Физика как обязательная составляющая содержания общего образования формирует у учащихся знания о явлениях природы, о свойствах пространства и времени, вещества и поля, современной технике и технологиях. Эти компоненты содержания остаются постоянными независимо от социально-экономических и политических изменений в обществе.
Происходящая реорганизация образования выдвигает на первый план проблему формирования творческой личности, ибо осуществление политических и экономических реформ требует для нашего народного хозяйства, всех областей производства, науки – специалистов высокого класса, разносторонне одаренных людей, способных решать вставшие перед обществом сложнейшие задачи.
Роль учителя физики – выявить одаренных учеников и развивать их способности к физике и не только одаренных, но и таких, для кого физика в дальнейшем будет являться профилирующим предметом.
Вызвано это еще тем, что в настоящее время рейтинг точных наук заметно снизился, упал интерес и к естественным наукам. Тем не менее, современное общество не может обойтись без физических знаний, без формирования нового сознания в тесной связи науки и техники с проблемами современного общества.
Таким образом, основная задача школьного учителя – обеспечить качественное усвоение тем и вопросов курса физики, научить решению задач более высокой степени трудности.
Все это стало возможным с появлением дифференциации (как профильной, так и уровневой). Профильная дифференциация реализуется путем создания школ и классов с углубленным изучением тех или иных учебных предметов и созданием новых видов учебных заведений – лицеев, гимназий, специализированных классов.
Такая система образования позволяет, с одной стороны обеспечить базовую подготовку учащихся, а с другой стороны - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.
На основании вышеизложенного вытекают следующие цели и задачи обучения физики:
Цель программы спецкурса обеспечить:
- Усвоение основ физики как фундаментальной науки.
- Формирование физического образа окружающего мира, физической картины мира.
- Усвоение основ физики как прикладной науки.
Задачи программы спецкурса:
- Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
- Обучить основным понятиям, законам и принципам, применению полученных знаний и, самое главное, умению решать задачи.
- Знакомить с научно-техническим прогрессом, достижениями науки и техники, иметь представление о единой физической картине мира.
- Формировать умение пользоваться справочными материалами, измерять и делить расчеты физических величин.
- Развивать познавательные интересы к физике и технике, творческие способности.
- Умение пользоваться приборами, читать и стоить графики и схемы.
- Умение представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
- Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной Системы.
Предлагаемая программа спецкурса по физике рассчитана на творческий уровень подготовленности учащихся к выполнению учебной деятельности по физике, который обеспечивает глубокое владение учебным материалом, способности к аналитическому и образному мышлению, возможностью оценивать результаты простейших физических процессов и явлений по порядку величины, владением основными методами исследований, изучаемых в учебном курсе физики, способностью опознавать в незнакомых физических ситуациях уже известные, т.е. осуществлять физическое моделирование физических явлений, применять для решения нестандартных задач, эвристические методы. Вследствие этого, программа спецкурса предполагает развитие творческих способностей в трех направлениях:
- Углубленное изучение отдельных вопросов курса физики.
- Решение нестандартных задач по физике.
- Знакомство с элементами научно-исследовательской работы.
В основе отбора содержания учебного материала
по курсу физики лежат следующие принципы:
(ознакомление школьников с
объективными научными фактами, понятиями,
законами, теориями, с перспективами развития
физики, раскрытие современных достижений науки);
Поэтому в отличие от базисной школьной программы, данная программа спецкурса включает более углубленное рассмотрение следующих вопросов:
- Элементы векторной алгебры с решением векторных треугольников, что позволит в дальнейшем решать задачи по динамике, электростатике, магнитному полю, переменному току.
- Понятие радиус-вектора, что облегчает изложение основных законов движения по кинематике, обеспечивает дальнейшее успешное изучение физики в ВУЗе, являясь уже знакомыми понятиями.
- Рассмотрение тем в поле силы тяжести (движение тела, брошенного вертикально, горизонтально и под углом к горизонту) в разделе “кинематика”, что дает целостную картину восприятия основных уравнений кинематики.
- Нормальное и тангенциальное ускорение (их физический смысл), что дает более глубокий смысл понятия ускорения при изучении движения по окружности или криволинейным траекториям.
- Закон независимости действия сил, как один из основных законов динамики, позволяет более осмысленно решать задачи по механике.
- Применение законов сохранения энергии и импульса к упругим и неупругим взаимодействиям, что подчеркивает всеобщность данных законов, их фундаментальность и практическое применение.
- Знакомство с элементами статики, что является необходимым для дальнейшего обучения в ВУЗе по специальным предметам, таким как теоретическая механика, сопротивление материалов.
Второе направление программы спецкурса рассчитано на решение нестандартных задач по физике.
Руководствуясь знаниями и умениями, приобретенными при изучении учебного материала, учащиеся должны научиться решать задачи, так как чем больше задач решает учащийся, тем прочнее усваивает программный материал и глубже понимает физические законы и явления, происходящие в природе.
Каждому учителю хорошо известно, что знание законов физики предполагает умение не только формулировать их, но и применять в конкретных случаях при решении задач.
Задачи и упражнения помогают постичь сущность явлений, проследить их взаимосвязь на конкретных примерах, оценить и осмыслить порядок тех или иных значений, иными словами, - это метод более предметного осмысления явлений. Однако, именно решение задач вызывает наибольшее затруднение у изучающих физику.
При подборе задач необходимо
руководствоваться следующими принципами:
Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физики, поскольку она позволяет формировать и обогащать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике. Наряду с этим при рассмотрении задач у школьников воспитывается трудолюбие, смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес к учению, воля и характер, упорство в достижении поставленной задачи, а так же успешная подготовка к олимпиадам.
Другой неотъемлемой частью программы спецкурса является знакомство с элементами научно-исследовательской работы. Исходя из объективной потребности жизни, современный старшеклассник должен обладать навыками научно-исследовательской работы, которые он может получить на спецкурсе, а результаты своего труда защитить на научно-исследовательских конференциях различного ранга.
В начале знакомства с научно-исследовательской работой достаточно написание рефератов и защита их на школьной практической конференции.
Исследовательский метод позволяет использовать внутренние и межпредметные связи, научить решению познавательных задач (от репродуктивных до творческих), сформировать навыки научной физической речи и умения письменного оформления отчетов о проделанной работе. Исследование предусматривает тщательную подготовку как учителя, так и учащихся и в результате позволяет обеспечить высокую эффективность обучения. Планы исследования не должны включать честолюбивых замыслов: учащиеся не должны ставить перед собой слишком высокие цели. Мастерство и знания, приобретенные в процессе выполнения исследования, лучше, чем сами результаты. В данном случае достигаются следующие цели исследования:
- Дает возможность учащимся работать над проблемами, над которыми работают ученые.
- Позволяют применять свое практическое умение при проведении расширенного исследования.
- Позволяют учащимся улучшить свои практические навыки за счет расширения спектра работ.
- Ставит пред учащимися вызов.
- Дает возможность учащимся поработать в той области физики, которую они нашли наиболее интересной.
Задачи исследовательской работы:
- Расширение кругозора, ознакомление с новыми физическими проблемами, которые имеют значение для науки и общества.
- Дать учащимся возможность приобрести практические навыки работы в научно-исследовательской лаборатории; развивать умение наблюдать, объяснять физические явления, выдвигать гипотезы, намечать план проведения исследований.
- Научить работать с научно-популярной литературой и оформлять работы.
- Подготовить к олимпиадам различного уровня.
Только включение учащихся в активную познавательную деятельность дает им возможность проникнуть в суть физических явлений, освоить их на уровне общих закономерностей курса физики, использовать усвоенный материал в качестве дальнейшего познания. Процесс развивающего обучения с использованием научно-исследовательской работы порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся. Таким образом, все это вносит существенный вклад в формирование у учащихся основ научного мировоззрения.
В процессе обучения на спецкурсе учащиеся должны показать следующие знания и умения:
- Выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов, обосновывать свою точку зрения, высказывать суждения, делать прогноз, проводить анализ и давать оценку.
- Верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий.
- Точное научное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение физических величин, единиц и способов измерения.
- Правильное выполнение чертежей, схем, графиков.
- Могут установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- Пользоваться Международной Системой Единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
- Умение самостоятельно работать с учебниками.
- Пользоваться табличными данными, извлекать информацию из различных источников.
- Умение применять знания для решения задач и объяснение физических явлений;
- Владеть методами физических исследований, перечисленных в программе
- Владеть аналитическим, образным, модельным, графическим, знаковым, вербальным методами представления физической информации.
- Навыки научно-исследовательской работы представлять в виде написания рефератов.
Спецкурса.
Программа спецкурса
9 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
I. Элементы научно-исследовательской работы (3 часа) |
||
1 |
Общие требования к написанию научной
работы (реферата) а) титульный лист; |
1 |
2 |
Выбор предложенных тем для написания рефератов. | 1 |
3 |
Список предложенной литературы для написания рефератов. | 1 |
II. Элементы векторной алгебры (2 часа) |
||
1 |
Решение векторных треугольников | 1 |
2 |
Решение на проекции вектора на заданное направление | 1 |
III. Кинематика (8 часов) |
||
1 |
Радиус-вектор. Способы описания движения тел. Вывод кинематических уравнений на основании понятия радиус-вектора. | 1 |
2 |
Решение задач на прямолинейное равномерное движение. | 1 |
3 |
Решение задач на построение и чтение графиков прямолинейного равномерного движения. | 1 |
4 |
Решение задач на нахождение скорости при неравномерном прямолинейном движении. | 1 |
5 |
Решение задач на вычисление перемещения при равноускоренном движении. Построение и чтение графиков законов движения. | 1 |
6 |
Кинематические уравнения движения тел в поле силы тяжести Земли. Решение задач. | 1 |
7 |
Центростремительное и тангенциальное ускорение при равномерном движении тел по окружности. Решение задач. | 1 |
8 |
Контрольная работа по кинематике | 1 |
IV. Динамика ( 9 часов) |
||
1 |
Законы Ньютона. Закон независимости действия сил как один из основных законов динамики. | 1 |
2 |
Решение задач на законы Ньютона. | 1 |
3 |
Решение задач на силы упругости, на применение закона всемирного тяготения. | 1 |
4 |
Решение задач на расчет движения планет и искусственных спутников Земли. | 1 |
5 |
Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Алгоритм решения задач по механике. | 1 |
6 |
Решение задач на динамику движения связанных тел и наклонную плоскость. | 1 |
7 |
Решение задач на динамику движения тел по окружности. | 1 |
8 |
Тест по динамике. | 1 |
9 |
Консультация по написанию рефератов. | 1 |
V. Законы сохранения (8 часов) |
||
1 |
Решение задач на импульс тела, изменение импульса. Закон сохранения импульса. | 1 |
2 |
Механическая работа. Теорема о кинетической энергии. | 1 |
3 |
Работа силы тяжести. Потенциальная энергия. Консервативные силы. Закон сохранения механической энергии. | 1 |
4 |
Решение задач на механическую работу, мощность, к.п.д. механизмов. | 1 |
5 |
Центр масс. Абсолютно упругий и
абсолютно неупругий удары. Применение закона сохранения к этим ударам. Алгоритм решения задач на закон сохранения энергии. |
1 |
6 |
Решение задач на применение закона сохранения механической энергии. | 1 |
7 |
Консультация по написанию рефератов. | 1 |
8 |
Контрольная работа на законы сохранения. | 1 |
VI. Элементы статики (4 часа) |
||
1 |
Абсолютно твердое тело. Момент сил. Правило моментов. Центр тяжести. Устойчивость тел. Виды равновесия. | 1 |
2 |
Решение задач на правило моментов сил | 1 |
3 |
Защита рефератов | 2 |
Список литературы
- Фадеева А.А. Программы образовательных учреждений. М: Просвещение, 2003.
- Физика в школе. №.4, 2004 – с.22.
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс. Издательский дом “Дрофа”, 1999.
- Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика 9 кл. М: Просвещение, 1992.
- Саенко П.Г. Физика 9 класс М.: Просвещение, 1992.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 9-11 кл. М.: Просвещение 1999-2002.
- Андрюшечкин С.М., Слухаевский А.С. Многовариантные контрольные работы по физике. М.: “Школа-Пресс”, 1998.
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик А.А. 1001 задача по физике с решениями. Харьков-Москва. Центр “Инновации в науке, технике, образовании”, 1995.
- Физика. Тесты достижений. М.: Изд-во ВШМФ “Авангард”, 1994.
- Изучение физики в школах и классах с углубленным изучением предмета. (методические рекомендации Ч. I, II). М.: 1991. Составитель А.Д Глейзер.
- Куперштейн Ю.С., Марон Е.М. Контрольные работы по физике 7-9 классы.
- П.: Просвещение, 1998.
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1974.
- Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. Изд-во “Наука”, 1998.
- Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение”, 1996.