Главной целью биологического образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности. Реализовать поставленную цель позволяют в биологическом образовании общепредметные компетенции:
- Ценностно-смысловая компетенция.
- Общекультурная компетенция.
- Учебно-познавательная компетенция.
- Информационная компетенция.
- Коммуникативная компетенция.
- Социально-трудовая компетенция.
- Компетенция личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир.
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен например фундаментальные достижения в области биологии их практическое значение.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения по сравнению, классификации объектов по одному или нескольким критериям, решение учебной задачи по заданным алгоритмам, творческое решение учебных и практических задач.
Информационная компетенция формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию.
Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического и духовного, интеллектуального саморазвития.
Среди общепредметных компетенций на уроках биологии эффективно использую приемы формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Умения и навыки учащихся в рамках коммуникативной компетенции.
- Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Умение перефразировать мысль.
- Проведение информационно-смыслового анализа текста.
- Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.).
- Владение монологической и диалогической речью.
В сфере обучения коммуникативная компетенция, относящаяся к познавательной деятельности личности, является одной из основных и тесно связана с формированием других компетенций. Неслучайно контрольно-измерительные материалы по биологии и другим предметам включено задание по осмыслению текста и его комментированию. О необходимости таких заданий говорят итоги исследования специалистов Центра оценки качества образования: более 50% выпускников затруднялись извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным, 66% не могут работать с таблицами, диаграммами графиками. Свыше 40% учеников вооружены базовыми знаниями, но переносить их в новую ситуацию не могут. Итоги экзамена по биологии в 9-м классе показали, что только 15 % справились с заданием части С3–С5 (работа с текстом). По результатам ЕГЭ по биологии в 2006 году низкий уровень выполнения многих заданий части С в значительной мере объясняется не только их сложностью, но и недостаточным вниманием в учебном процессе к формированию умений работать с различными источниками, кратко и четко излагать ответы на поставленные вопросы, применять биологические знания в новой и измененной ситуации.
В своей практике для формирования коммуникативной компетенции активно использую коллективный способ обучения, исследовательская деятельность, технологию развития критического мышления, проблемное обучение.
Прием: работа с текстом.
Методы:
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту учителем или учащимися;
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
- маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация текста: кластеры, таблицы, схемы.
Тема урока: “ Вирусы”
Тип урока – изучение нового материала.
Цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, способствовать формированию знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, продолжить работу по обучению учащихся отбирать главное, используя различные приемы анализа текста, формировать творчески активную личность и опыт работы в коллективе.
Методы – репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности – групповая.
Средство обучения – Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.
ХОД УРОКА
Этапы |
Действия учителя |
Действия учеников |
1 этап Оргмомент. |
Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места. Называет тему урока: “Вирусы – неклеточные формы жизни”. Сообщает цели урока. Формирует малые группы по 4 человека. Проверяет знания учащихся о специальных приемах работы с текстом. | Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы. В ходе беседы называют основные приемы работы с научным текстом. |
2 этап Вызов. |
Выясняет знания учащихся о вирусах. Рисует на доске таблицу с тремя одинаковыми колонками. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о вирусах. Обменяйтесь своими мнениями в паре. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о вирусах?). Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Предлагает прослушать сообщение об истории открытии вирусов Определяет проблему: Вирусы – это существа или вещества; они живые или неживые? |
Вспоминают все, что связано с вирусами. Рисуют маркировочную таблицу. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о вирусах. Обмениваются друг с другом своими знаниями. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы. Ученик делает сообщение об открытии вирусов (см. Приложение 1). |
3 этап Осмысление |
Организует работу по смысловому
анализу текста параграфа, применению способов
усвоения материала, сформированных на уроках
русского языка, к биологическому тексту. Формулирует задания и предлагает командирам выбрать для своей группы задание (см. Приложение 2). После выполнения задания предлагает выступить представителя группы и рецензента из другой и рассказать о проделанной работе. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы “Узнал новое”. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы “Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”. Возвращает учащихся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Вирусы – это существа или вещества; они живые или неживые? |
Читают текст параграфа “Вирусы” и
дополнительную информацию. Командиры выбирают задание. Учащиеся самостоятельно в группах выполняют предложенные задания. Выступает представитель от каждой группы, затем рецензент из другой группы. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. Участвуют в обсуждении. Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание. Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Формулируют выводы по данной теме. |
4 этап Рефлексия. |
Предлагает составить синквейн понятию
“Вирус” Предлагает закончить предложение (см. Приложение 3). |
Составляют синквейн. |
5 этап Домашнее задание. |
Выучит параграф 1.9. Подготовить сообщение “Вирусные заболевания” |
Записывают задания в дневник. |