Урок алгебры в 7-м классе по теме "Одночлен. Стандартный вид одночлена"

Разделы: Математика


Цель урока: ввести понятие одночлена, стандартного вида одночлена.

Задачи:

  • выработать у учащихся умение выяснять, является ли выражение одночленом, одночленом стандартного вида;
  • начать формирование навыка приведения одночлена к стандартному виду;
  • развивать мышление, память, умение анализировать, формировать грамотную математическую речь.

Оборудование: кодоскоп, магнитная доска, детали “Мозаики”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Сообщение темы урока, запись ее в тетради

- Сообщение цели урока.

II. Устная работа.

(Одновременно один из учащихся выполняет № 207 на доске (домашнее задание).

Учащиеся записывают ответы в тетради, с последующей фронтальной проверкой (три ученика работают у доски, получают отметки).

Кодоскоп:

а5а6

( а5)6

- 8 · 1,25

- 2 · (-0,5)

(-1)2

(-1/2)2

(-1/3)2

(-1/2)4· 32

Проверка № 207. Учащиеся задают 1 теоретический вопрос ученику, выполнившему задание на доске – выставление отметки.

На доске остаются ответы к  № 207:

1) m3p

2) 3a2b

3) 3600t

4) 100n

Вопросы к классу:

  1. С помощью каких действий записаны эти выражения?
  2. С помощью каких множителей записаны эти выражения?

Дается определение одночлена.

Задание классу: объяснить, являются ли следующие выражения одночленами:

3aba · (-8)a; a; 4ab2 · 17m3 · a2; 3a2 - 7; a3 : b

III. Работа в тетради.

  1. Задание учащимся: придумать и записать примеры одночленов.
  2. Найти значение одночлена: -0,125a2(-4b)(-2a) при a = 1/2; b = -32

Вопросы классу: как проще выполнить умножение, какие законы умножения позволяют это сделать?

Запись на доске (выполняется учителем):

- 0,125a2(-4b)(-2a) = -0,125 · (-4) · (-2) · (a2 · a) · b= -1a3 b= -a3b

Если a = 1/2, b = -32, то -(1/2)3 · (-32)= 4

Ответ: 4, если a = 1/2; b = -32

Вывод: при решении данной задачи одночлен был записан в более простом виде. В полученном одночлене только один числовой множитель “-1”, который стоит на первом месте и степени с различными буквенными основаниями.

Такие одночлены называются одночленами стандартного вида. Числовой множитель называется коэффициентом.

IV. Работа с учебником.

Учащиеся читают параграф. Отвечают на вопросы учителя:

- Какое выражение называется одночленом?

- Какой одночлен называется одночленом стандартного вида?

- Любой ли одночлен можно записать в стандартном виде?

- Как записать одночлен в стандартном виде?

- По каким признакам можно определить является ли одночлен одночленом стандартного вида?

- Какой множитель называется коэффициентом одночлена?

VI. Закрепление пройденного материала.

Работа в тетради:

Задание: из данных выражений (они записаны на доске заранее) выбрать одночлены и заполнить таблицу:

- 5x2 7yx;  a+3b3 · b2;  aabbb;  -x3; 2 ab+c-4;  (-1/4)2bab3; ; -; -

  Одночлен Его стандартный вид Коэффициент
1.      

Учащиеся работают у доски по очереди (“зарабатывают” плюсик в накопительной системе оценок).

VII. Игровая часть урока. “Мозаика”.

Магнитная доска на задней стене класса, ученики увидят сложенную картинку в конце игры. На столе перед доской разложены кусочки мозаики изображением вниз, а также “пустышки” той же конфигурации. Верные ответы на задания написаны на видимой стороне кусочков с изображением, на видимой стороне “пустышек” – предполагаемые неверные ответы учащихся. Диалог “учитель-ученик” идет в абсолютной тишине: ученик, выполнив задание, поднимает руку, учитель кивком головы приглашает ученика к “мозаике”. В случае “неудачи” ученик садится на место, и свои силы пробует другой. Как только кусочек мозаики занимает свою нишу, учитель на доске пишет следующее задание. Итак, мозаика составлена, проверяются ответы, только после этого учащиеся поворачиваются к магнитной доске.

Задания:

1. Привести одночлен к стандартному виду:

а) 16xy(-0,25)y3

б) -0,5ac2(-2)a3c

в) 3/4 · a2b · 4a3b2m · (-0,25abm3)

2. Найти значение выражения:

а) 3,5x2 при x = -1

б) -0,02aca2 при a= -1, c= 5

VIII. Итог урока.

Учащиеся еще раз дают определение одночлена (заостряется внимание, что числа, переменные и их степени считаются одночленами), стандартного вида одночлена, коэффициента. Записывается домашнее задание