Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией и творчеством С.Есенина.
Задачи:
- расширять круг детского чтения по теме “Произведения русских поэтов”;
- развивать эстетическое воображение учащихся через слово, музыку, картины;
- формировать читательские умения;
- учить пользоваться справочной литературой;
- воспитывать умение учащихся работать в парах.
Оборудование: портреты, выставка книг С.Есенина, картины, аудиозаписи, толковые словари Ожегова С.И, компьютер, медиапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала
1) Актуализация знаний
-“Какой чистый и какой русский поэт”,- так писал М.Горький. Этим человеком был Сергей Есенин (Слайд 1)
- Какое стихотворение С.Есенина вы учили во 2 классе? (“Берёза”)
б) Формулировка темы и цели урока
- Сегодня мы с вами поговорим о его жизни, вспомним его стихи, познакомимся с новыми произведениями.
Стихотворение “Нивы сжаты, рощи голы” читает ученик (Слайд 2)
2) Знакомство с биографическими сведениями поэта
– Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Никитича Есенина (слайд 3). Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг. В этой семье и прошло почти всё детство поэта. (Слайд 4)
- У Серёжи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Серёже было 3,5 года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Серёжа очумел, но крепко держался за гриву. А как его учили плавать? Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него бельё и, как щенка, бросал в воду. Серёжа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. После 8 лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озёрам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Серёжа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
Отрывок из стихотворения “Все живое особой метой…” читает ученик (Слайд 5)
… Худощавый и низкорослый,-
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт”.
За озорство его ругала только бабушка, а дедушка, иногда подзадоривая внука на кулачную, не разрешал бабушке ругать Сергея. В своих воспоминаниях поэт говорил: “Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ”. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Омут розовых туманов, осеннее золото лип, рдяный мак заката, Русь, малиновое поле – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. Послушайте песню на слова С.Есенина “Отговорила роща золотая”, в которой сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от “изящной словесности”
(Аудиозапись песни “Отговорила роща золотая…” Приложение 2, слайд 6)
3) Работа над стихотворением “Бабушкины сказки”
- Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки. С.Есенин тоже их любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд. По признанию самого поэта, именно она давала “толчки” к написанию им первых стихов. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением “Бабушкины сказки”.
а) Слушание
Стихотворение читает ученик (Слайд 7)
б) Беседа по первичному восприятию
- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Какие строки знакомы?
- Какие поэты в своих стихотворениях вспоминают своё детство, няню, бабушку? (А.С.Пушкин “Няне”, И.З.Суриков “Детство”, И.С.Никитин “Помню я, бывало няня…”. Дети читают отрывки из этих стихотворений)
Самостоятельное чтение стихотворения С.Есенина “Бабушкины сказки” учащимися.
в) Словарная работа
- Какие слова использует автор, чтобы выразить своё настроение? (Разговорные, чтобы создать картину крестьянского быта)
- Как вы понимаете значения слов, встретившихся вам в тексте – “разухабистый, гурьба, опостылеть”?
- Проверьте по толковому словарю, правильно ли вы объяснили значения этих слов. (Работа с толковыми словарями)
г) Работа с текстом произведения
- Что дети готовы делать до утра? (Слушать бабушкины сказки)
- Какие сказки рассказывала бабушка? (Русские народные про Ивана)
- Почему дети притворялись, что не слышат, как их мама зовёт спать? (Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти, не узнав, чем закончится сказка)
- Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам? Подтвердите свой ответ текстом.
- О чём же это стихотворение? (О добрых, теплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой)
д) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
4) – Серёжа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Стихотворение “С добрым утром” читает ученик (Слайд 8)
- Так протекало его детство. Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Серёжи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с 9, но сознательное творчество началось с 16-17 лет.
(Аудиозапись стихотворения “Разбуди меня завтра рано…” Приложение 3)
- А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С.Есенина. (Слайд 9)
1. Черёмуха душистая
С весною … (расцвела).
2. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею Ей … поёт (песенки)
3. Поёт зима аукает, Мохнатый … баюкает. (Лес)
4. Воробышки игривые Как детки сиротливые Прижались у … (окна)
5. Ночь. Вокруг тишина В природе всё спит Своим блеском луна Всё вокруг … (серебрит)
6. Белая берёза Под моим … (окном)
- Поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив. “Душа моя – поле безбрежное”, – так говорил о себе поэт.
Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые 4 сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей села.
Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Но и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.
Стихотворение “Пороша” читает ученик. (Слайд 10)
- Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 г. Он уехал из Москвы в Петроград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало. Наша встреча заканчивается стихотворением С.Есенина “До свиданья, друг мой, до свиданья”. Это произведение было последним в его жизни.
Чтение стихотворения учеником.
3. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Посмотрите на выставку книг с произведениями С.Есенина. Назовите произведения, которые прозвучали сегодня на уроке.
4. Домашнее задание:
(дифференцированные задания)1) выразительное чтение наизусть стих.
“Бабушкины сказки”,
2) сочинить своё стихотворение о бабушке или няне;
3) нарисовать иллюстрацию к стихотворению.