Использование элементов театрализованной деятельности в логопедической работе

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).

Чаще всего можно слышать, что ребенок дошкольного возраста представляет собой губку, которая впитывает в себя всю влагу, также как ребенок впитывает в себя всю информацию окружающую его, или же ребенка сравнивают с сосудом, в который капля по капле пополняется информация. Мне же кажется, что правильнее было бы сравнивать ребенка с цветком, который при правильно организованной среде будет расцветать и приносить плоды.

На страницах журнала “Дефектология” с тревогой отмечается появившаяся в нашем обществе на рубеже ХХ-ХХI века нездоровая тенденция, носящая название “ДЕЦЕЛЕРАЦИИ”. (ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ – это замедленный темп физического и интеллектуального развития, недоразвитость эмоций, моторики). Наиболее ярко проявление “децелерации” наблюдается у детей дошкольного возраста. С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 6-7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом-дошкольником стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человечка в гармонично развитую личность.

Но всякое ли обучение способно заглянуть в будущее, помочь ребенку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный – информационный – метод обучения не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, по - моему мнению, необходимо использовать сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации. К ним можно отнести: внешние стимулы (новизна); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора; биологические и социальные потребности (например, потребность в еде, общении, поощрении и др.); утилитарный мотив (мне это нужно). Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольников. Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребенка, является такой вид деятельности как творческая игра - игра-театрализация. С помощью театрализованной деятельности, педагог побуждает ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует ускорению введения исправленного звука в повседневную речь ребенка, а также развивает природные речевые возможности и способности. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, что особенно важно на этапе автоматизации нарушенного звука, когда звук звучит правильно, но утрированно, чего чаще всего стесняются дети.

С социально-педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыты), креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление), галографическую функцию (пространственно-временное и чувственное содержание (место и время, сюжет и образ), развивающее – терапевтическую функцию (лечебный эффект, сказкотерапия), культурно-этническую функцию (особенности менталитета), и самую основную, главная функцию – лексико-образную. Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексико-образная функция дополнительно активизирует и развивает слухо-речевую память ребенка.

Вышеназванное направление я реализую через чтение художественного произведения, при котором происходит индивидуальная интерпритация вербально – знаковых форм произведения, а при воспроизведении ребенком (пересказе, повторении, драматизации и т.д.) осуществляется развитие способностей к индивидуальной интерпритации произведения, развитие его речевой культуры. При этом у ребенка функционируют и развиваются обе языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от их имени. При работе по коррекции нарушенного звукопроизношения с использованием элементов театрализованной деятельности мной было замечено, что большое влияние на поведение ребенка оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает свое отношение к изображаемому, свои мысли, чувства стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Разыгрывая роль, ребенок не только подражает действиям того или иного персонажа, но и передает его отношение к людям, к обязанностям, его чувствам, переживаниям. Речь ребенка более выразительна, содержательна, образна, эмоционально окрашена. У него улучшается монологическая, диалогическая речь, ее лексико-грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. И как следствие, у ребенка развиваются эмпатиии и антипатии к определенному образу или действиям, совершаемым каким-либо героем. Благодаря театрализованной деятельности происходит познание ребенком мира не только умом, но и сердцем.

Для развития речи ребенка, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

  1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Важным моментом в данной работе является общение (взаимодействие субъектов) и определенная система работы, которая состоит из специфических компонентов (эмоциональное погружение в произведение, отражение прочитанного в видах деятельности, собственно драматизация произведения).

Одним из наиболее простых и доступных способов эмоционального погружения ребенка в произведение – это выразительное прочтение произведения педагогом с созданием определенной атмосферы (волшебство, таинственность). Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, педагог представляет ребенку видение того нового знания, которым он будет овладевать шаг за шагом со своими новыми друзьями – героями произведений, которые по мере ознакомления с произведения будут появляться в поле зрения ребенка. При чтении произведения педагог передает эмоциональное отношение к рассказываемому, и берет на себя функцию образца. Особый эмоциональный всплеск наблюдается при непосредственном общение персонажа произведения с ребенком (в гости пришел персонаж сказки), когда он ищет у них помощи, совета. В этой ситуации педагог (персонаж произведения) берет на себя функцию советника. От лица героя педагог преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к решению проблемы. При чтении произведения педагог постоянно следит за своим исполнением, а также за восприятием и вниманием слушателей. То есть педагог выполняет функцию наблюдателя, используя в последующем свои наблюдения для предоставления детям возможности оречевления своих чувств, эмоций, переживаний (при этом педагог следить за правильностью речи). Таким образом создается ситуация мотивации общения, вследствие, которой развивается активный словарь.

После ознакомления с произведением необходимо предоставить ребенку некоторое время прожить с ним. Для этого логопедом готовятся вопросы для закрепления текста произведения во второй половине дня, совместно с ребенком рисуются схематичные предложения, эпизоды сказки и т.д., а затем на последующих занятиях оречевляют нарисованное, дополняя своими словесными импровизациями (эта работа чаще используется на этапе автоматизации звука в текстах).

Завершающим этапом работы по произведению является его драматизация. Она проявлялась в самых разнообразных формах (инсценирование готового произведения, сочинение и импровизация сценок по хорошо знакомым сказкам, театральная постановка сказки и т.д.). Этот этап может быть использован как при индивидуальной логопедической работе (герой произведения - ребенок и логопед), так и при подгрупповой и групповой работе.

Но каким бы не был завершаюший этап он всегда должен соответствовать возрасту ребенка и его типологическим, индивидуальным особенностям, его желаниям и потребностям.

При работе в данном направлении важно помнить, что эмоциональное погружение ребенка в произведение должно быть плавным, постепенным, также необходимо учесть выход из того состояние, в которое мы погрузили ребенка, т.е. возвращение ребенка в реальность, не травмируя его психику.

В своей работе я использую такие варианты занятия, которые я обозначила общим сюжетом “В гости к сказке”. Содержание работы заключается в специфическом подборе лексического материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии детей при реализации сюжета занятия. Это может быть хорошо известная сказка или новый сюжет, придуманный ребенком. Ребенку предлагается стать участником действия, выполнять роль какого-либо героя. По ходу развития сказочного сюжета у ребенка появляется необходимость опосредованно, от имени героя, выражать свое отношение к происходящему, то есть проговаривать фразы с заданным звуком, а наличие игрушки (перчатки-игрушки) вызывает желание взять ее в руки и произвести какие-либо действия, движения героя. Это способствует развитию мелкой моторики ребенка, а согласованные действия слова и движения руки облегчают процесс автоматизации и введения звука в спонтанную речь, так как развитие моторики и речи это два взаимосвязанных процесса.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия. С-Петербург, 2001 г.
  2. Безруких М.М. Сказка как источник творчества детей. М. 2001г.
  3. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. С-Петербург, 2000 г.
  4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Москва, 1981 г.
  5. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М.. Общение и режиссура воздействий на уроке. Краснорярск. 1989 г.
  6. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. Москва, 1982 г.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва, 2003 г.
  8. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Москва, 2002 г.

Цель занятия: Закрепление правильного произношения звука “Ш” в словах, предложениях.

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звука “Ш” в словах.
  2. Выделять звук “Ш” из неречевых звуков и из названий животных на слух.
  3. Развивать речемыслительную деятельность.

Оборудование:

  • мягкая игрушка кошка Пушинка,
  • воздушный шарик,
  • разрезные предметные картинки “мышка” и “лягушка”,
  • ковролин для индивидуальной работы,
  • настенный ковролин,
  • куклы БИ-БА-БО кошка и мышка,
  • декорации жилища мышки,
  • болото лягушки,
  • магнитофон,
  • музыкальная шкатулка,
  • карточки-схемы.

План занятия:

  1. Организационной момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Автоматизация звука “Ш”.
  4. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Проходите, пожалуйста.

У меня сегодня хорошее настроение и я хочу вам передать свое настроение.

( дети и логопед стоят в кругу и передают друг другу улыбку, держась за руки).

Логопед: ребята к нам кто-то идет. Это кошка Пушинка. Как выдумаете, почему ее так зовут?

Дети: отвечают (она белая, пушистая как пушинка)

Логопед: кошка Пушинка, что-то шепчет. Давайте послушаем внимательно.

Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал,/
Подошел и лапкой – шлеп,
А у кошки шарик - лоп
Ш-ш-ш-ш-ш.

Вы услышали, что сказала кошка. Повторите, пожалуйста. (выделение звука “Ш” из неречевых звуков).

Дети: ответы (кошка Пушинка надувала шар, а котенок ей мешал и шарик лопнул).

Логопед: какой звук слышится, когда лопнул шарик.

Дети: отвечают, звук “Ш”.

Логопед: молодцы!

Давайте покажем волшебному зеркалу как вы умеете красиво произносить звук “Ш”.

(Проходим за столы, садимся, спинки ровные).

Увидели себя в зеркале, улыбнитесь своему отражению и произнесите звук “Ш”.

Дети: выполняют артикуляционный уклад звука “Ш”.

Логопед: молодцы! Скажите, что у вас делают губы, зубы, язычок, какая воздушная струя при звуке “Ш”.

Дети: проговаривают и выполняют артикуляционную гимнастику для шипящих звуков, рассказывают и показывают правильный артикуляционный уклад звука “Ш”.

Логопед: хорошо! молодцы!

Логопед: ребята у вас есть друзья.

Дети: отвечают. (да есть).

Логопед: у кошки Пушинки тоже есть друзья, она просит вас помочь ей пригласить их в гости. А кто ее друзья вы узнаете, собрав эти картинки.

Дети: собирают и называют ( разрезные предметные картинки “мышка” и “лягушка” на индивидуальном ковролине). Друзья кошки Пушинки мышка и лягушка.

Логопед: молодцы! Идем приглашать друзей. А кошка останется дома ждать гостей. (дети и логопед идут цепочкой к настенному ковролину и отраженно произносят стих).

Мы по дороге шли, шли,
Норку по пути нашли,
Кто в той норке живет?

Дети: мышка-норушка

Логопед: правильно. А почему ее так назвали?

Дети: отвечают, она живет в норке, поэтому ее зовут мышка Норушка.

Логопед: у нее детки мышата - шалунята, их так назвали почему?

Дети: (берут в руки куклы БИ-БА-БО, отвечают и выполняют с ними манипуляции) деток мышки Норушки называют мышатами Шалунятами, потому что они любят шутить, шалить.

Логопед: (обращаясь к детям-мышкам)

Мышатам шепчет мышка
Вы все шумите, шуршите.
Мышата шепчут мышке

Дети-мышки: Шуметь мы будем тише.

Логопед: мышек - шалунишек кошка Пушинка приглашает к себе в гости. Вы придете к ней.

Дети-мышки: отвечают. Ответы детей полные.

Логопед: Пойдем дальше (дети, кладут игрушки, идут цепочкой, отраженно произносят стих).

Мы по лесу шли, шли
Никого не нашли.
По дорожке побежали
И лягушку повстречали
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.

А зовут меня лягушка – квакушка-попрыгушка.

Скажите, почему меня так называют.

Дети: отвечают.

Логопед: а зачем мы пришли к лягушке.

Дети: один ребенок от имени кошки Пушинки приглашает лягушку в гости, другой ребенок от имени лягушки (на руке игрушка БИ-БА-БО) отвечают.

Логопед: всех гостей мы пригласили, пора нам возвращаться.

Пойдем к Пушинке (дети, кладут игрушки, идут цепочкой, отраженно произносят стих за логопедом).

Мы шли, шли, к Пушинке пришли.

Кошка Пушинка: что вы хотите рассказать мне.

Дети: рассказывают

Кошка Пушинка: хочу вас поблагодарить сюрпризом из волшебной шкатулки, но какой это сюрприз вы должны отгадать сами. Откройте шкатулку.

Дети: открывают, звучит музыка

Логопед: что там.

Дети: карточки - схемы.

Кошка Пушинка: предлагает выполнить задание по карточкам

Дети: выполняют задание, находят сюрприз (шоколад).

Логопед: какой звук первый в слове шоколад.

Дети: звук “Ш”

Логопед: молодцы! Это любимый звук Пушинки. Расскажите, какой он.

Дети отвечают.

Логопед: Кошка Пушинка прощается с вами, нам пора уходить.

Задание:

Составь предложение по заданной схеме. Найди загаданный предмет. Определи первый звук в названии загаданного предмета.