нос.
Вымерзли грибы и фрукты,
Уничтожены продукты.
Будет голодно у вас.
Всем пока! Спешу сейчас.

Шмыг:

Как теперь тут не тужить?
Как нам зиму пережить?

Фукс:

Что теперь нам продавать?
Где продукты будем брать?

Учитель:

- Что произошло в лесу?

-Как помочь нашим героям?

Мы не можем предложить им готовые продукты, иначе нарушим экосистему леса. Животные привыкнут и не смогут жить без посторонней помощи.

Давайте посмотрим, какой выход нашли звери. ( Инсценировка сказки.)

Белка:

Есть идея, погодите!
Унывать вы не спешите!
Предлагаю не грустить,
Силы все объединить!
Я заготовила летом варенье,
Орехи лесные и даже коренья.

Шмыг:

Я – много зерна, груш и яблок зелёных!

Пыхтя:

А я заготовил грибочков сушёных!

Белка:

Летом много заготовили вы впрок,
Каждый что-нибудь да принесёт.
Часть припасов мы отложим в общий фонд.
И тогда зимой спасём лесной народ!
И если случится какая беда,
Из фонда продукты возьмём мы всегда!

Фукс:

В этом участвовать я не спешу,
И вкладывать я ничего не хочу!
Как-нибудь выкручусь я и без вас.
Всё! Надоело мне! Скучно у вас!

Шмыг:

Фукс, как всегда, не следит за словами.
В беду попадёт, а выручать его – нам с вами!

Учитель:

- Что придумали лесные жители? (Они создали фонд, из которого можно брать продукты в трудную минуту жизни)

- В жизни бывают разные несчастные случаи, порой возникают непредвиденные ситуации, которые влекут за собой потери, причиняют моральный ущерб. Чтобы возместить эти потери, создаются страховые фонды. В них накапливаются средства как раз на такой случай.

-Откуда берутся средства в фонде?

-Что объединили наши герои?

(Каждый желающий вносит в этот фонд часть своих средств. Если с ним что-нибудь случается, ему возмещается ущерб.)

Страховой фонд – это общие запасы, из которых возмещается ущерб при несчастном случае, непредвиденном бедствии и т.д.

4. Практическая деятельность.

Учитель:

- Как же происходит накопление в страховом фонде? Давайте решим задачу:

Десять участников Страхового фонда каждый месяц откладывали по два мешка припасов. Сколько мешков будет в Страховом фонде через год?

(10·2=20 (мешк.) -за 1 месяц.

20·12=240 (мешк.) – через год.)

Наши друзья трудились, всё лето собирали грибы, ягоды. И мы не останемся в стороне.

(Физ. минутка).

В субботу после школы
Собрались дружно в лес.
Журчит ручей весёлый,
И сосны до небес.
И солнце прямо в глазки,
И красота как в сказке!
Наклоняемся всё ниже.
Что мы видим?
Белый гриб,
Листик на боку прилип.
Раздвигаем кустики
И находим грузди!
Чтоб была в лесу потеха,
Соберём мешок орехов.

Пыхтя:

Ой, смотрите, Фукс плетётся.
И уже он не смеётся.
Что случилось, храбрый лис?
Что-то хвостик твой повис…

Фукс:

Я по лесу всё гулял,
Вдруг я лапку поломал.
Прыгал я через пенёк,
Зацепился за сучок.
А теперь, мои друзья,
Что делать – не знаю я.
Как теперь я буду жить?
Мне семью не прокормить.
Денег мне не заработать,
И продукты не купить.

Белка:

Мы друзей своих не бросим.
В трудный час, в любой беде,
СТРАХОВОЙ наш фонд
Возместит ущерб тебе.

Учитель:

-Как друзья помогут Фуксу? (Они помогут ему продуктами из фонда).

-Почему звери помогли лисёнку? (Они друзья, всегда помогают в трудную минуту, не бросают в беде.) Это в сказке. А как в жизни?

Оказывается, еще в давние времена кочевники Древнего Востока, которые занимались скотоводством, в случае потери животных совместно возмещали убытки членам своего племени. Греческие купцы раскладывали плату за ущерб от кораблекрушений на всех участников походов. В средние века традицию страхования продолжили венецианские купцы. К их заслугам относится и создание страховых слов – терминов: страхование, риск, полис. В 17 веке во Франции возникает “Страховая камера” – первое общество, которое занималось страхованием от огня. В 18 веке в Англии возникла страховая компания “Эквитебль”, которая впервые проводила страхование жизни.

-А что же можно застраховать? (Жизнь, здоровье, имущество, транспортные средства, перевозимые грузы и т.д.)

-Кто же занимается этой работой? Есть такая профессия – страховой агент. Страховой агент должен рассказать о работе своей Страховой компании, заключить договор, всё разъяснить клиенту.

-А что такое договор? (соблюдение определённых правила.)

5. Закрепление.

- Какой страховой договор вы бы посоветовали заключить этим сказочным героям?

(Тест).

( Трём поросятам Страхование имущества.
Колобку Страхование здоровья
Жильцам Теремка Страхование транспортного средства.
Бабе-Яге
Кошке (Кошкин дом)
Емеле (По щучьему велению)
Кощею Бессмертному

-Я знаю, что некоторые ваши родители обратились в Страховые компании и заключили договор.

– Какие Страховые договора есть в вашей семье?

Если вдруг с кем-то происходит неприятность, Страховая компания выплачивает сумму денег, для того, чтобы помочь в трудной ситуации.

-А если, ничего не происходит? Получается, что деньги пропали?

Оказывается, сумму, которая накопилась, выплачивают через некоторое время, как приз. И это условие тоже оговаривается в договоре.

- А мы в своём классе можем создать Страховой фонд? Какой? Если у кого-нибудь из вас не оказалось ручки, тетрадки, резинки, что вы будете делать?

Конечно, можно попросить карандаш у соседа или учителя, но и у них может его не быть.

(Надо создать фонд – принести запасные карандаши и ручки и, когда понадобится – брать из фонда.) Как его создать?

Как мы назовём наш фонд? ( Дружба)

Выберем нашего классного страхового агента. А ещё при вступлении в Страховой фонд необходимо заключить договор. Ведь каждый человек должен соблюдать определённые правила. А что содержит договор?

1) Условия страхования, (т.е. кто имеет право застраховаться, на какой срок, какую сумму необходимо вносить ежемесячно).

2)Рассматривать от каких именно случаев необходимо страховать.

3)Какие права и обязанности будут у членов страхового фонда. (Каждый должен периодически пополнять средства фонда, иметь право вступить или выйти из фонда, знать о состоянии фонда)

6. Итог.

-Итак, с какими экономическими понятиями вы познакомились на нашем занятии? (Страховой фонд).

-Какую роль играет страхование в жизни людей? (Возмещение ущерба при несчастном случае.)

Ну, а закончить я хочу пожеланием:

Хорошо, если есть надёжный запас,
Но лучше, чтоб ничего не случалось у вас!
Пусть в ваши дома не заходят тревоги.
Пусть горе не встанет на вашем пути.
Прямых вам дорог и дружбы хорошей
Чтоб счастью с вами было по пути!
А фонд страховой лишь раздаёт призы!