Методика преподавания модуля "Декоративно-прикладное творчество" на уроке технологии

Разделы: Технология


Методические подходы к проведению занятий по модулю "Художественная обработка материалов".

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества, уходящих корнями в тысячелетнюю историю мира. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой, танцем, музыкой и т.д.

Художественное богатство, совершенство среды, в которой живет и действует человек, определяется не только и не столько количеством внесенных в нее элементов убранства. Важно, насколько целесообразно и глубоко элементы убранства соответствуют данной обстановке, тому особому ее общественному содержанию, настроению, которые продиктованы утилитарными и духовными потребностями людей. Художественные элементы не просто украшают обстановку, а усиливают, обогащают, развивают ее художественно-образное содержание, выразительность.

В процессе исторического развития художественного творчества сложились и некоторые универсальные законы (принципы) и правила композиций. Это принципы и правила, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как целостность, гармоничность и соразмерность.

По своей эстетической специфике декоративное искусство очень близко детям, характерному для детского возраста эстетическому восприятию вещей и обстановки. В частности, обобщенность и заостренность образов свойственна всему изобразительному творчеству детей, видящих изображаемое укрупнено, цельно, без мелочей. Лаконичность форм, украшений, смысловая точность, конкретность и яркость цвета, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции – эти и другие черты органически присущи и изобразительному творчеству детей, и высокому профессиональному декоративному искусству. Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и «практичность» многих его видов и жанров

Именно поэтому для каждого класса в программе «Технология» предусмотрены разделы «Рукоделие», и каждая девочка может испытать свои возможности и выявить свои способности в любом из направлений рукоделия.

В Vклассе это – лоскутная пластика, один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи. В V классе начинается, с продолжением в VI, приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства – вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у девочек. В VII классе рукоделие выражается в одном из наиболее распространенных видов узорного искусства – вязании. В VIII классе для изучения подраздела «Рукоделие» предлагается кожа – один из самых модных, экологически чистых, но и дорогих материалов. Вот почему так важно ее вторичное использование. Тем более, что в декоративно-прикладных изделиях она прекрасно сочетается с другими природными материалами, в том числе с перьями, сухими травами.

Каждая из тем раздела «Художественная обработка материалов» даст поистине безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного.

Творчество определяется как деятельность, которая создает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.

Детское творчество, проявляемое в трудовой деятельности имеет свою специфику. Оно существенно отличается от творчества взрослых. В творческой деятельности школьников, главной продолжает оставаться педагогическая проблема – преодоление у ребят формального отношения к выполняемой работе, формирование у них установки на перевод выполняемого задания на творческий уровень. Иначе говоря, речь идет, прежде всего, о воспитании у учащихся определенной готовности к самостоятельной творческой деятельности. Такой подход необходим в любом виде деятельности.

В работе учителя со школьниками подросткового возраста, приходится учитывать ряд условий: их деятельность ограничена рамками более простых видов труда, а трудовые умения и навыки только приобретаются в школьных мастерских, в кружках и т. д. В то же время подросткам более свойственны значительный взлет стремления к творческому поиску, жажда открывать новое. Учащиеся уже овладели определенной системой знаний, некоторыми умениями и навыками труда. Они стремятся активно использовать свои знания и умения, испытывают потребность утвердить себя в глазах окружающих.

Следует отметить, что творческие проявления у подростков являются неосознанными, вызванными не целенаправленным стремлением к совершенствованию трудовой деятельности и окружающих условий, а эпизодическими обстоятельствами, важнейшими из которых являются соревнования, конкурсы, подготовка изделий к выставкам и др.

Работа учителя по формированию творческих начал личности подростков начинается с включения его в общественно ценную трудовую деятельность, с пробуждения у него интереса к этой деятельности и создания внутреннего настроя на выдумку, наилучшее выполнение дела. В подростковом возрасте мотив любознательности, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и сделать что-то нужное, особенное для других. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с мотивом познавательным. Эта характеристика мотива отражает этап интенсивного овладения социальным опытом, когда творчество выступает как средство активного его усвоения. В творчестве подросток видит способ служения людям, обществу и тем самым способ самоутверждения. Это выступает для него не только далекой, но и близкой перспективой. В результате может возникнуть переоценка своих возможностей, построение неосуществимых планов, проектов, поэтому педагогу важно показать реальные пути подготовки к «великим открытиям», вооружить подростков соответствующими подходами, знаниями, умениями.

При организации трудовой деятельности подростков в этих целях педагог делает акцент на создание общей установки школьников на творчество: введение соответствующих форм работы, выдвижение творческих задач, продумывание девизов, лозунгов, под которыми проходит работа, определение системы педагогических ситуаций, стимулов, направленных на воспитание у учащихся личностной основы творчества, на учет результатов воспитания.

Наряду с индивидуальными заданиями широко применяются групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым подростки учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде.

Организация коллективного творчества и совместного решения одной и той же проблемы с последующим обсуждением ее решений при правильном руководстве позволяет сократить время на усвоение опыта творческого поиска, а во многих случаях и определенного объема информации.

Работа на занятиях по рукоделию благодатна еще по ряду причин:

  • объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат;
  • задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;
  • на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;
  • школьницы в праве по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала;
  • любая тема раздела в 8-м классе может быть выбрана в качестве творческого проекта;
  • приобретение практических навыков органично соединено с расширением представлений у девочек об истории края, традициях, обрядах, национальных костюмах и т.п.

Полезно начинать занятия по рукоделию с показа больших, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на девочек работ, выполненных либо самим энтузиастом – учителем, либо талантливыми предшественницами нынешних учениц. Убеждение в том, что каждая из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом.

Очень важно на занятиях рукоделием рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов. Это всегда интересно, а интерес на уроке – залог успешной работы учащихся.

Завершение изучения раздела «Художественная обработка материалов» выставкой творческих работ, создание атмосферы состязательности между классами может стимулировать высокие результаты итогов обучения девочек различным видам декоративно – прикладного искусства.

Виды декоративно-прикладного творчества.

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры. Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство, т.д.

В формах каменных орудий первобытного человека, в простейших фигурах орнамента, проявляются зачатки творчества. В народе всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Наиболее искусно украшали праздничные вещи.

Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки, выдумки и новшества народных мастеров. Многие изделия народного творчества производились в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи источников сырья.

Народное искусство развивается в произведениях современного народного искусства. На основе старых традиций во многих районах страны в 20–30-е годы X в. возродились или возникли вновь центры народного ремесла.

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта.

Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки, о чем до сих пор напоминает название тунисского способа, то есть вязания длинным крючком. В XIII–XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское (об этом говорят археологические находки инструмента для плетения и вязания, датируемые XIV–XVIII вв.); несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России. Существует и другая концепция относительно самостоятельного возникновения вязания в разных регионах, толчком к которому послужило развитое мастерство плетения сетей.

Вязание на спицах – создание полотна из переплетенных петель – изобрели мужчины. Первые сведения о вязаных изделиях, сохранились на восточных фресках, относящихся к периоду до н. э. Затем, как упоминают историки, вязание было известно в Древней Греции во времена создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Но эти сведения не подкреплены никакими находками вязаных изделий. Самые старые вязаные изделия были найдены в Перу.

Макраме – это искусство плетения узлами. Узлы мы завязываем ежедневно и делаем это почти механически: завязываем бант из ленты, шнурки на ботинках, галстук, шарф. Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме.

Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Если верхнюю деталь, сшитую из лоскутков, соединить стежками с промежуточным слоем и нижней деталью в единое целое, то полученное изделие называется квилтом. При сочетании пэчворка и квилтинга получается нечто новое.

Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России. Многие даже считают, что лоскутного творчества у нас никогда не было – все пришло из-за рубежа.

На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине прошлого столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей.

Вышивка шелковой лентой – увлекательнейшее и популярное во все времена занятие. Традиционные цветочные орнаменты, причудливые и изысканные рисунки, объемные изображения и надписи.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. В 1446 будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона.

Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие.

Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Батик – техника росписи, а так же украшенная ею многоцветная ткань. Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь радостью творчества. Работа с прекрасными материалами – шелком и красками доставляет удовольствие. В росписи шелка найдет применение талант художника, дизайнера одежды или интерьера.

Бисер– история бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.

Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

Плетение из соломы – во всех уголках мира народные умельцы использовали для своей работы солому тех зерновых культур, которые возделывались в их местности.

В художественных изделиях большое значение имеет интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломы. По мнению мастеров таких оттенков у соломы около сотни – от белого и желто-лимонного до буро-желтоватого и красно-коричневого. Эти свойства особенно ценятся в инкрустационных работах.

Береста – пластичный, хранящий тепло живой природы материал, не утративший очарования для современного человека. По своим качествам она во многом напоминает бумагу – хорошо режется, склеивается, плетется, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать. Но бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива уже сама по себе. Характерные для естественной ее окраски оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Эту особенность бересты можно использовать для выполнения пейзажей, портретов.

Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде.

В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции, и Китае. Поражают высоким техническим мастерством греческие пифосы – сосуды для воды и вина, достигающие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий философ Диоген.

Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари.

Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична и достаточно прочна.

В эпоху готического стиля (XIII–XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк – это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и конечно переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров.

Список используемой литературы:

  1. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. – 256 с.: ил. – (Магия цветов).
  2. Сухие цветы: 100 идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ-ПРЕСС,. 2003. – 64 с.: ил.
  3. Скопцова М. Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5–8 классов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 480 с.