Конспект урока по литературному чтению в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить со стихотворением И. Бунина “Северная береза”, раскрыть идею и смысл произведения;
  2. Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств;
  3. Воспитывать любовь к природе, поэзии, родному краю.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Бунин И.А. “Первый снег”

I группа выразительное чтение

II группа выразительное чтение + образные слова и выражение

III группа нарисовать картинку + выучить отрывок наизусть

- Какой темой проникнуто стихотворение Бунина?

Учитель: Любовь к Родине, тоска по ней, любовь к природе проходят через все стихи Бунина.

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Бунина, в котором прослеживается та же тема.

2. Подготовка к чтению.

Загадка.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (березка)

Учитель: Правильно, это березка – милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины. Березу издавна считают символом России.

Воспета она и в музыке, и в живописи.

Беседа по картине художника Левитана “Березовая роща”

(художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой нашей природы)

- А сколько песен, стихов сложено о ней! Послушайте отрывки из некоторых:

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. (Н. Рубцов)

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (М. Лермонтов)

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы. (П. Балацкий)

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка –
Символ Родины моей. (М. Ероха)

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

- Какое из этих стихов написал наш вологодский поэт?

3. Чтение учителем стихотворения Бунина “Северная береза”

* Проверка впечатлений.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали его? (веселое, радостное, грустное, задумчивое…)

- Узнали ли вы что-то новое о березе: ну, например, сколько лет она живет, какой у нее корень, кора и т. д.? (нет)

- Вам понравилось это стихотворение, оно вызвало у вас определенное настроение. Значит, в этом стихотворении главное не информация, а переживания, чувства.

- Как называются такие стихотворения, основу которых составляют переживания, чувства человека? (лирические)

* Мы будем учиться читать это стихотворение выразительно. Мы постараемся передать настроение автора, но только ли автора?

4. Самостоятельная работа с текстом

(работают тремя группами, со слабой – учитель)

I группа - задания репродуктивного характера

1. Прочитай текст

2. Отметь непонятные слова

(заводь – небольшой залив, часть реки около берега с замедленным течением;

лазурь – светло-синее яркое небо;

водопад – поток воды, падающий с отвесного уступа в русле реки;

бор – сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте)

3. Отметь трудные слова

(заводью, водопады, нахмурилось, память)

4. Выдели красивые слова и выражения

(нарядная зеленая береза, белый пух, весенние наряды, зеленых лент)

5. Из данных слов найти те, которые не употреблялись в тексте

(озеро, ветер, дождь, снегопад, лес, луг, бор, солнце, метель, ветви)

II группа – задания конструктивного характера

1. Прочитай текст

2. Подбери однокоренные слова к заголовку

(березонька, березовый, подберезовик, березняк)

3. Реши анаграммы, встречаются ли эти слова в тексте

(швукиде – девушки,

падодыво – водопады,

озорм – мороз,

беон – небо,

елзеные – зеленые)

4. Подчеркни в каждой строке стихотворения главные по смыслу слова, расставь паузы

III группа – задания исследовательского характера

1. Прочитай текст

2. Почему это произведение можно отнести к стихотворению?

(ритм, темп, рифма, особая музыкальность)

3. Какое настроение передает автор в стихотворении? Какими средствами?

4. Прочитать стихотворение в лицах

5. Анализ стихотворения.

- Стихотворение состоит из трех строф. Каждая строфа состоит из четырех строк.

I строфа.

Над озером, над заводью лесной –
Нарядная зеленая береза…
“О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!”

- С чего начинается строфа? (описание автором погоды, заканчивается многоточием, дальше идут слова березки)

- Настроение? (вначале спокойно-безмятежное, затем взволнованное, испуганное)

- Паузы, логическое ударение?

- Выразительное чтение стихотворения.

II строфа.

I, II строчки – погода весной очень переменчива (перечисление), слова березы (радостно, весело)

III строфа.

Опять непогода, опять холод (каждое слово автор повторяет трижды, чтобы обратить внимание на то, что опять меняется погода, а, значит, березке опять приходится переживать за свой наряд)

Слова березы (взволнованно, испуганно – уберечь свой наряд)

- Обратите внимание: слова березы в основном восклицательные предложения.

Зачем? (передать сильные чувства, она волнуется, что ее весенний наряд будет испорчен)

Почему же ей приходится волноваться?

Как автор в названии стихотворения дает понять, что ее переживания обоснованны? (Северная береза)

Чем же весна у нас на севере отличается от других районов?

Чем заканчивается стихотворение? (верой в то, что солнце будет снова)

6. Завершение работы. Итог.

Выразительное чтение стихотворения (первая и вторая группы)

Чтение стихотворения в лицах (третья группа)

- Что удалось передать при чтении?

- На что обратить внимание?

- Кто сможет прочитать лучше?

Д/З:

  • первая группа – выразительно читать стихотворение (по желанию наизусть)
  • вторая группа – выразительно читать по ролям (по желанию наизусть)
  • третья группа – выучить наизусть.