Разработка урока по окружающему миру (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) на тему "Древние и современные компасы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с историей возникновения компаса, древними и современными компасами.
  2. Научить определять стороны света с помощью компаса.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь под редакцией Е. В. Чудиновой,
  • современные компасы (для каждого ребенка),
  • карточки-задания,
  • компьютерная презентация Power Point,
  • проектор,
  • экран.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Какие способы ориентирования на местности мы с вами подробно изучили?

Дети: Ориентирование по солнцу, звёздам, луне и местным признакам. (Вспоминают, и рассказывают все способы).

2. Новая тема

Учитель: Как ещё можно определить стороны горизонта? Какой способ ещё не обсуждали?

Дети: можно ориентироваться по компасу.

Учитель: Для чего служит компас? А кто знает, как работает компас? За счёт чего стрелка двигается? (дети предлагают разные варианты)

Учитель: Возможно, найдем ответ в стихотворении Андрея Усачева?

  • Чтение стихотворения – с.31

Магнитную стрелку на север манила
Какая-то всем непонятная сила.

И вот разгорелись научные споры:
Что тянет её в ледяные просторы?
Медведи? Тюлени? Коварные льды?
А может, сияние Полярной звезды?

А вдруг она чувствует на расстоянье
Могучее северное сияние?...

Учитель: Сколько гипотез предлагает Андрей Усачев? (5) Перечислите их. Вы согласны? (Расхождение мнений детей).

Необходимо подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки.

Учитель: Что же тянет стрелку на Север? Вместе с соседом сформулируйте свою гипотезу и запишите в тетрадь на стр. 31.

  • Работа в парах.
  • Зачитывание гипотез детей. (Мнения детей неоднозначны).

Учитель: Так какая же гипотеза нам точно подходит. Давайте заглянем в прошлое, а вдруг там найдем ответ или подтвердим наши гипотезы.

3. Работа с презентацией. (Приложение 1)

  • Знакомство с устройством древних компасов. Обсуждение.

В результате сравнения древних компасов, дети подводят итог о том, что у Земли есть свой магнит, который притягивает стрелку компаса.

4. Анализ современных компасов.

Учитель: Давайте рассмотрим современный компас, его устройство и составим инструкцию по пользованию компасом.

Детям раздаются современные компасы.

Учитель: Из чего состоит современный компас? (Из циферблата с указанием сторон света и магнитной стрелки). Как он работает?

В ходе обсуждения отмечается, что в основе устройства компаса лежит круговая шкала, на которой нанесены условные обозначения: 4 стороны света. Попробовав воспользоваться компасом, дети замечают, что если немного наклонить компас, то стрелка застревает, и не двигается.

Учитель: Для того чтобы определить направление по компасу, надо положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель (если есть). Когда стрелка успокоиться, надо осторожно повернуть компас так, чтобы конец стрелки оказался напротив севера.

5. Работа в группах

Учитель: Давайте потренируемся определять стороны света с помощью компаса.

Каждой группе раздаются карточки с заданиями (Приложение 2):

  1. Определите по компасу, где находится школьная доска?
  2. Определите по компасу, где находится раздевалка?
  3. Определите по компасу, где находится учительский стол?
  4. Определите по компасу, что в классе находится на севере?
  5. Определите по компасу, что в классе находится на юге?
  6. Определите по компасу, где находится учитель? (При этом учитель, во время выполнения задания, перемещается по всему классу).

Учитель: Необходимо правильно выполнить задание, потом сравним результаты в классе.

Представление результатов групп. (Результаты детей могут не совпадать, учителю необходимо также самому всё проверить).

Учитель: Молодцы, ребята! Все справились.

6. Подведение итогов.

Учитель: Что мы сегодня узнали? Чему научились?

Ответы детей: узнали, какие были древние компасы, как работают современные компасы, научились пользоваться компасом.

Учитель: Какой можно сделать вывод по теме: “Ориентирование на местности”?

Вывод: Необходимо знать все способы ориентирования на местности, но пользоваться ими по ситуации. Нельзя ориентироваться только по одному признаку, лучше проверить несколько.

Учитель: Спасибо за работу. Кого мы можем сегодня похвалить?

7. Домашнее задание.

Учебник – с.30.:

  1. Прочитать текст и выделить главные мысли;
  2. Составить и записать инструкцию по пользованию компасом.