Проблема связи усваиваемых знаний в рамках предмета с жизнью не утратила своей актуальности. Темы, рассматриваемые в рамках школьного курса информатики не всегда просто представить как жизненно необходимые. Если ребенок не видит практической ценности материала, возникает вопрос: “А зачем нам это надо?”. В этом случае есть несколько путей преодоления мотивационного кризиса учеников: подбор ярких примеров из жизни, возможно с иллюстрациями, разработка заданий, направленных на решение именно задач, тесно связанных с повседневной деятельностью или, по крайней мере, часто решаемых, и моделирование на уроке некоторой ситуации, для решения которой необходим изучаемый материал.
Наиболее эффективным мне видится именно последний способ, а именно, моделирование ситуации.
Ситуация – это, прежде всего, некоторая совокупность условий, вызывающих определенные действия, эмоциональные состояния и приводящая к определенному результату, как следствию из произведенных действий. Ситуация может происходить в первые, в этом случае, человек ищет путь решения на основании имеющейся у него информации, а может происходить повторно, здесь вызывается опробованный алгоритм, причем необязательно приводящий к положительному результату и соответствующему эмоциональному состоянию. Здесь, если количество и качество имеющейся информации было изменено, происходит корректировка алгоритма.
Так или иначе, применение знаний в определенной ситуации, привязывает теоретический материал при помощи прочных ассоциативных связей к образам, связанным с этой ситуацией, эмоциональным состояниям и действиям с ней связанным, находя, таким образом, практическое применение.
Одним из разделов, дающихся с трудом, является раздел “Социальная информатика” изучаемые в нем законодательные нормы и акты.
Предварительно познакомившись с содержанием основных законодательных актов, принятых в нашей стране, регулирующих информационную сферу, я предложила учащимся самим “побывать” в ситуации применения законодательных актов.
На уроке моделировалась ситуация судебного заседания, конспект которого я и хочу Вам предложить.
Правонарушения в информационной сфере
Раздел: Социальная информатика
Тип структуры урока: Обобщение.
Цель: Учить ориентироваться в сфере информационных отношений и норм, определяемых государством в сфере информационных технологий
Задачи:
- Закрепить и обобщить теоретический материал по теме “Правонарушения в информационной сфере”
- Способствовать формированию основных навыков ориентирования в области правового регулирования в сфере новых информационных технологий
- Способствовать воспитанию информационной грамотности.
Оборудование
- Печатные экземпляры нормативных документов, правовых актов и законов, а так же проектов законов в области информационных технологий;
- “Материалы” рассматриваемого дела: “улики” (рисунок1, рисунок 2, приложение 1), заключение “экспертизы” (приложение 2)
- Бланки судебных документов, подлежащие заполнению и приобщению к “делу” (приложение 3, приложение 4)
Рис. 1
Рис. 2
Дополнительные материалы
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Разработан в 2003 году коллективом экспертов (М. Гордеева, Н. Дмитрик, Д. Лазарев, В.
- Уголовный кодекс Глава 28. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
- Федеральный закон "О персональных данных" ПРОЕКТ
- Федеральный закон "О персональных данных" ПРОЕКТ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ", ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1995 Г. N 24-ФЗ,(с изменениями от 10 января 2003 г.), Принят Государственной Думой 25 января 1995 года
- Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" ПРОЕКТ
- Федеральный закон "Об обеспечении информационной безопасности" ПРОЕКТ
- Федеральный закон "Об обеспечении информационной безопасности" ПРОЕКТ
Ход урока
№ этапа | Этап урока | Содержание | Теория/ практика | Длительность |
I | Организационный момент | Подготовка кадет к уроку, рапорт, приветствие кадет учителем | - | 1 мин |
II | Сообщение темы, целей и задач урока | Достаточно большое количество учебного времени, мы изучали правовые нормы, связанные с регулированием в сфере новых информационных технологий. Сегодня я предлагаю подвести своеобразный итог. Форму такого итога я выбрала следующую, надеюсь, что и вам она будет интересна: мы попытаемся смоделировать судебный процесс в отношении одного из случаев правонарушений в информационной сфере и вынести вердикт о виновности или, может, невиновности ответчика. Сам ответчик, к сожалению, присутствовать не будет, но адвокатом мы его обязаны обеспечить. | 2 мин | |
III | Повторение | Прежде, чем приступить к рассмотрению данного “дела”, прошу напомнить мне, какие законодательные акты, нормативные документы могут помочь нам в решении вопроса о вине ответчика? | 3-4 мин | |
IV | Закрепление | Итак, начнем слушание дела о правонарушении в области информационных технологий. Чтобы смоделировать ход судебного заседания, необходимо обеспечить все его составляющие: судья, управляющий ходом рассмотрения, способствующий тому, чтобы участники сами не приступили рамки, отведенные им. Сторона обвинения, естественно, будет представлена прокурором, а сторона защиты – адвокатом. Остальным участникам я предлагаю роли присяжных заседателей, а я постараюсь вам помочь в качестве секретаря суда.(распределение участников процесса по местам). В дополнение хотелось бы сказать, что все возможные совпадения – простая случайность. | 5 мин | |
V | Знакомство с “обстоятельствами дела” | Слушается дело Неизвестного
Программиста Сидоровича. Гражданин Неизвестный
(далее обозначаемый, как “ответчик”) обвиняется
в присвоении себе авторских прав на разработку
программного обеспечения и последующую его
коммерческую реализацию с целью получения
личной выгоды. Истец: Микрософтова Лицензия
Долларовна. К обстоятельствам дела отнесем:
Представлены следующие материалы дела
|
5 мин | |
VI | Рассмотрение обстоятельств участниками процесса | Уважаемый суд, стороны защиты и обвинения, господа присяжные заседатели, прошу приступить к рассмотрению и обсуждению материалов дела на основании существующих правовых норм и законодательных актов, действующих на территории РФ. На обсуждение отводится 15 мин | 15 мин | |
VII | Обсуждение | На слушание стороны защиты, обвинения отводится 5 мин. Уважаемый суд, разрешите приступить к прениям. | 5 мин. | |
VIII | Вердикт | Уважаемые господа присяжные заседатели, прошу вынести свой вердикт на основании представленных доказательств, законов РФ и совести. | 2 мин. | |
IX | Итог | Господин судья, огласите, пожалуйста, окончательное решение | 1 мин | |
X | Итак, мы рассмотрели практическое применение законодательной базы в области информационных правонарушений. Надеюсь, что даже из благих побуждений, вы не станете пренебрегать существующими нормами в этой области. Спасибо за урок. До свидания. |