Изучение темы «Теорема косинусов» в 9-ом классе.
Цели уроков:
- Образовательные:
- усвоение всеми учащимися стандартного минимума по теме;
- формирование и совершенствование надпредметных умений обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, оперирование уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами, рассуждение по аналогии;
- развитие психологических характеристик личности учащихся: способности к абстрагированию, выдвижению гипотез, формулированию проблем;
- развитие психических свойств: память, вербальная и образная, произвольное внимание, воображение.
- Развивающие:
- определение зоны ближайшего развития учащихся в ходе решения задач с использованием теоремы косинусов;
- определение результативности и эффективности подготовительного этапа урока к доказательству теоремы косинусов через анализ и обобщение домашней работы;
- определение возможности конструирования познавательного процесса.
Начало урока. Организационный момент устанавливает личностный контакт учителя с учениками через формирование целей урока, их взаимного принятия и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается анализом успешной работы учащихся с теоремой синусов и ее применением к решению задач.
Этап подготовки к осознанному восприятию нового материала
1. (Ученик 1). Рассказ о косинусе угла:
- определение;
- значения косинусов некоторых углов от 0о до 180о;
- свойство косинусов равных углов;
- свойство косинусов смежных углов;
- свойство косинусов углов, значения которых увеличиваются о 0о до 90о.
2. (Ученик 2) Приложение. Слайд 2.
Задание: Используя треугольник АВС, найдите синус угла А и косинус угла А.Сделайте вывод.
Замечание. Острые углы А и В прямоугольного треугольника АВС дополняют друг друга. 90о и являются дополнительными.

Вывод: Косинус острого угла равен синусу дополнительного угла.
3. (Ученик 3) Используя четырехзначные математические таблицы Брадиса, найдите
1) cos25о;
2) угол
, если cos
= 0,4756;
cos25о15';
cos
= 0,5638;
cos25о18';
cos
= 0,8975.
сos43о39'.
4. Анализ и обсуждение домашнего задания. Слайд 3.
1) (Ученик 4) Задача 1.
Постройте угол, если его
а) синус угла равен
![]()
б) косинус равен
![]()
2) (Ученик 5) Задача 2. Найдите площадь треугольника, если
а) две стороны треугольника равны 20 см и 14 см, а
косинус угла между ними – ![]()
б) две стороны треугольника равны 17 см и 8 см, а
косинус угла между ними ![]()
5. Обсуждение задачи 2б. Изменим искомое в задаче 2б: Найдите квадрат третьей стороны треугольника по алгоритму: (*)

1. Постройте высоту ВД.
2. Вычислите ВД.
3. Вычислите проекции сторон треугольника АВ
и ВС на АС (АД и ДС).
4. Из прямоугольного ДС вычислите ВС2.
Запомните алгоритм и результат!
(Ответ. ВС2 = 113)
Этап изучения нового материала. Слайд 4. Теорема
В каждом треугольнике квадрат любой стороны равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.
Дано:
АВС
АВ = с, АС = b, ВС = а
Доказать: c2 = a2 + b2
– 2 abcosC
Доказательство.
А) если о, тогда cosC = 0 и c2 = a2
+ b2 (Теорема Пифагора); Слайд 5.
Б) если – острый, то для доказательства
применим алгоритм (*):Слайд 6.
Пусть АД –
высота, АД = h. Из
АДС а1 = bcosC h2
= b2 – a12.
Из
АДВ с2
= h2 + (a – a1)2,
с2 = h2 + a2 – 2aa1+
a12,
с2 = b2 – a12 + a2
– 2abcosC + a12 , т.е. c2
= a2 + b2 – 2abcosC.
В) если – тупой. Слайд 6. Доказательство проведите самостоятельно.
Замечание: Вернитесь к измененной домашней задаче 2б и вычислите ВД2 по теореме косинусов. Сравните ответы.
Работа с учебником
1. Прочитайте доказательство теоремы в учебнике
Л.С. Атанасяна Геометрия 7–9, стр.257.
2. Составьте алгоритм доказательства теоремы.
3. Расскажите основную идею доказательства.
4. Сравните доказательства. Найдите
положительные и отрицательные стороны обоих
доказательств.
5. Почему в доказательстве по учебнику не
рассматриваются три случая?
Основные задачи – следствия из теоремы косинусов
1. Нахождение третьей стороны треугольника. Слайд 7.
- a = 11, b = 35, F C = 60;
- a = 56, b = 9, F C = 120;
- a = 31, b = 8, F C = 45.
2. СЛЕДСТВИЕ 1. Нахождение углов треугольника. Слайд 8. Найдите наибольший угол треугольника, если известны все его стороны. Запишите соответствующие формулы –следствия из теоремы косинусов
- a = 8, b = 15, с = 13;
- a = 80, b = 19, с = 91;
- a = 11,
с
= 7.
3. СЛЕДСТВИЕ 2.Определение вида треугольника, зная его стороны (cлайд 9).
Задание: определите вид треугольника с заданными сторонами, вычислив предварительно косинус наибольшего угла:
- 23; 25; 34
- 7; 24; 25
- 6; 7; 9
Как можно ответить на этот вопрос без вычисления косинуса наибольшего угла?
ВЫВОД.
Пусть с – наибольшая сторона
– если с2 < a2 + b2,
то треугольник остроугольный;
– если с2 = a2 + b2,
то треугольник прямоугольный;
– если с2 > a2 + b2,
то треугольник тупоугольный.
Проверьте вывод на выполненных задачах.
4. СЛЕДСТВИЕ 3. Формула медианы треугольника. Слайд 10.
Дано: а, b, c
Найти: ma
– Решение проведите самостоятельно.
Ответ. 4 ma2 = 2b2 + 2c2 – a2
Задача. Стороны треугольника 3; 4 и 6. Найти длину медианы, проведенной к большей стороне.
5. СЛЕДСТВИЕ 4. В параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов его сторон: d12 + d22 = 2a2 + 2b2 Слайд 11.
Доказательство проведите самостоятельно и рассмотрите различные способы.
Задача. В параллелограмме стороны равны 4 см и 6 см. Одна из диагоналей 8 см. Найдите вторую диагональ.
– Дополняем теорию. (Задания на исследование по группам) Какие ранее изученные теорем можно доказать с помощью вывода теоремы косинусов?
Ответ.
1. Теорема о средней линии треугольника. (Помогает
Слайд 12.)
2. Теорема о соотношении между сторонами и углами
треугольника. (Помогает Слайд 13)
Практическое приложение теоремы косинусов
По Слайдам 14, 15 составьте задачи о нахождении расстояния между двумя недоступными предметами и решите их.
Подведение итогов урока. Оцените значимость изученного материала.
Домашенее задание: разобраться в теории, найти другие способы решения задач-следствий и оценить их; № 1025авд, 1030, 1031.