Цели:
- Систематизировать знания учащихся о временных формах глагола.
- Формировать умение отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (и по суффиксу -л- в прошедшем времени).
- Способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через упражнения систематического и аналитического характера. Учить сопоставлять, сравнивать.
- Воспитание доброты, отзывчивости, ответственности, благородства на примере добрых поступков.
Оборудование:
- Магнитная доска, магниты.
- Карточки для дидактической игры.
Ход урока
1. Настрой на работу.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.
- Давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.
- Запишите в тетрадях число. Классная работа.
2. Чистописание с орфографическим заданием.
- Найдите букву, отличную от других:
Е О И М Ю У
-Дайте ей характеристику. ( Согласная, непарная, звук обозначает звонкий мягкий или твердый).
-То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М, -
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
(С.Маршак)
МмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМ
_осква, _инск, _ак, _етро, _а_а, _ир, _арт.
- Какие слова написали с заглавной буквы? Почему?
3. Словарная работа.
Учитель вывешивает карточки со словами на магнитную доску, дети записывают слова в тетрадь в столбик:
Д _ журный , м _ роз , _ дежда , п _ беда , р _ бота , _твет.
Проверка: вызванный к доске ученик, вставляет магнитные буквы.
- Ребята, для чего мы учим словарные слова? ( Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).
- Кто выполнил задание без ошибок? Похвалите себя, погладьте по головке.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-А теперь измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делать?
дежурный – дежурить
мороз – морозить
одежда – одевать
победа – побеждать
работа – работать
ответ – отвечать
- Как назовем слова, которые получились? (Родственные. Глаголы.)
Физкультминутка.
Сидя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
А теперь разъединили
И опять соединили.
Повторяем десять раз:
Раз, два, три…
Ускоряем мой показ.
Молодцы, не поленились,
Аплодисменты получились.
4. Определение темы урока.
Интересная часть речи
В Русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам ... !
(Глагол)
- Послушайте, ребята, сказку – шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен – много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.
Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь,они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»
- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)
- Сформулируйте тему урока. (Время глагола.)
- Правильно. Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по стране под названием Речь на машине времени. (Дети путешествуют по стране, которая называется Речь с момента начала изучения частей речи). И первым делом отправимся в гости к очень хитрому глаголу.
5. Актуализация знаний.
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня.
« А вчера, - кричит, - ушел.»
«Завтра , - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?
- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?
- Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.)
- Как еще можно определить время глагола? ( По вопросу и по суффиксу -л- у пр. времени.)
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры.
- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола без ошибок. Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)
6. Тренировочные упражнения.
- Назовите вопросы каждого времени и запишите их в тетрадях в три столбика. У нас есть сюрприз – задачки, которые приготовил для нас сам дядюшка Глагол: послушайте отрывок из стихотворения Г.Виеру «Хлеб» и определите время глаголов, встречающихся в нем.
Работа проходит фронтально.
Бросил в землю зерно Человек,
А укрыл его бережно Снег.
Дождь весною поля оросил –
У росточка прибавилось сил
Греет Солнце весенний росток,
Золотит молодой колосок.
Мукомол его тронет рукой –
Станет колос отменной мукой.
- В каком времени стоят глаголы в начале стихотворения, в его середине и конце?
Мы встали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же,
Ну когда же
Гости наши прилетят?..
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели…
Прилетели!
Прилетели, наконец!
С.ПогореловскийМы весной сажали сад,
А Семен лежал у гряд.
Вот мы яблоки едим,
Но Семену не дадим.
И.Демьянов
Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
И на доску поглядели.
7. Самостоятельная работа.
- Ребята, вы замечательно справились с задачками дядюшки Глагола и он приглашает нас во дворец на веселую Ярмарку. Но у ворот дворца стоят стражники – два братца-глагола, которые пропустят только того, кто правильно расшифрует послание. На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Можно ли по вопросам узнать время глагола? Как это сделать?
- Спишите рассказ, заменяя вопрос подходящим по смыслу глаголом нужного времени.
Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) он большой (что сделает?) на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг.
Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котенок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал?) котенка и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полетах на Луну, о подвигах.
-Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?
- Подчеркните глаголы и укажите их время.
Проверка: - Назовите глагол и его время. (На каждый правильный ответ ученики хлопаютодин раз в ладоши. Ошибочные ответы – поднимают руку и исправляют.)
- Поаплодируйте себе, ребята, вы же отлично справились с этим заданием.
8. Дидактическая игра.
-Дядюшка Глагол с радостью встречает нас на Ярмарке в своем дворце.
- А что, ребята, люди делают на Ярмарках? ( Отдыхают, веселятся).
- Вот и для нас дядюшка Глагол придумал развлечение – игру , которая называется «Аккуратный почтальон».
3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:
- Магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».
- Магниты.
- Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):
иду | пишет | читаем |
берешь | говоришь | возьмешь |
нарисовал | едут | гуляете |
возьму | ловила | съел |
напишем | закроют | споем |
строим | привезли | подросло |
узнаю | поехал | сошьете |
принес | сошьешь | играю |
бегали | надену | говорили |
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
Итог урока:
- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
-Как добивались этой цели?
- Как вы думаете, достигли ли вы этой цели?
-Научились ли правильно определять время глаголов?
- Кому из вас было трудно? Что не сразу получилось?
- Над чем еще надо поработать?
Литература:
- Занимательная грамматика. Составитель Е.Е.Семенова.
- Конкурс грамотеев. Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин
- Здравствуй дядюшка Глагол. Т.Рик