В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.
Хотелось бы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка, основных целей шесть:
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных речевых умений;
- обучение уметь общаться;
- развитие необходимых способностей и психических функций;
- познание (в сфере становления собственного языка);
- запоминание речевого материала.
Но специфика игры, как точно подметил М.Н.Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом дошкольников. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.
Дидактические игры дают широкие возможности варьирования игровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала.
Опыт показывает, игра, введенная в учебный процесс, на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.
В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная) должна чередоваться с другими видами работы.
В целом на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие, и чем старше ребенок, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением известного педагога С.Т.Шауцкого, который писал: «Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной отработке жизненного материала, есть наиболее ценное ядро разумной школы детства».
Наиболее интересными и полезными в практическом применении я считаю творческие игры, благодаря которым формируются и развиваются речевые навыки и умения учащихся; грамматические - развивающие речевую деятельность ученика и лексические, тренирующие мыслительную активность и употребление лексики. Из всего видового разнообразия данной группы игр, мы попытаемся рассмотреть драматические и ролевые игры, т.к. на мой взгляд, они являются довольно важными видами игры, в связи с тем, что довольно часто выучив определенный грамматический или лексический материал, ребенок не способен использовать его в одной из жизненных ситуаций, а применение упомянутой разновидности игр, подталкивает дошкольника использовать накопленные знания, принимая самостоятельные решения в процессе урока.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель – группа, преподаватель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа и т.д. Ролевая игра – форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация».
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. М.Ф. Стронин рассматривает игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Ролевые игры выполняют воспитательную функцию.
Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Для дошкольного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
Также подходит сюжетная ролевая игра бытового содержания, поэтому, как эти игры отражают разные стороны жизни ребенка.
Драматическая игра по теме: “The three bears”
Цель: Развивать речевую активность дошкольников. Вызывать интерес к иностранному языку, желание говорить на нем, общаться, петь.
Предварительная работа: Чтение сказки “The three bears” на английском языке. Разучивание и закрепление речевых образцов, лексики по теме. Упражнение в имитации повадок животных.
Оборудование: Костюмы (или шапочки-маски) персонажей сказки. Макет домика, комнаты медведей, декорации изображающие лес.
Characters:
Father Bear (F.B.)
Mother Bear (M.B.)
A Little Girl (ALG)
Three Bears are sitting at the table, drinking milk.
M.B.: Take your cup, Father!
F.B.: Thank you, dear!
M.B.: Take your little cup, Baby Bear!
B.B.: Thank you, Mummy… It is too hot.
F.B.: Let us go for a walk.
The three Bears go out of the room.
A little Girl comes in and looks around.
ALG: Whose room can it be? (Looking at the table.) I am hungry. (Sits down at the table and tastes milk.) Oh, this milk is too hot for me!.. Oh, this milk is too cold for me!.. This milk is just right for me. (The noise of the three Bears, steps is heard. The Little Girl hides in the little bed).
The three Bears enter the room and take their places at the table.
F.B.: My cup is not full!
M.B.: My cup is not full!
B.B.: My cup is empty. (They look around). Who is this? A Little Girl.
F.B.: Let us catch her up!
M.B.: Let us eat her up!
B.B.: Yes, let us eat her up!
ALG: No, you won’t (Runs away.)
The Bears try to catch her, but stumble and fall down.
M.B.: It is your fault, Father! You fell and I fell too!
F.B.: And I fell because you fell!
All together (Shaking their heads): And the little Girl has run away. Oh! Oh!