Развитие речи и мышления на уроках русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить с русским алфавитом, дать представление о его роли в жизни людей; познакомить с древнерусским алфавитом;
  • помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей, начать ими пользоваться для решения языковых задач;
  • закрепить знания о слоге, слове, предложении, тексте;
  • активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;

2. Развивающие:

  • развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
  • продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
  • развивать умение пользоваться знаниями, приобретёнными ранее;

3. Воспитательные:

  • воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость,чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
  • продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку, природе, искусству через систему художественных описаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Дети, сегодняшний урок мы проведём в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания на компьютере и многое другое.

2. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

- Итак, начинаем…А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нём было только 31.Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

(Открывается слайд №4 на диске)

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Ё, Ю.

(Открывается слайд №6 на диске)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребёнка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

- Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив задание “Вставь гласную букву в слово” (Слайд №5 на диске)- письменно в тетради (“цепочкой” под диктовку 1 ряд) .

- Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Ребята, убедиться в важности согласных в слове вы сможете, выполнив задание (из слайда №6на диске)- письменно в тетради (под диктовку 2 ряд “цепочкой”).

Есть ещё 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышаться? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

3. Знакомство с алфавитом.

- Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал. Что все жители- невидимки, то очень огорчился. Но он, всё-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причём, ни одно из них не было похоже на другое . И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Загадка про алфавит (из слайда №2 на диске)

(На доске вывешивается плакат с написанными буквами алфавита).

В учебнике русского языка на с.45 вы найдёте такой же алфавит.

Буквы в своих замечательных платьях перед вами, дети, стоят в определённом порядке, каждая на своём месте. Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * * т (Алфавит)

А имя царицы получится из названий двух первых древнерусских букв: А – аз, Б – буки (Азбука).

4. Закрепление знаний об алфавите.

1) Знакомство со словарями русского языка.

- Перед вами свиток от царя Алфавита с заданием.

Вызванный ученик читает текст задания на свитке:

Я, Высочайшее Величество, Царь Алфавит, ПОВЕЛЕВАЮ :

Всем ученикам 1 класса к следующему уроку

ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ ВЕСЬ РУССКИЙ АЛФАВИТ !!!

А сейчас – НАЗОВИТЕ всех придворных моего царства в АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ!!!

На доске написаны слова в столбик:

ПОВАР

ДАМА

ШУТ

БАЛЕТМЕЙСТЕР

СТРАЖА

МУЗЫКАНТЫ

Значение каких слов непонятно? Что же делать? Надо быстро и правильно выполнить задание царя!

Можно обратиться к помощи словарей –толковому(в нём вы узнаете значение нужного слова) и орфографическому (в нём можно узнать правописание слова).Возьмите в руки толковый словарь, найдите как можно скорее значение слова БАЛЕТМЕЙСТЕР. Почему не получается быстро? Кто догадался, как нужно правильно пользоваться словарём? (В словарях все слова расположены по алфавиту, значит, слово БАЛЕТМЕЙСТЕР ищем на букву Б).

Кто первый найдёт значение этого слова, тот читает вслух.

2) Расположение слов в алфавитном порядке (на доске) – устно.

5. Физминутка.

- Балетмейстеру нашего царства поручили провести с вами танцевальную минутку под мелодию из мультфильма “Бременские музыканты”.

Звучит мелодия из мультфильма, дети выполняют танцевальные движения.

6. Развитие речи. Закрепление знаний об алфавите.

1) Работа с деформированным предложением и текстом в парах.

- Царица Азбука очень образована. Она говорит всегда красивыми, правильными предложениями и требует от своих собеседников того же. Азбука предлагает вам выполнить её задание в парах.

На каждую парту раздаются полоски со словами из 2 предложений об одноклассниках. Задача для детей – составить 2 предложения об одноклассниках из слов, записанных на полосках и подходящих по смыслу к ним. Записать предложения так, чтобы фамилии детей были в алфавитном порядке.

Например:

1 парта: Акимова Оксана учится у нас со второго класса. А Безымянный Саша с первого.

2 парта: Герасименко Коля хорошо рисует. А Головин Жора быстро считает.

3парта: У Дрюченко Наташи глаза голубые. У Еременко Ефима они озорные.

4 парта: У Кирпилёвой Ани родился братик Петя. А Котенко Маша учит брата читать.

5 парта: Молчанова Ира занимается музыкой. А Прокопенко Андрей любит футбол.

6 парта: Похоленко Ксюше десять лет. Руденко Вика старше неё на год.

7 парта: Рябошапко Саша сидит за первой партой. Рябухина вика рядом с ним.

8 парта: Рычков Леша пришёл к нам в третьем классе. Семенягина Люда одновременно с ним.

9 парта: Сухорадин Андрей знает много стихов. Твердохлеб Карина – добрая девочка.

10 парта: У Шумовой Насти есть компьютер. Она занимается на нём.

2) Роль алфавита в жизни людей.

Проверка – учащиеся читают полученные тексты вслух. (Первый вариант – первые предложения из текстов, а второй вариант – вторые, начиная с первой парты по порядку до последней.)

- Что вы заметили интересного, прослушав все тексты? Случайно ли на каждую парту попали именно такие предложения? (Фамилии детей по списку из журнала нашего класса, т.е. в алфавитном порядке получился весь класс.)

- Для чего нужно записывать фамилии детей по алфавиту? Где в нашей жизни также необходимо пользоваться алфавитными списками? (В библиотеке список абонементов по алфавиту для удобства поиска, в больнице медицинские карточки в регистратуре с фамилиями в алфавитном порядке и т.д.)

3) Древнерусский алфавит.

- Царь Алфавит и царица Азбука предлагают вам посмотреть и послушать древнерусский алфавит, которым пользовались наши предки несколько веков назад.

На доску вывешивается плакат с древнерусским алфавитом.

2 подготовленных ученика читают этот алфавит вслух, чётко называя все буквы.

- Какой же алфавит вам кажется проще? Почему?

Мы с вами будем пользоваться русским алфавитом, созданным братьями Кириллом и Мефодием.

(На слайде №1 показать портреты Кирилла и Мефодия)

7. Итог урока.

- Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. А вы какими их увидели? Почему? Чему вы научились у них?

Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые, порядочные, хорошие люди

8. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание уже прозвучало в течение урока? Кто его задавал? Обязательно выучите алфавит из учебника на с.45 и правило о нём, иначе царь Алфавит будет вами недоволен, а в жизни у вас могут появиться затруднения.

Дополнительное задание (выполняется по желанию детей) – назвать как можно больше положительных качеств характера человека в алфавитном порядке. Например:

А – аккуратный, активный

Б – бережливый, благородный

В – вежливый, верный

Г – грамотный, готовый прийти на помощь

Д – добрый и т.д.

Примечание: Файлы презентации можно получить у автора!!!