Перед современной школой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.
Современная концепция развивающего обучения свидетельствуют о том, что в зависимости от характера организации учебного процесса, от применяемых учителем методов преподавания учебная деятельность учащихся и усвоение знаний идет творческим путем, который характеризуется:
а) познавательной самостоятельностью учащихся:
б) сиcтематичностью и системностью усваиваемых ими знаний;
в) выработкой у них интеллектуальных операций, способов и приемов умственной деятельности;
г) формированием мыслительных способностей
Научить навыкам самообразования, коммуникативной гибкости, умению адаптироваться к изменениям социально-экономической жизни школа может. Естественно начинать надо обновление содержания и структуры школьного образования с начальной школы.
С 2003 года коллектив нашей школы активно включился в Окружную программу “Развивающая среда образовательных учреждений округа”, а в 2006 году вошел в состав городской экспериментальной площадки “Развивающая среда начальной школы” второго уровня.
Поэтому в школе начальные классы обучаются по экспериментальному учебному плану, включающему раннее изучение иностранных языков, информационных технологий, проектную деятельность, совместную работу двух преподавателей на уроке, интегрированные уроки.
Обучение ведется на новейшем учебном оборудовании “Лего Дакта” и “Спектра” с использованием современных образовательных технологий.
Большая психолого-педагогическая служба: два психолога, логопед, дефектолог, обеспечивает психологическое сопровождение учащихся на всех ступенях обучения и развития. В своей работе специалисты широко используют оборудование “Кабинета психомоторной коррекции”.
Столь богатая и разнообразная предметная, информационная и инструментальная среда призвана создать такие условия педагогического процесса, которые провоцировали бы “запуск” механизма развития личности ребенка. В этом смысле особенно ощутимые результаты дает проектная деятельность учащихся.
Метод учебного проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, презентативные, поисковые и прочие методики.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Внедрение в школу проектных технологий вызывает у учителей даже страх перед принципиально новой формой педагогического процесса.
Здесь педагог выступает не как толкователь готовых знаний, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний учащимся. Отныне его авторитет зависит не только от знания собственного предмета, но и от способностей быть инициатором интересных начинаний. Понятно, что это намного сложнее. Подобная деятельность требует большего времени как для учителя, так и для учащегося, а также дополнительных усилий со стороны обоих.
Дополнительной трудностью для педагога является и то, что нет одинакового рецепта, позволяющего дать однозначное решение различных проблем, которые могут стать предметом проектной деятельности. Как темы проектов, так и варианты их реализации зачастую варьируют в широком диапозоне различных областей знания, часто выходя за рамки традиционных учебных предметов. Поэтому консультирование и организация учащихся в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции.
Педагоги нашей школы вот уже четыре года работают по этой новой педагогической технологии. Опыт показывает, что если эта работа ведется в системе, то проект становится не только приятным творческим содружеством учителя и ученика, но и знания ученика во многих областях заметно углубляются. А главное, ученик получает алгоритм поиска знаний. Эта педагогическая технология активно шагает в начальную школу. Проект приобретает качественно другой вид.
Я хочу остановиться на работе над проектом “Нам этот мир завещано беречь”.Обращение к этой теме не случайно.
Нам посчастливилось жить в третьем тысячелетии. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, нашу прекрасную планету.
Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег
И Земля – одна на всех!
Все она отдать нам рада
Только жадничать не надо!
И останется тогда
Все для всех и навсегда.
А значит, уже начиная с младшего школьного возраста, необходимо прививать детям осознанно правильное отношение к природе. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
Работа над этим проектом оказалась очень сложной. Сложность заключалась в том, что дети не знали природы многих явлений. Объем информации, полученной при работе над этим проектом, был очень большим. На доступном учащимся уровне, рассматривались связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы(растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений учащиеся изучали окружающий мир и экологические связи.
В работе над проектом принимали участие 2 четвертых класса: общеобразовательный класс и класс коррекционно–развивающего обучения.
Цели и задачи проекта:
- Приблизить детей к теме проекта, расширить представление детей об экологии.
- Углублять теоретические знания в области экологии, формировать основополагающие экологические понятия.
- Обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Учить детей поиску материала в разных источниках ( справочная литература, художественная литература видеофильмы, компьютерные программы, посещение выставок, музеев и т.д.), отбору и усвоению необходимого знания из информационного поля.
- Развивать умение детей мыслить и выражать свои мысли. Учить воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора “Лего”.
- Формировать навыки сотрудничества.
- Развивать детское воображение и любознательность.
- Развивать чувства бережного отношения к своей планете и ее жителям.
- Учить презентации хода своей деятельности и результатов
Этапы работы над проектом.
1. Введение в тему:
- Беседа об экологии, о важности развития этой отрасли науки.
- Подбор художественной литературы к урокам внеклассного чтения.
- Работа со словарными словами на уроках русского языка.
- Работа с энциклопедиями, дополнительной информацией на уроках ознакомления с окружающим миром и истории.
- Работа с магнитными плакатами “Спектра”
- На уроках ИЗО и художественного труда изготовление поделок и рисунков
- Просмотр репродукций, картин, фотографий
2. Развитие темы:
- изучение экологических проблем России
- экскурсия в музей им. Дарвина
- экскурсия на Воробьевы горы по “Экологической тропе”
- подготовка докладов о бережном отношении к природе, о животных из “Красной книги”, о заповедниках
- работа с комплектом лабораторного оборудования “CORNELSEN”
- работа с конструктором “Лего”
- чтение рассказов, стихов, научных статей по теме проекта
- сочинения, творческие работы
- подбор стихов
- выпуск газеты
- изучение материалов о других планетах и Вселенной
3. Обобщение результатов
- составление плана презентации проекта
- распределение ролей и обязанностей
- соединение заранее построенных заготовок в единый проект
- работа над презентацией проекта, репетиции
- работа над созданием слайд-шоу по данному проекту.
4. Презентация проекта.
На первом этапе работы над проектом учащиеся подбирали художественную литературу, работали с энциклопедиями, с различными другими источниками информации. На уроках ознакомления с окружающим миром были заслушаны доклады на экологические темы, на уроках чтения прочитаны рассказы и очерки о природе. Работа проводилась и на уроках русского языка, истории, изобразительного искусства, художественного труда. В октябре учащиеся были на экскурсии на Воробьевых горах и прошли по экологической тропе. Этот московский заповедник появился относительно недавно.
На втором этапе (этапе развития темы) нам очень помогли магнитные плакаты и карточки из пособий “Спектра” - “Природное сообщество водоема”, а также комплект лабораторного оборудования “Фильтрация воды”. Комплект лабораторного оборудования “CORNELSEN” позволил нам вместе с ребятами выполнить необходимые демонстрационные опыты и организовать естественно-научный практикум.
Было проведено несколько экспериментов:
- На чем основана очистка воды.
- Что может и что не может отфильтровать почва.
- Как коллекторы помогают очищать воду.
- Как загрязненная вода влияет на семена и растения.
- Почему водопроводные башни часто располагают на холме.
Учащиеся смогли получить представления о физических явлениях и законах, освоить простейшие лабораторные приборы и приобрести навыки проведения простых и наглядных опытов.
Учителя получили возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности, познакомить с проблемой загрязнения природной воды и способами ее очистки.
Затем ребята узнали, какой вред окружающей среде могут нанести заводы, фабрики, бытовые сточные воды и другие продукты деятельности человека. На уроках изобразительного искусства были нарисованы рисунки о природе, на уроках художественного труда были изготовлены плакаты, посвященные защите природы. На занятиях по легоконструированию были построены макеты реки и заводов. На макете ребята отразили состояние реки до строительства заводов и после.
На следующем этапе ребята подобрали материал об очистных сооружениях, помогающих сберечь окружающую среду. Рассмотрев устройство различных фильтров, на занятиях по легоконструированию был проведен конкурс на строительство лучших очистных сооружений. Фильтры были установлены на макетах заводов. Река на макете снова “ожила”.
На завершающем этапе подводились итоги, обобщались полученные знания. В классах проводились экологические викторины. Сложным оказался и этап подготовки презентации. Здесь нам на помощь пришла программа Логомиры, в которой дети работали со второго класса. Именно она помогла нам оживить наши поделки из легоконструктора.
На занятиях по проектной деятельности с помощью учителя информатики был создан и озвучен фильм, в котором отразилась работа учащихся.
Работа над проектом помогла учащимся на доступном уровне познакомиться с глобальными экологическими проблемами, рассмотреть экологические связи. Материалы, использованные в проекте, способствовали повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Защита проекта проходила в актовом зале перед всеми учащимися начальной школы. Чтобы проект стал интересен младшим учащимся, решено было защиту представить в виде судебного заседания, на котором Судьей стала Экология, ее помощниками - История, Астрономия и География, обвинителями – Воздух, Вода, Почва, Растения и Животные. Ответ держали Представители человечества. Они же предлагали меры по спасению природы.
Публичная защита проектов необходима по многим причинам: для обсуждения истинности идей и решений, их реализации, привлечения новых участников, выработки психологической уверенности в себе и своем выборе, развития коммуникативности и других способностей личности ребенка. При этом формируется чувство преданности делу и команде, интересам школы. Это важнейший психологический момент в жизни участников проектов. На их глазах происходит материализация мыслительной работы. Появляется чувство гордости за себя, за свой класс, школу. Ради этого стоило трудиться!
Более подробно познакомиться с нашими проектами можно на официальном сайте школы № 807.