Урок алгебры по теме "Функция y=x^n, n принадлежит z"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • изучить свойства функции у=хn , nZ, построить график, рассмотреть примеры практического использования данной функциональной зависимости;
  • формирование умений самостоятельно открывать блок новых знаний;
  • развитие навыков коммуникативного общения.

Оборудование:

  1. Таблицы “Графики функций”;
  2. Карточки-задания “Графики функций”;
  3. Материалы для создания отчётов по мини-проектам (листы формата А2, фломастеры, чертёжные инструменты).

Ход урока.

1.Оргмомент

Приветствие учащихся, приглашение к сотрудничеству, к совместному творчеству.

2.Актуализация опорных знаний.

Вопросы классу:

1. Что такое функция?
2. С какими функциями мы уже знакомы?
3. Что вы знаете о функциях?
4. Что значит исследовать функцию?
5. По каким параметрам мы исследуем функции?

Самостоятельная работа:

Описать свойства функции, используя её график.

Вариант 1

Вариант 2

img3.gif (4775 bytes)

(Используются таблицы, на обратной стороне которых записаны правильные ответы другого варианта. Ученики работают по вариантам, 2 ученика работают на обороте “крылышек”, имея мини-таблицы (карточки). Проверка осуществляется следующим образом: открыть ответы на “крыле” доски и ответы на плакате, вызвать ещё одного ученика, который озвучит записи в своей тетради, и сравнить ответы двух учащихся. Ученики в классе меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку.)

При проверке результатов работы повторяются следующие вопросы:

  • понятие функции;
  • возрастание (убывание) функции;
  • понятие симметричного множества;
  • чётность (нечётность) функции.

3. Постановка проблемы.

Рассмотрим следующее уравнение:

2 – 2х = (х+2)3 + 3 (*).

Предложите свои идеи решения этой задачи.

(В ходе дискуссии учащиеся приходят к мнению, что уравнение лучше решать графически, но для этого необходимо уметь строить график функции у=х3)

4. Формулирование темы и постановка целей.

Таким образом, нужно знать какая линия является графиком функции у=х3.Сегодня на уроке мы рассмотрим функции вида у=хn, n Z.

(Записать на доске и в тетрадях тему урока).

Вопросы: Как можно назвать эту функцию? (степенная).

С какими из степенных функций мы уже знакомы? (у=х, у=х2).

Какие функции предстоит изучить? (у=х3, у=х4, у=х5, и т.д.).

Ранее мы уже встречались с этими функциями при исследовании их на чётность. Какие же из данных функций чётные, а какие – нечётные?

чётные нечётные
у=х2 у=х
у=х4 у=х3
у=х6 у=х5
у=х8 и т.д. у=х7 и т.д.

Вспомните, как используется чётность или нечётность функции при построении её графика? (Нужно построить часть графика при х>0 и достроить при х<0, используя осевую или центральную симметрию.)

5. Работа в группах.

Далее класс делится на 7 мини-групп, которые получают следующие задания:

Каждая группа представляет классу свой проект – график функции и описание её свойств. (I и II группы описывают свойства полностью, а каждая последующая ищет сходство и различия в свойствах.)

Представляется также решение уравнения (*).

Графики функций пересекаются в точке с абсциссой x= –1. Проверка показывает, что x= –1 является корнем уравнения (*).

Вопросы:

1. Выясните монотонность функций у=2–2х и у=(х–2)3+3.
2. Сколько корней имеет уравнение (*)?
3. Можете ли вы выдвинуть какую-либо гипотезу относительно решения уравнения f(x)=g(x), где f(x) – возрастающая, а g(x) – убывающая функции?

6. Итог урока, рефлексия.

Итак, какие же новые знания вы приобрели на сегодняшнем уроке?..

В дальнейшем мы продолжим рассмотрение свойств данных функций применительно к решению алгебраических и прикладных задач.

В качестве домашнего задания предлагается прочесть соответствующий пункт в учебнике, выполнить построение графиков и исследование свойств тех функций, с которыми не работали в классе.