Цель: Начать более подробное изучение сред обитания животных. Выяснить какие животные обитают в водной среде и доказать, что они нуждаются в нашей защите.
Задачи:
Обучающие: показать, что вода является средой обитания для многих животных и что животные погибают из-за хозяйственной деятельности человека и нуждаются в защите.
Развивающие: развитие познавательной деятельности и самостоятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к «братьям меньшим».
Тип урока: проблемно-развивающий (комбинированный).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель:
– Планета Земля является огромным домом для человека, но в этом доме человек живет не один. Его окружают множество живых организмов. Они являются нашими соседями.
– Давайте посмотрим, где, чей дом. (Дети называют животных, живущих на разных материках, учитель прикрепляет на карту карточки с их изображением.)
– Ребята, а какую еще среду обитания нашего огромного дома мы не заселили? (Воду; объявляется тема и цель урока.)
– Какие животные обитают в воде? (На карту прикрепляются картинки с изображением животных.)
– Животные обитают не только на земной поверхности. Не менее разнообразен животный мир различных водоемов – будь то небольшой пруд или огромный, безбрежный океан. В глубинах Мирового океана встречается огромное число видов животных. Сегодня на уроке мы должны выяснить, как водные животные приспосабливаются к условиям обитания. Познакомиться с группами водных животных, и основными источниками загрязнения водоемов.
Каким образом животные приспособились к жизни в воде?
Условия жизни водных животных отличаются от тех условий, в которых обитают наземные животные. Главным образом это связанно со свойствами воды.
Вспомните из курса физики, какими свойствами обладает вода? (Ответы детей.)
Во-первых, это плотность воды, она, как известно, выше плотности воздуха, именно благодаря высокой плотности воды многие животные живут всю жизнь у поверхности воды, никогда не опускаясь на дно.
Во-вторых, вода менее прозрачна, чем воздух. На большие глубины не проникает солнечный свет. В прудах и многих реках вода бывает очень мутная, и водные животные существуют там почти вслепую.
В-третьих, вода обладает высокой теплоемкостью, чем воздух, в воде мало кислорода, по сравнению с воздухом, вода обладает таким свойством, как текучесть и соленость. И, тем не менее, в воде обитает большое количество животных.
Как же они приспосабливаются к данным условиям?
Любой водоем это природное сообщество. И как в любом природном сообществе каждый организм здесь имеет свое определенное место. Так же как и в наземных природных сообществах в водоемах животные распределяются по ярусам неравномерно, плотность обитателей зависит от наличия условий обитания, пищи, отсутствия хищников т.д.
В качестве примера рассмотрим океан или море.
Представьте, что мы на морском дне, там можно обнаружить массу разнообразных животных. Это различные губки, кишечнополостные (кораллы и актинии), плоские и кольчатые черви. Среди других животных там встречаются креветки, раки и крабы, а также множество двустворчатых и брюхоногих моллюсков, морских звезд и морских ежей. Из крупных животных можно встретить скатов. Донных животных в целом называют бентосом (от греч. Бентос – глубина).
На других ярусах – в толще океанских вод – тоже обитают свои животные. Среди них можно различить две группы.
Плотность тела многих животных практически не отличается от плотности воды, поэтому они способны, не затрачивая усилий, «висеть» в ее толще. Этим животным помогают «парить» в воде и многочисленные выросты тела, которые выполняют роль своеобразных водных парашютов. Такие животные хотя и могут плавать, но обычно не способны сопротивляться даже слабому течению. Называется эта группа животных – планктоном (от греч. Планктос – блуждающие). Обычно планктонные животные очень мелкие (это одно из приспособлений, позволяющих им «висеть» в воде), однако есть и довольно крупные. Среди планктонных животных встречаются представители различных типов и классов.
Это и простейшие (например, радиолярии), и кишечнополостные (медузы и гребневики), и множество ракообразных (в том числе мелкие рачки, которыми питаются усатые киты), и плавающие в толще воды, утратившие раковину брюхоногие моллюски, и даже некоторые рыбы.
Кроме планктона в толще воды обитают прекрасно плавающие крупные животные, которые легко справляются с самыми сильными течениями и способны развивать большую скорость. Эта группа водных обитателей называется нектоном (от греч. нектос – плывущий) (рис. 50). Наиболее типичные нектонные животные – это рыбы, киты, дельфины, кальмары. У этих животных в процессе эволюции в водной среде обитания выработалась сходная «торпедообразная» форма тела, позволяющая им развивать очень большую скорость (дельфин – 55 км/ч, меч-рыба – 130 км/ч, кальмар – 70 км/ч) (рис. 50).
Некоторые водные животные связаны только с водной поверхностью. К таким животным относится, например, португальский кораблик – представитель кишечнополостных. Характерная особенность этого животного – воздушный пузырь, который, как поплавок, всегда держит тело португальского кораблика у поверхности. Кроме того, этот поплавок служит своеобразным парусом, с помощью которого кораблики ветром перемещаются на большие расстояния.
Наконец, большое число морских животных приспособилось к обитанию на побережье – на границе водной и наземно-воздушной сред, которая называется Литоралью. Наиболее характерные литоральные виды – это различные береговые раки и крабы, а также некоторые рыбы, например илистый прыгун. Эта рыбка не только быстро передвигается по влажному грунту при помощи хвоста и сильных грудных плавников, но даже может залезать на растущие у воды корни деревьев. Свою добычу – мелких ракообразных – она тоже собирает на суше.
III. Закрепление.
Итак, мы на поверхности океана и продолжаем путешествие по водной глади.
Когда известный норвежский ученый и писатель Тур Хейердал совершал по воде путешествие от берегов Африки к Центральной Америке. Он был поражен тем, что увидел: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. до самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину».
– Ребята, как вы думаете, почему ученого взволновали эти факты?
– Подумайте и назовите основные загрязнители водной среды.
IV. Практическая работа.
Тема: Влияние нефти на обитателей водной среды
Цель: доказать, что нефть пагубно влияет на живые организмы.
Опыт 1. Вылить нефть в стакан с чистой водой и размешать ее. Смешиваются ли эти жидкости? Какая из жидкостей тяжелее, а какая легче? Зарисовать схему опыта и записать вывод. Вывод: Нефть не смешивается с водой, т.к. нефть легче воды.
Опыт 2. Опустить по одному перу и по одному кусочку меха в стакан с чистой водой и стакан с нефтью. Смачиваются ли перья и мех чистой водой? Что происходит с перьями и мехом, когда на них попадает нефть? – Записать ВЫВОД.
Вывод: Загрязнение водной среды приводит к гибели обитателей морей и океанов.
Учитель: – В сказке «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери мудрый лис учил принца:
«Встал утром, умылся и приведи в порядок свою планету». А как мы можем навести порядок в нашем доме? (Ответы учащихся.)
Вспомните, о чем мы говорили, на уроке, и примените полученные знания, отвечая на вопросы теста:
Тест
1. В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные:
а) в наземно-воздушной
б) в почве
в) в водной
г) в теле живых организмов.
2. Благодаря какому свойству воды некоторые животные всю жизнь живут у поверхности воды, никогда не опускаясь на дно?
а) текучесть
б) теплоемкость
в) плотность
г) непрозрачность
3. Как называют животных ведущих придонный образ жизни?
а) планктон
б) бентос
в) нектон
г) животные литорали
4. Какой ярус наиболее густо населен?
а) бентос
б) планктон
в) нектон
г) литораль
5. Назовите основные загрязнители воды:
а) нефть, мусор
б) кислород
Дети проверяют тест друг у друга и ставят оценки. Затем на слайдах показываются ответы и проверяются оценки.
Урок я хочу закончить словами Роберта Мак-Кланга: «Человек может жить без китов, медведей, орлов, журавлей и овсянок. Его существование от них не зависит, но если человек станет, безразличен к вопросу «живут они или нет», если человек не поймет важности их спасения, то человек перестанет быть человеком. Исчезновение наших соседей должно служить предостережением: мы тоже можем исчезнуть».
IV. Домашнее задание (дифференцированное):
1. Составить программу спасения водоемов от загрязнения.
2. Подготовить сообщение о приспособлениях водных животных к условиям обитания.
3. Составить кроссворд: I вариант: «Обитатели морей и океанов», II вариант «Обитатели пресных водоемов».
V. Подведение итогов. Выставление оценок.