Цель урока:
- Введение понятия сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
- Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Задачи:
- Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
- Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках;
- Расширение кругозора и математической культуры учащихся;
- Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;
- Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися;
- Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.
Оборудование урока: проектор, презентация “Сравнение дробей” (см. Приложение).
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся: (слайды № 1; 2):
На сколько частей поделена каждая фигура? Посмотрите на первый круг: как вы думаете на сколько частей поделили эту фигуру, сколько частей взяли? Как назвать по-другому “половина”? А “треть”? Покажите на рисунке, где здесь изображена четвертая часть круга? Десятая часть круга? А восьмая часть? Что больше - половинка или целый круг?
Что меньше - целый круг или половинка? Что больше - половинка или одна из четырех частей(одна четверть)? Почему?
Как называется число, стоящее над дробной чертой? Как называется число, стоящее под дробной чертой?
2. Объяснение нового материала:
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как сравнивать дроби с одинаковым знаменателем (слайд № 3). Для этого изобразите в тетрадях прямоугольник, длина которого 8 см, а ширина 1 см. Это один прямоугольник. Запишем в первом прямоугольнике число 1 (Результат проверяется по слайду № 4). Начертите под первым прямоугольником такой же второй и разделите его на 2 равные части. Какие доли получили? Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите (слайд № 4 вторая картинка). Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части (слайд № 4 третья картинка). Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: одна вторая или две четвертые? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей (слайд № 4 четвертая картинка). Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в четверти, в половине прямоугольника? Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая?
Ответы на все перечисленные вопросы дети дают, глядя на рисунок.
Сравните, пожалуйста, две дроби: (слайд № 5).
Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями (слайд № 6).
Молодцы!
А теперь помогите жителям одного города (слайд № 7). Пока они потеряли что-то очень важное, в этом городе все было хорошо, а потом все перепуталось. И сами жители стали грустные и понурые. Расставьте жителей в порядке возрастания, и вы поможете им найти то, что они потеряли (КНИГА). (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа учащимися проверяется с комментарием).
А как сравнить, например, вот такие дроби: (слайд № 5)? Посмотрите на рисунок. Проанализируйте это выражение. Сколько частей было взято в первом и втором случае? А сколько частей было всего при делении? Как вы думаете, что можно сказать об этих частях? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями (слайд № 8).
А теперь я предлагаю вам решить небольшую самостоятельную работу (слайд № 9). (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа проверяется учащимися с комментарием).
А теперь… Послушайте одну сказочку. За лесами, за морями, за высокими горами, не на море, на земле жили два мужика в одном селе. Жили не тужили. Все лето работали они на своем поле, запасались на зиму. Да и зимой небедно жили: чай пили да пирогами закусывали. Но сколько зиме не злиться-длиться, а весна в окошко уже стучится. Вот и стали мужички свои запасы осматривать (слайд № 10). У одного осталось мешка муки, а другого – . Призадумались: у кого же больше осталось муки? Может быть вы им поможете?
Вводится сравнение дробей “по остатку”.
А теперь сравните, пожалуйста, вот такие две дроби: (cлайд № 11). При ответе вы можете пользоваться нашим рисунком, который вы начертили в тетрадях в начале урока.
3. Первичное закрепление знаний:
Математический диктант (выполняется на отдельных листах):
1) Запишите дробь:
а) сорок восемь сотых;
б) сто семьдесят шесть десятитысячных;
в) девятнадцать двести пятьдесят первых.
2) Запишите меньшую из дробей восемнадцать двадцать третьих и пятнадцать двадцать третьих.
3) Запишите дробь с числителем двадцать шесть большую дроби двадцать один двадцать седьмых.
4) Косте дали две седьмых торта, а Мише – две девятых такого же торта. У кого из мальчиков больший кусок?
5) Верно ли высказывание:
а) точка М с координатой восемь тринадцатых
лежит на координатном луче правее точки К с
координатой три тринадцатых?
б) три десятых от тридцати метров равны десяти
метрам.
в) одна минута составляет одну сотую часть часа.
г) если поменять местами числитель и знаменатель
дроби , то
полученная дробь окажется больше исходной?
При выполнении последнего задания учащиеся за верное высказывание учащиеся ставят “1”, за неверное – “0”. Таким образом, учащиеся получают четырехзначное число.
Проверка диктанта проверяется на уроке. При этом учащиеся комментируют свой ответ.
4. Подведение итогов: сегодня на уроке мы познакомились с правилами сравнения дробей. Как можно сравнить дроби:
- с одинаковыми знаменателями;
- с одинаковыми числителями?
А как сравнить дроби “по остаткам”?
Домашнее задание: кроме традиционного задания, напишите сказку или стихотворение о дробях. А может быть вам захочется рассказать о сравнении от лица одной из дробей.