Урок проводится после изучения раздела “Неметаллы”
Цели урока: учащиеся знают основные проблемы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, имеют представление о влиянии загрязнений на живые существа, металлы, мрамор, предлагают пути выхода из создавшегося положения.
Оборудование: Опыт№1. “ Кислотный дождь”. 2 колбы, 2 пробирки, ложечка для сжигания веществ, индикаторная бумага, сера, магний, яблоко, нож, стеклянные пластинки, дистиллированная вода, спиртовка.
Опыт№2. Химический штатив, кольцо малого диаметра, газета, спички.
Ход урока
I. Постановка цели
Проблема химического загрязнения планеты – одна из глобальных и актуальных экологических проблем. В современной школе при изучении химии нельзя обойти вниманием эту проблему. Знания, полученные на уроках химии, биологии, географии помогут нам для понимания и усвоения химического аспекта данной экологической проблемы. На сегодняшнем уроке мы обобщим наши знания о влиянии химического загрязнения на окружающую среду и попытаемся найти выход из создавшегося положения.
Вы только что закончили изучение неметаллов, при этом говорили об оксидах неметаллов – серы, азота, углерода. Эти оксиды газообразные. Поэтому сегодня мы обобщим наши знания и поговорим о загрязнении атмосферы. Какие экологические проблемы связанные с загрязнением атмосферы вам знакомы? Что волнует сейчас человечество?
/ Учащиеся называют, а учитель записывает на доске /
- Кислотные осадки
- Парниковый эффект
- Общее загрязнение атмосферы
- Озоновая дыра
- Радиоактивное загрязнение
Сегодня мы рассмотрит некоторые из этих проблем более подробно
1. Кислотные осадки.
Кислотность природных водоемов и атмосферных осадков в норме, если рН 5,6 / из-за растворенного в воде СО2/
Кислотные осадки –любые осадки кислотность которых выше нормы. Впервые были зарегистрированы в Англии в 1907-1908г. Сейчас бывают осадки с рН 2,2-2,3.
Источники кислотных осадков: кислотные оксиды: SO2, NO2
Механизм образования кислотных осадков: газы+ пары воды образуют растворы кислот с рН< 7
Соединение серы в атмосферу попадают :а/ естественным путем т.е. биологические процессы разрушения, действие анаэробных бактерий заболоченных мест, вулканическая деятельность.
б/ антропогенным -59-60% от общего количества выбросов в атмосферу, переработка разных видов топлива, работа предприятий металлургии, цементные работы, производство серной кислоты и др.
Вспомним химические реакции, лежащие в основе поступления оксидов серы в атмосферу.
Дети пишут на доске уравнения реакций
2 H 2S + 3O2 = 2H2 O + 2SO2
2ZnS+3O2 = 2ZnO + 2SO2
Далее в атмосфере SO2 превращается в SO3
Учащиеся самостоятельно пишут в тетради уравнение реакции, один комментирует.
Надо отметить, что в чистом воздухе возможность превращения оксида серы / IV/ в оксид серы /VI/ мала, но пылевые частицы, несущие частицы железа и марганца играют роль катализатора.
Влажность воздуха тоже помогает
2SO2+ 3O2= 2SO3
Далее происходит процесс:
SO3 + H 2O =H 2SO4
Демонстрация опыта №1
Отрезать кусочек кожуры яблока и положить в колбу. Сжечь серу в пламени спиртовки и внести в пустую колбу, горлышко закрыть стеклянной пластинкой. После образования дыма удалить ложечку, а остаток серы дымящей погасить каплями воды. В колбу с дымом добавить дистиллированной воды. Исследовать рН полученного раствора.
Из колбы отлить полученную жидкость в 2 пробирки и в колбу с кожурой яблока. В одну пробирку добавить ленту или порошок магния, а в другую кусочки мрамора. Проводим наблюдения. Делаем выводы о действии кислотных осадков на живые объекты, на металлы, на памятники архитектуры. Выводы: кислотные осадки разрушают живые организмы, усиливают коррозию металлов, губят памятники .
Оксиды азота поступают в атмосферу: а/ естественным путем –грозой, или под действием почвенных бактерий б/ антропогенным - из-за деятельности автотранспорта, теплоэнергетических установок, производства минеральных удобрений, азотной кислоты, нитросоединений, взрывных работ.
Запишите уравнения реакций получения оксида азота /II/ в атмосфере и окисления его до оксида азота /IV/
N2 + O2=2NO
2NO + O2 = 2NO2
Запишите уравнения реакций растворения оксида азота /IV/ в воде с образованием азотной кислоты и азотистой и уравнение реакций до окисления оксида азота /IV/ и взаимодействия с водой с образованием азотной кислоты.
2NO2 + H 2O = HNO3 +HNO2
4NO2+ 2H 2O+O2 = 4HNO3
Как видим, здесь происходят аналогичные процессы, как и при попадании оксидов серы в атмосферу.
II. Парниковый эффект.
Это понятие было впервые сформулировано еще в 1863г. Тидаллом. В 1896г. С. Аррениус показал, что углекислый газ повышает температуру атмосферы на 50. В 70-ые годы 20 века доказано, что и другие газы дают парниковый эффект: углекислый газ-50-60%, метан-20%, оксиды азота-5%.
На поверхность Земли поступает поток видимых лучей, через парниковые газы они проходят не изменяясь, а при встрече с Землей их часть трансформируется в длинноволновые Иф-лучи. Эти лучи задерживаются парниковыми газами и тепло остается на Земле.
В 1890г. – средняя температура планеты 14,50 в 1980-15,20
Опасность в тенденции роста. По прогнозам 2030-50г. еще вырастет на1,5-4,5 0
Последствия:
Отрицательные: таяние вечных снегов и подъем уровня океана на 1,5м. затопление наиболее урожайных территорий, неустойчивая погода, ускорение темпов вымирания животных и растений, таяние вечной мерзлоты, что приведет к разрушению зданий, построенных на сваях.
Положительные: теплые зимы в северных областях нашей страны, некоторые преимущества для ведения с/х.
III. Общее загрязнение атмосферы.
Кроме перечисленных оксидов азота и серы в атмосферу выбрасываются еще и другие газы.
Углерод образует два оксида: углекислый и угарный газ.
Угарный газ-яд. Он образуется при неполном сгорании топлива.
Демонстрация опыта: В кольцо, закрепленное в штативе, под наклоном вставляем газету в виде свернутого кулька. Поджигаем с нижнего широкого конца. Из верхнего отверстия начинает выходить дым, который при поджигании горит фиолетовым пламенем, что доказывает образование СО при неполном сгорании топлива.
Основные поставщики вредных газов - автомобили.
ПДК СО - 9 -10 мкг/м3.
IV.
А должны ли волноваться жители Тулы и области по поводу таких проблем?
Вспомним, какие предприятия работают на территории нашей области?
Учащиеся называют Косогорский металлургический комбинат, Тулачермет, Резино-технический завод г.Тулы, ОАО “Щекиноазот” Завод синтетического каучука (СК) , Глюкозо-паточный комбинат г.Ефремова Ефремовский химический завод, ОАО “Пластик” г.Узловая , “Новомосковскбытхим”, АО СП “Гипс-Кнауф” и другие. .
С преимущественными заболевания жителей этих городов учащиеся могут познакомиться на выданных таблицах /См. приложение 1./
Итак, проблемы названы и мы видим, что они актуальны и для нашей области. Ваши предложения по выходу из создавшегося положения:
- Озеленение.
- Реконструкция охранно-растительного покрова.
- Жилой фонд размещать не ближе 12 км. от промышленных предприятий.
- Уменьшение выбросов. Для этого заменить низкие трубы на более высокие. Выше 18 м.
- Замена устаревших котлов ГРЭС на новые. Закрытие предприятий с морально устаревшим оборудованием.
- Перевод котельных на природный газ.
- Постановка электрофильтров.
- Исключить для автомобилей этилированный бензин, установить газозаправочные станции.
- Снабжение автомобилей авто-каталитическими преобразователями.
- Перевод автомобилей на водородное топливо, получаемое из гидридов водорода, а со временем и на топливо, получаемое из растений.
Задание на дом: С учетом личного интереса.
I. Минимальный уровень на 3
- Что такое “кислотные дожди”?
- Назовите источники “кислотных” дождей.
- Что такое “парниковый эффект”?
- В чем заключается опасность глобального потепления климата?
II. Общий уровень на 4
- Назовите основные загрязнители атмосферного воздуха и их влияние на окружающую среду.
- К каким нежелательным явлениям в биосфере приводит попадание в воздух оксидов азота? Как они попадают в атмосферу?
- Почему в биосфере происходит полная нейтрализация естественных загрязнителей, а с антропогенными (такими же )природа не справляется?
III. Продвинутый уровень на 5
- Что такое фотохимический смог?
- Можно ли бороться с попаданием в атмосферу оксидов азота, серы, углерода? Предложите пути выхода из этой проблемы.
Литература:
- Каменев В., Кузнецов В., Никитин И. Автомобиль на водороде // Autoshop. Ноябрь- декабрь, 1994.
- Небел Б. наука об окружающей среде.- М.: Мир, 1993.
- Степин У., Персонс Т. Общая химия.- М.: Мир, 1979.