Цели:
- Познакомить детей с историей возникновения компаса, древними и современными компасами.
- Научить определять стороны света с помощью компаса.
Оборудование
:- учебник-тетрадь под редакцией Е. В. Чудиновой,
- современные компасы (для каждого ребенка),
- карточки-задания,
- компьютерная презентация Power Point,
- проектор,
- экран.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учитель: Какие способы ориентирования на местности мы с вами подробно изучили?
Дети: Ориентирование по солнцу, звёздам, луне и местным признакам. (Вспоминают, и рассказывают все способы).
2. Новая тема
Учитель: Как ещё можно определить стороны горизонта? Какой способ ещё не обсуждали?
Дети: можно ориентироваться по компасу.
Учитель: Для чего служит компас? А кто знает, как работает компас? За счёт чего стрелка двигается? (дети предлагают разные варианты)
Учитель: Возможно, найдем ответ в стихотворении Андрея Усачева?
- Чтение стихотворения – с.31
Магнитную стрелку на север манила
Какая-то всем непонятная сила.И вот разгорелись научные споры:
Что тянет её в ледяные просторы?
Медведи? Тюлени? Коварные льды?
А может, сияние Полярной звезды?А вдруг она чувствует на расстоянье
Могучее северное сияние?...
Учитель: Сколько гипотез предлагает Андрей Усачев? (5) Перечислите их. Вы согласны? (Расхождение мнений детей).
Необходимо подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки.
Учитель: Что же тянет стрелку на Север? Вместе с соседом сформулируйте свою гипотезу и запишите в тетрадь на стр. 31.
- Работа в парах.
- Зачитывание гипотез детей. (Мнения детей неоднозначны).
Учитель: Так какая же гипотеза нам точно подходит. Давайте заглянем в прошлое, а вдруг там найдем ответ или подтвердим наши гипотезы.
3. Работа с презентацией. (Приложение 1)
- Знакомство с устройством древних компасов. Обсуждение.
В результате сравнения древних компасов, дети подводят итог о том, что у Земли есть свой магнит, который притягивает стрелку компаса.
4. Анализ современных компасов.
Учитель: Давайте рассмотрим современный компас, его устройство и составим инструкцию по пользованию компасом.
Детям раздаются современные компасы.
Учитель: Из чего состоит современный компас? (Из циферблата с указанием сторон света и магнитной стрелки). Как он работает?
В ходе обсуждения отмечается, что в основе устройства компаса лежит круговая шкала, на которой нанесены условные обозначения: 4 стороны света. Попробовав воспользоваться компасом, дети замечают, что если немного наклонить компас, то стрелка застревает, и не двигается.
Учитель: Для того чтобы определить направление по компасу, надо положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель (если есть). Когда стрелка успокоиться, надо осторожно повернуть компас так, чтобы конец стрелки оказался напротив севера.
5. Работа в группах
Учитель: Давайте потренируемся определять стороны света с помощью компаса.
Каждой группе раздаются карточки с заданиями (Приложение 2):
- Определите по компасу, где находится школьная доска?
- Определите по компасу, где находится раздевалка?
- Определите по компасу, где находится учительский стол?
- Определите по компасу, что в классе находится на севере?
- Определите по компасу, что в классе находится на юге?
- Определите по компасу, где находится учитель? (При этом учитель, во время выполнения задания, перемещается по всему классу).
Учитель: Необходимо правильно выполнить задание, потом сравним результаты в классе.
Представление результатов групп. (Результаты детей могут не совпадать, учителю необходимо также самому всё проверить).
Учитель: Молодцы, ребята! Все справились.
6. Подведение итогов.
Учитель: Что мы сегодня узнали? Чему научились?
Ответы детей: узнали, какие были древние компасы, как работают современные компасы, научились пользоваться компасом.
Учитель: Какой можно сделать вывод по теме: “Ориентирование на местности”?
Вывод: Необходимо знать все способы ориентирования на местности, но пользоваться ими по ситуации. Нельзя ориентироваться только по одному признаку, лучше проверить несколько.
Учитель: Спасибо за работу. Кого мы можем сегодня похвалить?
7. Домашнее задание.
Учебник – с.30.:
- Прочитать текст и выделить главные мысли;
- Составить и записать инструкцию по пользованию компасом.